Елена Аказина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.
Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
(старшая группа)
Цель:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, Пересказ рассказа Е, Чарушина „Лисята“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чарушин Е.И.
- Темочки
• учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
• учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилаг.) и действий (глаголы);
• учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
• учить пользоваться восклицательной интонацией.
Ход занятия.
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее?. (лиса).
Дети: лиса.
В. : Правильно, лиса.
-По дорожке пойдёте, лису с лисятами найдёте.
Подходят к мольберту.
Воспитатель выставляет картину с изображением лисы с лисятами.
-Кого вы видите на картине? (Лиса с лисятами).
-Как зовут маму лисят? (лиса).
-Как зовут деток лисы? (лисята).
-Где они живут? (в лесу).
-Что ещё делает мама-лиса? (Она охраняет лисят, чтобы их никто не обидел).
В. : А теперь мы с вами поиграем. Подвижная игра (Лиса и зайки).
По лесной лужайке
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.
Вдруг бежит лисичка,
Рыжая сестричка,
Ищет где же зайки.
Зайки-побегайки?
-Вот они!
В. : А теперь садитесь на стульчики. Я сегодня хочу вас познакомить с замечательным писателем Евгением Ивановичем Чарушиным. Он написал очень много книг про животных, и я вам предлагаю послушать один из его рассказов, который называется
Лисята
У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.
Это были шустрые и беспокойные зверьки.
Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.
Эти лисята были настоящие ловкачи.
Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.
Два! – он уже на высоком шкафу.
А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…
Заглянул на шкаф – на шкафу нет.
Отодвинул комод – и там нет никого.
И под стульями нет.
И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок.
И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.
Что за чудо такое?
Подскочил сапог поближе.
Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.
Вот какие ловкачи!
Объяснение непонятных слов.
-Как вы понимаете слово: «шустрые», «таскают за шиворот», «ловкачи», «возня».
Беседа по рассказу.
- Как называется это литературное произведение?
- Кто его написал?
- Что я сейчас прочитала сказку, рассказ, или стихотворение?
- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
- Что они делали днем?
- Когда лисята просыпались?
- Что они делали до самого утра?
- Что увидел охотник, когда пришел со службы?
- Где охотник искал лисят?
- Где он нашел лисят?
Физминутка
– Ребята в лесу обитает много разных животных. Я предлагаю поиграть с медвежатами.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
Повторное чтение рассказа.
- А сейчас послушайте рассказ.
Запомнить вам поможет карта-схема (воспитатель расшифровывает картинки). Дети пересказывают по частям.
Анализ пересказа.
- Ребята, вам понравилось как пересказали?
- Использовали ребята слова, выражения автора?
- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
- Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)
- А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)
- Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)
Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу :
- Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисё нка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произности окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу : шустрый… озорные… шаловливые… пушистый (поднять 1 или 2 руки)
- А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произности окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
- Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).
Дыхательное упражнение «Ветер и листья»
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)
«Подбери картинку».
- В старину люди смотрели на животных и сравнивали поведение животных с поведением и характером людей. И придумывали разные выражения. Например: «Колюч как….(воспитатель выбираю картинку – ежа -) Получается выражение : «Колюч, как еж». Кто может объяснить, что значит это выражение. (Человек злой на язык, насмешливый).
1)Хитер как… лиса - хитрый человек, который постоянно изворачивается.
2)Труслив как… заяц - отсутствие смелости у человека.
3)Голоден как… волк - очень проголодался.
Я буду бросать мягкую игрушку кому-то и называть детёныша животного, а вы должны назвать его взрослых родителей (зайчонок – заяц (зайчиха); лисёнок – лиса (лис); волчонок – волк (волчица); медвежонок – медведь (медведица).
- Я буду называть животного, а вы дайте ему ласковое название (заяц – зайчик (зайчишка); лиса – лисичка (лисонька).
Са-са-са-это хитрая лиса
Су-су-су –и живет она в лесу
IV Подведение итога:
- Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?
- С каким автором мы познакомились?
- Какой рассказ мы сегодня читали?
Ребята, на занятии все активно работали. Молодцы.