Виктория Маляренко
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Откуда хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему :
«Откуда хлеб пришёл»?
Подготовила воспитатель Маляренко Виктория Александровна.
Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.
Программно – образовательные задачи:
Социально-коммуникативное развитие :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- воспитание уважение к труду людей участвующих в выращивании и производстве хлеба;
- развитие коммуникативных способностей навыков свободного общения)
- воспитание бережного отношения к хлебу;
Художественно - эстетическое развитие :
- формирование навыка связного последовательного высказывания;
- воспитание любви к русской народной игровой поэзии;
Речевое развитие :
- активизация и обогащение словаря: земледелец, тракторист, хлебороб, комбайнёр, агроном, нива, жатва, страда, боронование, пахота, сеялка, молотьба, цепы, серп, коса, элеватор, мельница, жернова;
- словообразование: хлеб – хлебороб, трактор – тракторист, комбайн – комбайнёр;
Познавательное развитие :
- уточнить и расширить представления детей о выращивании хлеба.
- познакомить детей с тем, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- формирование представлений о профессиях людей занятых в выращивании хлеба : тракторист, комбайнёр, агроном, лётчик, пекарь.
- развитие умения устанавливать связи и делать умозаключения;
Физическое развитие :
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методические приемы: использование ИКТ, наглядный материал, беседа, вопросы.
Материал и оборудование: презентация «Прошлое и настоящее хлеба», народный костюм, колосья пшеницы, фартуки,каравай, разные виды натуральног хлеба
Содержание НОД:
1. Орг. момент
Воспитатель в народном костюме вместе с детьми заходят в зал, приветствуют гостей
Воситатель : Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Дети: Нам здороваться ни лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Если каждый улыбнёт - Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой я сегодня надела необычный костюм? Как он называется? (нар костюм)
Сейчас я назову предметы одежды моего костюма
(Понёву, сарафан, навершник, фартук-занавеску)
Дети: Вы сегодня одеты в русскую одежду, на голове кокошник.
Воспитатель: Правильно ребята! И не просто так я его сегодня надела, потомучто сегодня у нас пойдет разговор об очень древнем продукте питания.
Отгадайте загадку узнайте, что там?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Воспитатель: Правильно, это хлеб
Воспитатель: Сегодня у нас гости. Есть у нашего народа очень красивый обычай - встречать гостей караваем хлеба. (воспитатель вносит каравай)
Дети а вы знаете стихи, прославляющие хлеб?
Дети:
1 реб. Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой.
2реб Вот он, тёплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
3 реб В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
4 реб. В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
5 реб Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
6 реб Ведь не сразу стали зёрна
7 реб Хлебом тем, что на столе,
8реб. Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Воспитатель: Дети спасибо вам за стихотворения, в которых вы прославили хлеб не даром говорят хлеб всему голова- а какие пословицы и поговорки знаете о хлебе?
Коммуниативная игра «Каравай передавай и пословицу называй»
1 реб. И обед не в обед, коли хлеба нет!
2 реб. Без соли не вкусно, без хлеба несыто!
3 реб Хлеб на столю, так стол –пристол! А хлеба ни куска. так и стол – доска!
4 реб. Ни трудиться. так и хлеба ни добиться!
5 реб. Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
6 реб Без печи холодно, без хлеба голодно!
7 реб. Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат!
8 реб. Едешь на день, хлеба бери на неделю!
Ребята, я вас приглашаю совершить экскурсию : «Прошлое и настоящее хлеба»
Показ презентации
Слайд 2. Задолго до весеннего сева начинают свою работу земледельцы для получения хорошего урожая. И для этого нужны не только удобрения, но и вода. Зимой на полях с помощью машины - снегопаха, прицепленной к трактору, производят снегозадержание.
В: Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега?
(Когда придёт весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения.)
В: Вспомните народную пословицу об этом этапе работы:
(Много снега, много хлеба)
Слайд 3. Чтобы был большой урожай, необходимо хорошо подготовить землю. Тракторист к трактору прицепляет плуг и пашет землю. Идёт трактор по пашне, за ним плуг переворачивает почву наизнанку.
Слайд 4. Чтобы поле было ровным и на нём меньше росло сорняков, к тракторам прицепляют бороны, они рыхлят землю и уничтожают сорные травы.
Слайд 5. Наконец настала посевная. Что знакомо вам на этом слайде? (трактор). К тракторам присоединяют сеялки, только с их помощью можно засеять ровно большое поле.
Слайд 6. Раньше, когда у крестьян были небольшие поля, они пахали, бороновали землю и сеяли зерно вручную.
Этюд «Зёрнышко»
Представьте, что вы зёрнышко. Попало зернышко в тёплую насыщенную влагой землю (дети садятся на корточки);
Солнышко его согрело, появился маленький росток (дети поднимаются и вытягивают руки вверх);
Раскрыл росток свои листочки, подставил солнышку и тёплому летнему дождику (дети разводят руки в стороны);
Появился колосок, он сначала был зелёным, а потом зазолотился (дети складывают руки над головой домиком);
Эксперимент деятельность
Воспитатель: Я предлагаю вам рассмотреть колосок! Пройдемте в нашу лабораторию.
Воспитатель: Это колос пшеницы. Из чего состоит колос?
Дети: Из стебля, зерна, усиков.
Воспитатель: Как расположены зерна на колосе пшеницы?
Дети: Зёрнышки в нём расположены в два ряда, круглые.
Воспитатель: Для чего нужен стебель?
Дети: К стеблю прикрепляются зерна.
Воспитатель: Как называется часть колоса, где находится зерно?
Дети: Колосковые чашуйки.
Воспитатель: Какую муку делают их пшеницы?
Дети: Зерна пшеницы круглые из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.
Слайд 7. Наступила радостная пора: созрела пшеница. Началась уборка урожая - жатва.
На поля выходят комбайны, на которых работают комбайнёры. (хвалебная песня о хлебе)
Слайд 8. В стародавние времена обычно колосья жали серпом.
Но в некоторых районах страны косили косой.
Слайд 9. Скошенные колосья связывали в снопы, а их потом ставили в копны.
Слайд 10 Современные комбайны не только скашивают хлеб, но и подбирают, обмолачивают их потом.
Слайд 11. Хлеб отвозили на зерновой ток и там зерно молотили цепами и отвозили на хранение.
Слайд 12. Сейчас зерно хранится на элеваторах, это сооружение для хранения больших партий зерна.
Слайд 13
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Коммуникативная игра «Мельница» придумать движения
Мельница, мельница (круговые движения руками вдоль тела)
Жерновочек вертится (круговые движения перед грудью)
Мели, мели, не зевай (потирание ладоней друг об друга)
И в лоточек собирай. (пригоршня из двух ладоней)
Слайд 17. На хлебозаводе пекари пекут хлеб, а оттуда хлеб на специальных машинах везут в магазины.
Воспитатель: У хлеба богатая история и очень трудный путь на наш стол.
А теперь я приглашаю вас на хлебную ярмарку (стена украшена в русском стиле)
Воспитатель :Ярмарка, ярмарка - что за чудо ярмарка!
Собирайся-ка, народ,
У нас хлебная ярмарка идет!
Посмотрите гости сколько у на разной хлебной продукции!
Дети:
1 реб.
Я представляю белый,нарезной хлеб. Он изготовлен из муки высшего сорта. Из него можно изготовить бутерброды, тосты, канапе.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
2реб.
- Хлеб ржаной. Он изготовлен из ржаной муки, из него можно приготовить гренки, сухарики, квас.
Хлеб ржаной накормит нас,
Приготовь чудесный квас!
3 реб.
Батон. Изготавливаетя из белой пшеничной муки высшего сорта. Банот удобен в приготовлении бутербродов на завтрак.
И с икрой, кружком колбасным
Батон на завтрак ешь прекрасно!
4 реб
Целнозерновой хлеб. В состав данного входят зерна подсолнечника, кедровые орехи, конопляное и льняное семя. Этот хлеб употребляют с супами борщами.
Самый вкусный, несравненный
Целнозерновой хлеб отменный!
5 реб.
Тарталетки выпекают из тонкого теста в специальных формах для празничного стола.
Тарталетка на столе
Друзья на праздник
Спешат ко мне!
6 реб
Лаваш. Выпекают в виде тонкого блинчика в специальной глиняной печи.
Лаваш, лаваш - продукт не наш!
Начинку в него завернешь!
Прекрасный вкус ты поймешь!
7. Бублики изготавливают из пшеничной муки. Употребляют этот продукт к чаю, кофе, с молоком
Бублик с маком ароматный.
С молоком такой приятный,
8. Каравай. Этот хлеб выпекают из пшеничной муки. Подают на празниках, днях рождениях, свадьбах
Каравай пахучий, знатный,
На праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Воспитатель: Теперь я вас приглашаю на хороводную игру «Каравай»
Хороводная игра «Каравай» (Рус. нар.)
Дети:
К дошколятам на машине каравай приехал ныне.
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!
Каравай: Я выбираю пекаря.
Пекарь: Я не грел на печке бок - каравай ребятам пек!
Дети:Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!
Пекарь:Мельника!
Мельник: Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку!
Дети: Мельник, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!
Мельник: Хлебороба!
Хлебороб : Я в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал!
Дети: Хлебороб, в круг вставай, кого хочешь выбирай!
Хлебороб :Я ребят всех выбираю, с ярмаркой всех поздравляю!
Вам награда - урожай! Гостей всех хлебом угощай! (дети танцуют)
Дети угощают гостей хлебом.