Нина Владимировна Михайлюк
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе по теме : Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе, Пересказ рассказа Л, Н, Толстого „Косточка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой Л.Н.
- «Косточка», Толстой Л.Н.
- Темочки
Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту, грамматически правильно строя предложения. Активизировать словарь по лексической теме. Развивать слуховое восприятие; упражнять в различении неречевых звуков, тембра голоса. Обогащать словарь образными выражениями языка. Развивать память, логическое мышление, произвольное внимание. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
Словарь: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел, беда, проглотил, падающие.
Методы и приё мы: чтение рассказа, беседа, вопросы, указание, поощрение.
Оборудование: ваза с разрезанными фруктами; предметные картинки с изображением горницы, варёного рака; компьютер, компьютерная игра «Учись говорить правильно», мультимедийный проектор и экран.
Ход:
I. Вводная часть
1. Организационный момент (на столе стоит ваза с разрезанными косточковыми фруктами).
Воспитатель: Сегодня нам принесли угощение. Назовите одним словом, что это?
Дети: Фрукты.
Воспитатель: Где растут фрукты?
Дети: Фрукты растут в саду.
Воспитатель: А что же находится внутри каждого фрукта? Подойдите к вазе – посмотрите.
Дети: Внутри фруктов есть косточка, когда их кушаешь, косточку нужно выбрасывать.
Воспитатель: Молодцы, ребята вы хорошо знаете, как фрукты нужно кушать.
2. Знакомство с темой, целью
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с рассказом Льва Николаевича Толстого «Косточка».
II. Основная часть
1. Чтение рассказа
2. Беседа по содержанию
Воспитатель: Что купила мама?
Дети: Мама купила сливы.
Воспитатель: Как вел себя Ваня, когда сливы лежали на столе?
Дети: Ваня ходил вокруг слив и всё их нюхал.
Воспитатель: Почему они интересовали Ваню?
Дети: Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.
Воспитатель: Как повёл себя Ваня, когда остался один в комнате?
Дети: Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.
Воспитатель: Кто заметил, что одной сливы не стало?
Дети: Мама посчитала сливы и заметила, что одной не хватает.
Воспитатель: Признался ли Ваня в своём поступке?
Дети: Нет, он как и все дети сказал, что не ел слив.
Воспитатель: О чём беспокоился папа?
Дети: Он сказал, что если кто – нибудь съел из детей сливу – это нехорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрёт.
Воспитатель: Что ответил Ваня?
Дети: Ваня сказал, что косточку выбросил в окошко.
Воспитатель: Почему Ваня заплакал?
Дети: Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.
Воспитатель: А как бы вы поступили на месте Вани?
Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.
Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы её понимаете?»
Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.
3. Словарная работа
Воспитатель: в рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак»,что оно означает?
Дети: От стыда стал красного цвета, как варёный рак.
Воспитатель: А что такое «горница»?
Дети: Светлая, красивая комната.
Воспитатель: Как вы понимаете, слово «сочла»?
Дети: Посчитала.
Воспитатель: Что означает слово «проглотил»?
Дети: Быстро съел.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «побледнел»?
Дети: стал белым, бледным от испуга.
Воспитатель: Назовите ещё фрукты, у которых есть косточка, как у сливы.
Дети: Персик, абрикос, алыча.
Воспитатель: Где они растут?
Дети: На дереве в саду.
Воспитатель: попробуем достать с ветки абрикос.
4. Речь с движением «На ветке»
Вот на ветке – абрикос. Потянуться руками вверх
Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны
Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться
руками вверх.
Но смотри, не оступись! Быстро присесть.
Е. Карельская.
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно послушайте, а затем будете пересказывать. (Повторное чтение рассказа)
6. Пересказ рассказа детьми
Воспитатель: Расскажите историю про мальчика Ваню. (Рассказы детей)
7. Игра «звуки осени»
Воспитатель: Когда созревает урожай фруктов?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Осень - прекрасное время года. Я предлагаю вам послушать и определить звуки осени. (Компьютерная игра «Учись говорить правильно» - раздел «Неречевые звуки. Лес»)
Дети: Шелест листьев, шум дождя, крики птиц, улетающих на юг…
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень внимательные.
III. Заключительная часть.
Итог:
Воспитатель: Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось больше всего? Как называется рассказ, который вы пересказывали? Кто его автор? Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестрёнкам и братишкам.