Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»

Зинаида Муравлева
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Воспитатель: Муравлева З. В.

Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием графических схем.

Задачи:

- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

- Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе, Пересказ рассказа Е, Чарушина „Еж“» размещена в разделах

- Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.

Образовательная область: Развитие речи.

Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием графических схем.

Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание картинок (слайдов); рассматривание колющих предметов, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: Глаголы: свернулся, закатили, удрал.

Слова, сложные по слоговой структуре: Существительные: страх; Глаголы: свернулся, развернулся, удрал.

Предварительная работа:

• чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»;

• беседа с детьми о диких животных;

• разучивание физкультминутки.

Материал: игрушка ежа, рассказ Е. Чарушина «Еж», графические схемы, презентация к рассказу, раскраски.

Оборудование: ИКТ, доска для схем, коробка, набор колющих предметов (ветка с шипами, иголки в игольнице, булавки, кактус).

Ход занятия

Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Воспитатель предлагает встать детям полукругом.

- Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц - полукругом.

- У нас сегодня много гостей. Все хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся. Все гости приветливо нам улыбаются, подарим и мы гостям свои улыбки.

- А теперь улыбнитесь друг другу.

- Пожалуйста, улыбнитесь и мне. Спасибо.

- Проходите, садитесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель «находит» коробку.

2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Развитие словесно - логического мышления.

- Ребята, вы слышите, кто-то скребется? Я сейчас поищу.

Воспитатель «находит» коробку.

- Здесь написано, что коробка откроется, если вы отгадаете загадку:

Шубка - иголки,

Свернётся – он колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто же это? (Ёж)

- Вот коробка и открылась (достаёт ежа). Кто же спрятался в этой коробке?

- Посмотрите, какой он? Что можете про него сказать? (пушистый, серый, большой и т. д.)

- Из чего сделана эта игрушка? (из искусственного меха)

- А чем покрыто туловище настоящего ежа? (иголками) (слайд 2)

- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов.)

- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.) (слайд 3)

- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, иголкой, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

- Как надо обращаться с такими предметами? (осторожно)

3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

- Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы, наверное, уже догадались, о ком он? (о еже)

- Рассказ называется «Еж», а написал его детский писатель Е. И. Чарушин. (слайд 4)

Е. И. Чарушин был не только писателем, но и замечательным художником. Посмотрите, каких забавных животных нарисовал Е. И. Чарушин к своим рассказам. (Слайд 5)

- Слушайте внимательно, потому что этот рассказ мы будем учиться пересказывать.

А наш ежик пусть сядет на стульчик и тоже послушает.

По ходу чтения адаптированного рассказа педагог демонстрирует слайды.

Ходили ребята по лесу. (Слайд 6)

Нашли под кустом ежа. (Слайд 7)

Он со страху шариком свернулся. (Слайд 8)

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли. (Слайд 9)

Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. (Слайд 10).

А потом ежик удрал к себе обратно в лес. (Слайд 11).

4. Словарная работа.

- Что значит «со страху», «удрал»? (от испуга, убежал)

5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.

- Давайте поучим нашего гостя - ежика отвечать на вопросы не одним словом, а целой фразой.

- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.) Покажите руками.

- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)

6. Физкультминутка.

- Что – то наш ежик заскучал, давайте с ним поиграем. Ребята, выходите на лужок, становитесь все в кружок. (Денис с ежом в середине)

Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик»

(дети выполняют движения, согласно тексту)

Жил в лесу колючий ёжик, да-да-да,

Был клубочком и без ножек, да-да-да.

Не умел он хлопать — хлоп, хлоп, хлоп.

Не умел он топать — топ, топ, топ.

Не умел он прыгать — прыг, прыг, прыг.

Только носом шмыгал — шмыг, шмыг, шмыг.

В лес зайчата приходили, да-да-да,

И ежа всему учили — да-да-да.

Научили хлопать — хлоп, хлоп,хлоп.

Научили топать — топ, топ, топ.

Научили прыгать — прыг, прыг, прыг.

А он их… носом шмыгать — шмыг, шмыг, шмыг

7. Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в косвенных падежах.

- Давайте с вами поучимся правильно говорить.

• Дети нашли (кого) (ежа)

• Подошли (к кому (к ежу)

• Напоили его (чем… (молоком)

• Ежик напился (чего… (молока)

• Значит, дети позаботились (о ком) (о еже)

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.

-Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.

Дети договаривают начатые педагогом фразы.

-Ходили ребята по (лесу).

- Нашли под кустом (ежа).

- Он со страху свернулся (шариком).

- Закатили ребята ежа в (шапку).

- И принесли ежа (домой).

- Дали ему (молока).

- Развернулся еж и начал есть (молоко).

- А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

9. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно - логического мышления, диалогической речи.

- Посмотрите на эти необычные картинки. (На магнитной доске) Это схемы к рассказу «Ёж».

Воспитатель знакомит с детей с условными обозначениями.

- Давайте эти схемы разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку — план рассказа.

10. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

- А сейчас мы с вами расскажем историю про ежа по схемам, которые только что разложили по порядку. Принимают участие все дети по цепочке.

- Кто хочет рассказать историю целиком?

Один – два ребенка повторяют рассказ целиком.

11. Рефлексия.

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Кто не успел пересказать рассказ, сможет сделать это на прогулке или дома родителям. Ведь они не знают этот рассказ.

- Кто напомнит, как называется рассказ?

- А кто написал этот рассказ?

- Ребята, ёжик приготовил вам сюрприз. Воспитатель достает из коробки раскраски.

Вот эти раскраски. Их вы раскрасите позже.

Дети прощаются с гостями.

Закрепление изученного материала вне занятия :

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки — плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Пересказ рассказа «Альма» Воспитатель: Рыжикова Ольга Валентиновна. Цель: обучение детей пересказованию короткого рассказа. Задачи: -связная речь: учить детей связно,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа: «На кухне» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе пересказ рассказа "На кухне" Арбузова Анастасия. Программное содержание: Обогащать и активизировать.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Тема: «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Тип: Интегрированное занятие Программное содержание или задачи Образовательные задачи •Учить детей.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Я. Тайца "Поезд" Подготовила: воспитатель Савиных Е. Ю. Цель:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Сутеева «Кораблик» Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Задачи: Связная речь: учить связно рассказывать.

Конспект занятия по развитию речи — пересказ рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» Пересказ рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли» Цели: 1образовательная: обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Подготовила Кондратенко Ольга Пересказ рассказа В. В. Бианки «Купание медвежат» Задачи: учить пересказу от лица главного героя, активизировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова-Микитова «Белки» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ отрывка из рассказа И. Соколова- Микитова «Белки» Цель. Научить детей связно.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Про зайчат» Пересказ рассказа Е. Чарушина «Про зайчат». Программное содержание: Закреплять умение пересказывать небольшие рассказы, используя приемы.

Речевое развитие в средней группе: пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка» Целевой ориентир: ребенок пересказывает короткий рассказ, умеет выразительно передавать диалог персонажей, правильно произносит слова со.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»
Опубликовано: 13 августа 2017 в 23:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Еж»» (включая файлы) размещена пользователем Зинаида Муравлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД