Татьяна Кученева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Математическая страна»
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через формирование элементарных математических представлений.
Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
• Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года
• Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету,форме и величине).
• Совершенствовать умение определять и называть цвет предметов.
• Учить выкладывать цепочку фигур по заданной схеме.
Развивающие задачи:
• Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приё мы:
• Успокаивающие упражнения перед занятием.
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстраций).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Рефлексия.
Оборудование: магнитная доска, цифры.
Демонстрационный материал : «письмо»,замок с геометрическими фигурами, иллюстрация двери
Раздаточный материал : набор цифр на каждого ребёнка; схема дорожки;геометрические фигуры из цветного картона для построения дорожки; замок с геометрическими фигурами;медальоны с изображением геометрических фигур.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята,я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, я рада видеть вас. Возьмитесь за руки,подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на меня, рады ли вы видеть меня? Ответ детей, да.
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти).
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1,2,3,4,5!
начинаем счё т опять: 5-4-3-2-1-
Дружно мы в кругу стоим!
Молодцы! Ребята,сегодня утром на столе я нашла конверт,которое адресовано детям старшей группы №4.
Давайте откроем его и посмотрим,что внутри. Ой,тут письмо. Интересно,от кого оно? Давайте прочитаем его,и нам всё станет ясно.
Приложение №1
«Дорогие ребята,в нашем математическом королевстве в удивительной стране «Математике» случилась беда (на доске висит изображение злого волшебника). Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства-все числа перепутались в числовом ряду,а геометрические фигуры забыли свои имена. Только вы можете снять колдовские чары,выполнив все задания.
Приложение №2.
В группе построен поезд из стульев.
Воспитатель предлагает занять детям места в импровизированном поезде.
Ребята,мы с вами отправляемся в путешествие. Закройте глаза.
Представьте,что наш поезд мчится через дремучие леса,сквозь высокие горы, мимо большого озера.
Приложение №3.
(пока у детей закрыты глаза, воспитатель быстро накидывает детям медальоны с изображением геометрических фигур,а сама накидывает на плечи накидку изображением математических символов).
Происходит превращение мальчиков и девочек в геометрические фигуры).
-Наш поезд сбавляет ход и прибывает в королевство удивительной страны «Математики»
-Откройте, глаза! Ребята, в этой необычной стране вы не просто дети,а геометрические фигуры. А я — королева «Математики».
Приложение № 4.
-Рассмотрите свои медальоны. (Дети рассматривают свои медальоны,называют форму,цвет).
-А теперь постройтесь парами.
Ребята,мы поможем жителям математического королевства?
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
2. Дидактическая игра «Найди пару»
(Глядя на свой медальон, дети ищут себе пару с такой же фигурой.)
-Молодцы,все нашли свою пару.
-Эта дорожка приведёт нас в на сказочную поляну.
-Ой,ребята,посмотрите! Злой волшебник испортил дорожку, и мы не можем дальше идти.
-Как же нам поступить?
-Нужно построить новую дорожку.
3. Задание «Построй дорожку»
-Ребята,у нас есть подсказка-схема дорожки.
(На доске-схема дорожки,а на полу разбросаны геометрические фигуры из цветного картона).
-Возьмите в руки по одной фигуре.
(Воспитатель берёт одну фигуры и выкладывает га пол).
-Я кладу красный треугольник.
-Чья фигура будет следующая? Нужно следовать строго по стрелке.
(Каждый выкладывает по очереди свою фигуру,называя ее форму и цвет.)
-Дорожка построена. Теперь по ней можно отправляться дальше.
Ой,ребята,злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет-догадаться,какая из фигур лишняя.
Приложение № 5.
4. Задание «Открой замок»
– На двери замок. Волшебный. Заколдованный. (Замок с нарисованными геометрическими фигурами).
– Посмотрите внимательно на замок. Что на нём нарисовано?
– Фигуры.
– Чем различаются эти фигуры?
– Цветом и размером.
– Какая фигура лишняя?
– Круг (не имеет углов).
– Молодцы,замок открыт,мы можем зайти в математическое королевство.
А нас ждёт следующее задание. Давайте сядем за столы.
Злой волшебник заколдовал все числа,они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребёнок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 10).Никита,посчитай числа по порядку порядку,так,как ты их расставил.
Карина,попробуй посчитать по другому от 10 до 1.
А,кто сможет,посчитать от 10 до 1 не смотря числовой ряд.
Ребята, давайте проверим,какое число вы поставили между числами 3 и 5;
какое число вы поставили между числами 1 и 3;
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
назовите соседей числа 6,2,4,9;
Молодцы,вы отлично справились с ещё одним заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
5. Задание «Музыкальное»
Воспитатель:Сейчас вам нужно показать цифру,обозначающую количество ударов,которые я отобью,с помощью бубна. Готовы?Ну,тогда слушайте! (Воспитатель отбивает с помощью бубна некоторое количество ударов, а дети показывают ответ при помощи числового веера). Дети продолжают своё путешествие.
6. Задание.
А,сейчас,ребята,давайте немного отдохнём. Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждёт физминутка!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше,выше потянитесь
Ну-ка,плечи распрямите,
Поднимите,опустите,
Влево,вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали,сели-встали
И на месте поскакали.
7. Задание.
Ребята,давайте поиграем. Эта игра-испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки,которые злой колдун специально где-то оставил.
Если вы услышите то,что считаете правильным,хлопайте в ладоши,если же то,что не правильно-покачайте головой.
– утром солнышко встаёт;
– по утрам нужно делать зарядку;
– нельзя умываться по утрам;
– днём ярко светит луна;
– утром дети идут в Детский сад;
– ночью люди обедают;
– вечером вся семья собирается дома;
– в неделе 7 дней;
– за понедельником следует среда;
– после субботы идёт воскресенье;
– перед пятницей стоит четверг;
– всего 5 времен года;
– весна наступит после лета.
Молодцы,ребята и с этим занятием вы справились!
8. Задание. «Построй домик для геометрических человечков»
Посмотрите,какие забавные жители живут в городе геометрических фигур.
Давайте построим для них домики из палочек,которые лежат у вас на столах в математических наборах.
Домики бывают разные. Вы можете проявить фантазию и придумать свой,кто какой захочет.
Приложение № 8.
Ребята,вы выполнили все задания,навели порядок в математическом королевстве «Стране математике»,а злого колдуна превратили в доброго волшебника (на доске появляется изображение доброго волшебника).Королева вам благодарна за помощь. Ребята,а вам понравилось наше занятие?
Что вам было особенно легко,что показалось трудным?
– Сегодня все дети работали хорошо,но особенно активны были.
– Рефлексия.
а) Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
б) Что вам понравилось?
– Приложения фотографий.