Надежда Круглова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Ваши права, дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по «Познавательному развитию на тему
«Ваши права, дети.»
Цель: Формировать у детей представление о собственных правах
Задачи:
• Рассказать о «Конвенции о правах ребенка», принятой для всех детей планеты, в доступной форме, опираясь на примеры сказочных героев;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию „Ваши права, дети“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
• Развивать содержательность и связность речи детей, а также речевое творчество, выразительность речи;
• Учить детей совместно обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки; участвовать в коллективных разговорах, строить свои высказывания кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения, внимательно слушать собеседника, дожидаясь своей очереди для высказывания;
• Воспитывать у детей доброжелательность, внимание, терпеливость; формировать навыки поведения
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, что люди появились на земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились Главные Вопросы: что могут люди делать, а что не могут? Что они обязаны делать, а что не обязаны? На что имеют права, а на что не имеют?
Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. Собрались главные люди из разных государств на совет и решили государства объединиться, чтобы все споры и проблемы решать мирно, договариваться, как это делается у культурных людей.
Слайд №1. Так появилась Организация Объединенных Наций – ООН.
Слайд №2. Написали книгу «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Ведь самое важное – это жизнь человека, его здоровье, свобода и благополучие. Это важный государственный законодательный документ. А заботясь о детях, написали вторую книгу – «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка. И наше государство тоже подписалось под этим документом и, значит, дало слово всему миру заботиться о своих детях. И сегодня, ребята, мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.
Слайд №3. И всегда рядом со взрослыми были их дети, о которых всегда нужно заботиться. Почему?
( ответы детей: слабые, беззащитные, маленькие).
Слайд №4. У русского народа символом счастья всегда была Жар-птица, но птицу счастья под силу поймать взрослому, умному, много знающему. А символом исполнения детских желаний считается что, как вы думаете?. Слайд №5. Цветик-семицветик (сказка В. Катаева. Главная героиня – девочка Женя – обладательница этого удивительного волшебного цветка).
Сегодня этот цветок распустится в нашей группе, чтобы познакомить с вашими правами, которые должны выполняться.
Итак, первый лепесток – ЖЕЛТЫЙ – важнейшее право, которое имеют все дети на свете – право на жизнь, на охрану здоровья.
Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет?
(благодаря родителям). А кто еще заботится о вас после рождения, и как берегли, охраняли ваше здоровье?
Родители – обеспечивают питанием, одеждой, водят к врачам, лечат по назначению врача, закаливают, занимаются вместе с ребенком спортом, путешествуют.
Врачи – лечат, делают прививки, операции, консультируют, наблюдают.
Воспитатели и сотрудники дет. сада – соблюдают режим дня, следят за чистотой и свежестью воздуха, оказывают помощь, если заболел.
Повара – готовят вкусную и полезную пищу.
Строители – строят просторные дома, детские сады, школы, поликлиники и больницы.
Писатели – пишут полезные книги о здоровье, режиме, питании.
Художники - рисуют плакаты о том, как сохранить здоровье.
Клоуны, актеры – создают хорошее настроение, что очень полезно для здоровья.
Тренеры – проводят физ. занятия и спортивные тренировки, которые сохраняют здоровье.
Слайд №6. Когда болезни неизлечимы, государство выделяет деньги на специальные школы, где слепых научат читать, а глухонемых – общаться. Детям, у которых не действуют ноги, государство помогает приобрести специальную коляску, чтобы ребенок мог выйти из дому, погулять и даже заняться спортом.
Второй лепесток – КРАСНЫЙ.
Воспитатель (читает) – «Ребенок имеет право на гражданство». Слайд №7. Показывает «Свидетельство о рождении». После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Это документ моего сына, где записано, что он гражданин России, у него есть фамилия, имя, отчество, где и когда он родился (зачитывает).
Задание на дом: попросить родных показать вам свидетельство о рождении.
Давайте поиграем в кругу. Игра «С кем дружу, всем расскажу». Выбирая себе товарища, друга, называйте его по имени. Можете сказать, почему выбрали именно его. Дети перебрасывают мяч, представляя друга.
Молодцы! Садитесь, пожалуйста. Обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку. Это нарушение его права на имя.
Скажите, пожалуйста, друзья, с кем вы живете? (с родителями) А как назвать одним словом вас и ваших родителей? (Семья).
Третий лепесток – СИНИЙ. В книге прав ребенка записано, что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи.
Человек, живя в мире природы, учился беречь ее, так как без природы он просто не выживет. Наблюдая, стал сравнивать себя с другими живыми существами, изображать их.
Например, загадка: В стужу согреет, в жару охладит, и накормит и обует, и поможет донести (дерево). Игровое упражнение «Изобрази дерево»(растет от корней, тянется к солнышку, ветки толстые и тонкие. И растет как человек –не один год, а десятки лет). Обращаю внимание детей на изображение семейного древа – оно показывает связь поколений в семье.
Дедушки и бабушки – это наши корни (всё растет от корней и держится на них). Вместе с детьми рассматриваем фотографии, расположенные на семейном древе. Предлагаю дома, с помощью родителей, составить свое семейное древо. Чтение стихотворения «Моя родня» Я. Аким.
Ребята, как важны семья, дом, мать, отец, расскажите с помощью русских народных пословиц:
• Если дружба велика, будет Родина крепка.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
• Где мир и лад, там и клад.
• Без семьи нет счастья.
• Согласную семью горе не берет.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Всякий дом хозяином держится.
• Где один муж не сможет, там жена поможет.
• Всякой матери своё дитя мило.
• Жалей отца с матерью – других не найдешь.
• С детьми горе, а без них – вдвое.
• Добрые дети – дому венец, а злые – конец.
• Изба детьми весела.
• Птица рада весне, а мать – деткам.
• Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.
• Сердце матери лучше солнца греет.
• Нет друга нежнее матери.
• У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло.
Молодцы, ребята, а теперь пора открыть четвертый листок – ЗЕЛЕНЫЙ.
«Дети имеют право на образование». Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умными, воспитанными, а государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки.
Я вам хочу показать одного сказочного героя. Недаром говорится, что сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
Кто это? Слайд №8. Правильно, Буратино. Папа Карло купил «Азбуку» с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А Буратино куда пошел? В цирк. Так и останется неграмотным, необразованным, так недолго до того, что будут называть как другого известного нам персонажа, какого? Незнайка. Слайд №9. Скоро вы, ребята, пойдете в школу, и там многому вас научат, да и сейчас время зря не идет. В саду вы на занятиях хорошо занимаетесь, некоторые дополнительно занимаются – готовятся к школе в Доме детского творчества. Желаю вам прилежности, старания.
Пятый лепесток – ОРАНЖЕВЫЙ. «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого бесчеловечного обращения».
Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка, а государство обещает защищать своего маленького гражданина и наказать того, кто жестоко обращается с детьми.
Предлагаю детям пройти к доске, на которой иллюстрации к различным сказкам, поразмышлять, в каких сказках нарушались права героев(«Гуси – лебеди», «Жихарка», «Сказка о царе Салтане», «Снежная королева», «Кот, Петух, Лиса», «Тараканище», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Молодцы! Садитесь на место.
Шестой лепесток – ФИОЛЕТОВЫЙ. «Ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться». Да, делу - время, а потехе – час. Музыкальная пауза. Логоритмикапод муз. композицию «Мы на свет родились, чтобы радостно жить». Слайд №10.
Седьмой лепесток – ГОЛУБОЙ. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей. Взяв в руки этот лепесток, я загадала, чтобы вы росли здоровыми, вежливыми, внимательными, добрыми, умными, послушными в жизни, и пусть у вас всё будет складываться удачно.
Дети читают стихи
1-й :Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
2-й: Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
3-й: Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днем,
Пусть у каждого ребенка
Будет теплый светлый дом.
4-й: Детство только раз бывает
У ребят любой страны,
Пусть никто из них не знает
Горя черного – войны
5-й: Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.
6-й: Чтобы горе исчезло, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда!