Надежда Ускова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру «Путешествие капельки» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по окружающему миру «Путешествие капельки».
(старшая группа)
2018 учебный год
Воспитатель: Ускова Надежда Андреевна
Цель: Уточнение представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении).
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
Задачи: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека; прививать бережное отношение к воде; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Продолжать развивать познавательный интерес; учить выражать свои чувства и ощущения; развивать любознательность.
Материал и оборудование:
Капли воды, изготовленные из бумаги, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле, человечеству.
Стаканы с водой, салфетка для каждого ребенка, несколько стеклянных колб с чистой водой, красители: марганцовка, заварка, гуашь, зеленка; таз с водой, бумага, ореховая и яичная скорлупа.
1. Введение в тему.
Воспитатель. Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам… (воды).
2. Игровая ситуация.
В группу входит девочка в ободке капельки.
Воспитатель. Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Капелька. Я капелька.
Воспитатель. А как тебя зовут?
Капелька. Меня зовут Капитошка.
Воспитатель. А зачем ты к нам пришла?
Капелька. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
3. Путешествие-поиск капелек по группе.
Дети идут по группе, делают остановки.
В уголке природы: возле растений.
Дети. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку.)
У аквариума.
Дети. Рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают капельку.)
Воспитатель. Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду, следите, чтобы было в нем уютно.
Около мойки в подсобном помещении.
Дети. Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку.)
В игровом уголке.
Дети. Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают капельку.)
В туалетной комнате.
Дети. Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку.)
Воспитатель. Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу.
А когда много – много капелек соберутся в одну кучу, это как можно назвать, что это? (вода).
4. Социо-игра. Какая бывает вода?
Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре круга, с мячом. Задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю. (Газированная, горячая, холодная, В озере, Море, океане, в роднике, в кране, грязная, минеральная, прозрачная, чистая.)
5. Беседа. Красота воды.
Воспитатель.
Дети, чистая вода имеет цвет? Она какая? (прозрачная, бесцветная).
Как вы думаете, можно ли изменить цвет воды? Посмотрите, перед вами несколько колб с чистой водой. В одну из них я бросаю несколько кристалликов марганцовки. Посмотрите, что в колбе происходит. (Наблюдение детей за возникающими явлениями.) Расскажите, что вы видите. А сейчас любой из вас по желанию может взять колбу и выбрать любой краситель: тушь, заварку, чернила, зеленку и т. д. Расскажите, как окрашивается вода, какие узоры, разводы образовываются, на что похожи они, как меняются по форме и по цвету.
6. Опытно-экспериментальная работа.
Подойдите к столам. Займите любое место. У каждого из вас стакан с водой, обмокните аккуратно пальчик в воду. На кончике пальца собралась капля, капля созревает, вытягивается, отрывается, падает и останавливается на ладони другой руки. Опыт повторяется несколько раз до тех пор, пока капля не превратилась в ладошке в маленькое озеро. Подуйте на водичку, на ее поверхности появилась рябь, вода успокоилась, и снова ветер – подуйте, и вновь вода успокоилась. Расскажите о своей капле, о ее состоянии, настроении.
Давайте попробуем нарисовать каплю в воздухе. Линии и формы должны отражать состояние воды, капельки.
Сейчас перелейте воду из своего стакана в таз. Я предлагаю вам смастерить кораблики и пустить их плыть в нашем маленьком озере.
7. физкультминутка.
Но сначала сделаем гимнастику.
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой,
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой).
Льется, льется – ой-ой-ой! (покачивание головы.)
Побежали мы домой (бег на месте).
8. Дети мастерят кораблики или лодочки. (Оригами).
9. Итог занятия: Где нужна вода.
Воспитатель показывает плакат с изображением, для чего и где нужна вода.
Воспитатель. Где нужна вода? (Ответы детей).
Молодцы! А теперь послушаем стихотворение.
Дети. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
паром чайника шипит,
растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Капитошка. Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Капитошка. Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
Вешает каждому ребенку капельку.
Воспитатель. Спасибо тебе, Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии.