Елизавета Лебедева
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Сенсорика — удивительная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по (Познавательному развитию)
На тему: «Сенсорика – удивительная страна»
для детей старшей группы
Цель:Обогащение сенсорного опыта, создание игровых условий для развития воображения, мышления, памяти, познавательного интереса детей.
Задачи:
Обучающая:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Сенсорика — удивительная страна“» размещена в разделах
Развивать сенсорные возможности детей : зрительные, слуховые, тактильные.
Научить применять теоретические знания на практике.
Развивающая:
Развивать рецепторы вкуса, закреплять умение передавать свои ощущения в связной речи.
Развивать общую, мелкую моторику, речь, внимание, мышление, память; коммуникативные навыки: умение работать в подгруппах, договариваться, учитывать мнения товарищей.
Развивать двигательную активность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательная:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим, умение радоваться достигнутому результату.
Оборудование: аудиозапись музыкального сопровождения для путешествия, муляжи фруктов и овощей, поднос с нарезанными фруктами и овощами (яблоко, груша, огурец, манная крупа разных цветов (на каждом столе свой цвет, мешочек с манной крупой, карточки с названиями дней недели, детские стульчики и столы.
Демонстрационный материал : красочное оформление на доске из вырезанных букв (Страна «Сенсорика», бабочки и цветочки для украшения группы и доски, сухой бассейн из цветных шариков.
Раздаточный материал: картон –коврики А4 разных цветов – по количеству детей, маленькие геометрические фигурки (по 6 штук на каждого ребёнка, вырезанные большие геометрические фигуры разного размера и цвета – по количеству детей (для каждой подгруппы, прищепки по 4 штуки на каждого ребёнка, цветные скрепки, медицинские чепчики на каждого ребёнка, белый картон (по количеству детей, цветной картон с вырезанными шаблонами (на каждого ребёнка, клей ПВА, кисточки (на каждого ребёнка, салфетки сухие и влажные.
Предшествующая работа по подготовке к занятию: познакомила и провела разнообразные дидактические игры на развитие сенсорных эталонов такие как «Какого цвета предметы в нашей группе», «Опиши по памяти», «Чудесный мешочек», «Угадай наощупь» и др., подвижные игры, пальчиковые; оформила стенд «Геометрические фигуры», изучила методическую литературу.
Предварительная работа с детьми: разгадывание загадок и заучивание стихов о геометрических фигурах; наблюдение за предметами ближайшего окружения; вспомнили цветовую гамму и оттенки; повторили названия дней недели; провела исследовательско – экспериментальную деятельность по окрашиванию манки пищевыми красителями.
Индивидуальная работа: с Серёжей Б., Виолеттой П., по называнию геометрических фигур в игре «Цветные человечки»; с Александром Ш. и Артёмом Ж. по определению цвета в игре «Волшебная манка»; с Егором Ф., Полиной З., Иваном В., в назывании дней недели, в игре «Живая неделя», с Катей И. и Елизаветой в определение таких понятий, как вправо – влево, внизу – вверху в игре «Собери коврик».
Словарная работа: ветерок – озорник, полный переполох, исследователи, учёные, дегустировать.
Интеграция образовательных областей : «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое».
Методы обучения: наглядный, игровой, словесный.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Виды деятельности : игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, социально - коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная, индивидуальная.
1. Вводная часть
Воспитатель:
-Здравствуйте мои друзья, всех вас рада видеть я!
Дети:
-Здравствуйте.
Воспитатель:
Доброе утро Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение (дети здороваются и с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).
Воспитатель:
-Ребята, вы любите путешествовать?
- Да!
Воспитатель:
- А хотите попасть со мной в волшебную страну, которая называется «Сенсорика»?
Дети:
-Да!
-Воспитатель:
-Тогда давайте поспешим.
-Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде!
Садимся поудобнее в поезд и… Поехали!
(Дети изображают движение поезда, а в это время звучит музыка) Воспитатель:
-Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну «Сенсорику»
Всех детей привез!
Воспитатель:
- Внимание! Наш поезд прибывает в страну «Сенсорика». Посмотрите, как здесь красиво, красочно. (Воспитатель обращает внимание на красочно оформленную доску и группу). Первая станция - «Фигурная». Выходите из вагонов, подходите к столикам. Давайте сразу распределимся по подгруппам.
(Дети выходят из поезда и подходят к столикам, на которых разложены геометрические фигуры. Три стола и три подгруппы детей. Примерное количество – 3-4 человека в подгруппе)
2. Основная часть
Станция «Цветные человечки»
Воспитатель:
- Жителями этой станции будут цветные человечки, которых мы с вами придумаем. Вам необходимо собрать из геометрических фигур человечков. Что для этого потребуется? Посмотрим, что лежит на столах.
Дети:
- Геометрические фигуры, скрепки, прищепки.
Воспитатель:
-Правильно. Используя геометрические фигуры, скрепки и прищепки, у вас должны получиться цветные человечки. Ну что приступим!
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Я буду загадывать загадки, а отгаданную фигуру вы возьмёте и положите перед собой.
-Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это …
Дети:
-Круг
(дети находят круг и кладут его перед собой)
Воспитатель:
-Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы.
Дети:
-Овал
Воспитатель:
-Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь?
Дети:
-Треугольник
Воспитатель:
-Четыре палочки сложил
И фигуру получил.
Вам её представить рад,
А зовут её…
Дети:
-Квадрат.
Воспитатель:
-Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат?
Дети:
-Прямоугольник.
Воспитатель:
- Ребята, чем отличаются геометрические фигуры?
Дети:
-Формой, цветом, величиной.
(Дети из угаданных геометрических фигур делают человечков,
используя скрепки и прищепки. Прищепки крепят вместо рук и ног).
Воспитатель:
- Вот какие человечки получились!
-Спасибо, ребята! Но на этой станции нужно сделать ещё одно очень важное задание.
-Перед тем как нам приехать сюда, у наших друзей – цветных человечков случилась беда: прилетел сюда ветерок – озорник. Он так увлёкся своей игрой, что устроил полный переполох: он сдул все фигурки с ковриков. Эти коврики были непростые, на них каждая фигура знала своё место. Одна привыкла жить только в правом верхнем углу, а другая – наоборот, только внизу и только слева. Вот так. Испугался он того, что наделал, и улетел. А человечки очень расстроились. Ребята, а мы им сможем помочь? Как?
Дети:
-Мы сделаем им новые коврики.
Воспитатель:
-Садитесь на стульчики. Пододвиньте поближе коврики и фигуры. Мы начинаем!
-Внимательно слушайте задание и прикладывайте фигуры, там, где я скажу.
Воспитатель:
-В левый верхний угол положите треугольник;
- в правый нижний угол положите квадрат;
-в центр - круг;
- в левый нижний угол - прямоугольник;
-в правый верхний угол положите овал.
Воспитатель:
-А сейчас проверим.
-Какую геометрическую фигуру положил Вова в правом нижнем углу? Какого цвета?
-Где положила Катя круг? Какого цвета круг?
-В каком углу Егор положил овал? Какого цвета?
Воспитатель:
-Спасибо, цветные человечки, а нам пора в путь! Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.
(Дети садятся в поезд, и под музыку едут на следующую станцию)
Воспитатель:
- Наш поезд прибывает на станцию «Всезнайкино»
(Дети становятся полукругом и отвечают на вопросы воспитателя. Воспитатель подаёт мяч тому ребёнку, кто отвечает на вопрос)
Воспитатель:
- Сколько ушей у двух собак?
Дети:
-Четыре.
Воспитатель:
-Сколько глаз у светофора?
Дети:
- Три.
Воспитатель:
- Сколько солнышек на небе?
Дети:
-Одно.
Воспитатель:
- Сколько пальцев на одной руке?
Дети:
-Пять.
Воспитатель:
-Сколько цветов у радуги?
Дети:
-Семь.
Воспитатель:
- Сколько носов у двух котов? Дети:
Два.
Воспитатель:
- Сколько дней в неделе?
Дети:
-Семь.
Воспитатель:
- Сколько в неделе выходных дней?
Дети:
-Два.
Дидактическая игра «Живая неделя»
Воспитатель:
-Ребята, сейчас я вам надену короны с названиями дней недели в хаотичном порядке.
(Воспитатель надевает короны с названиями дней недели детям. Остальные дети присаживаются на свои места).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, на этой станции перепутались дни недели. Им нужно построиться друг за другом в нужной последовательности.
Воспитатель обращается к ребятам, символизирующим дни недели:
- Неделя, стройся!
(Дети выстраиваются в нужном порядке)
Игра «Назовите свой день недели»
- Вторник, топни ногой!
Воспитатель:
-Пятница, хлопни в ладоши.
Воспитатель:
- Суббота, помаши рукой.
Воспитатель:
- Молодцы! Все справились с заданием.
Воспитатель:
- А весёлый поезд нас опять зовёт в дорогу (звучит музыка)
-Едем дальше!
- Паровоз летит,
Паровоз гудит,
Чох, чох, чух, чух
Я далеко укачу! (2 раза)
Воспитатель:
-Цветные человечки решили вас отблагодарить и угостить. А вот чем?
-Следующая станция «Исследователи»
Воспитатель:
-Ребята, что значит исследователи? Что это за люди?
Дети:
-Они исследуют, изучают, экспериментируют.
Воспитатель:
-Правильно. Мы с вами сейчас тоже превратимся в учёных. Давайте наденем на голову чепчики, чтобы всё было по – настоящему.
Игра заключается в следующем. Один представитель от каждой подгруппы с закрытыми глазами должен угадать, что он попробовал.
(На зубочистках нанизаны кусочки яблока, груши и огурца. (Ребёнок пробует, и если угадывает, то достает этот овощ или фрукт наощупь из сухого бассейна. Этот же фрукт или овощ пробуют одновременно дети с какой – то подгруппы (у каждой подгруппы на столе свой продукт, но молчат о том, что попробовали. Пока не ответит представитель подгруппы.
Воспитатель:
-Что ты съел? Какой он по вкусу?
Ребё нок:
-Сладкий, сочный, нежный, ароматный, свежий и т. д.
Воспитатель:
-Ребята, вы согласны?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Молодцы!
Следующая станция «Творческая»
Дидактическая игра «Волшебная манка»
Воспитатель:
-Мы продолжаем с вами быть учёными. Ребята, приподнимите салфетку и посмотрите, что насыпано у вас в контейнере?
Дети:
-Манка.
Воспитатель:
-Молодцы! Обычного ли цвета манка? А какого цвета у вас манка?
Дети:
-Красная, жёлтая, оранжевая и зелёная.
Воспитатель:
А теперь изобразите на картоне по шаблону тот фрукт или овощ, который вы пробовали на станции «Исследователи»
(Индивидуальная творческая работа в подгруппах. Дети работают с крупой. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям).
Воспитатель:
- Молодцы! Покажите, какие интересные работы у вас получились.
Воспитатель:
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад!
Воспитатель:
- Садимся в наш поезд и возвращаемся!
(Звучит музыка)
А паровоз снова зовёт нас в путь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Тук, тук, тук, колёса,
Мчится паровоз –
Всех ребят он снова
В детский сад привёз!
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- Что больше заполнилось в нашем путешествии?
Дети:
-Делать цветных человечков.
-Угадывать на вкус.
-Рисовать необычным способом.
4. Рефлексия
- На столе лежат смайлики веселые и грустные. Давайте каждый выберет себе смайлик под свое настроение после нашего путешествия.
(Дети выбирают себе по смайлику)
- Всем большое спасибо! До свидания!