Татьяна Федотова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Пересказ рассказа А. Митяева «Почему армия всем родная»
Тема: Пересказ рассказа «Почему армия всем родная»
Группа: группа коррекции речи для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего и подготовительного возраста.
Образовательная область: речевая
Тип: усвоение новых знаний
Вид: тематическое занятие
Цель. Формирование навыка подробного пересказа с наглядной опорой на предметные и сюжетные картинки.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Пересказ рассказа А, Митяева „Почему армия всем родная“» размещена в разделах
- Армия. Конспекты занятий на тему «Наша армия»
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- учить понимать смысл литературного текста
- продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов
- расширять знания об армии
- обогащать глагольный словарь детей
Развивающие:
- развивать гражданско-патриотические чувства
-развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, память
Воспитательные:
- воспитывать интерес к историческому прошлому своей Родины.
Словарная работа: Активизировать слова: солдат, плакат, пограничник; объяснить значение выражения «солдат запаса»
Предварительная работа: чтение отрывков рассказа А. Митяева «Подвиг солдата» http://knigki-pro.ru/knigi-pro-voiny/10-spisok-luchshih-knig-pro-voynu-dlya-detey.html
Рассматривание советских плакатов в тетради для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы» стр. 8-13
Методы и приемы: словесные: вопросы, чтение рассказа, словесная игра, наглядные: показ картинок.
Материал: иллюстрации к рассказу, тетрадь для исследования и творчества «Моя семья в истории Великой Победы»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: - кто знает, какой праздник отмечаем 23 февраля? (День защитников отечества, день пап)
- Назовите нашу страну, которую защищают наши защитники Отечества (Россия, Российская Федерация)
- Вспомните и назовите рассказы о защитниках нашей Родины. («Подвиг солдата»)
- А кто же написал этот рассказ? (Анатолий Митяев)
2. Сообщение темы. Чтение рассказа.
Логопед: -
- сегодня я вам хочу прочесть еще один рассказ Анатолия Митяева «Почему армия мне родная».
По ходу чтения взрослый выставляет картинки.
3. Вопросы по тексту:
Логопед: - А сейчас вы мне ответьте на вопросы.
- Кто научился читать? Лена научилась читать.
- Что повесили зимой на стене дома? Зимой на стене дома повесили плакат
- Кто был на плакате? На плакате был молодой солдат в каске.
- Что Лена прочла на плакате? Лена прочла: «Да здравствует родная Советская Армия!»
- Почему Армия называется Советской? Армия называется Советской потому, что она в Советской стране
- Назовите своих родственников. Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра.
- Кого на улице встретила Лена? Лена на улице встретила соседского мальчика Колю.
- О чем спросила Лена Колю? Лена спросила: Коля! Скажи, пожалуйста, тебе Советская Армия родная?
- Почему Коле армия родная? Колин брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат Коле родной. Значит, и армия родная.
- Кто вышел из подъезда? Вышла из подъезда соседка тётя Маша
- Служат ли родные тети Маши в армии? У тети Маши родные не служат. Кто на заводе работает, кто учится
- Почему тете Маше армия родная? Потому что наша армия защитила ее и всю деревню от фашистов
- Дома Лена говорила об армии с кем? Дома Лена говорила об армии с папой.
- Что папа достал из коробки? Папа достал из коробки красную книжечку - военный билет
- Кого Лена увидела на военном билете? Лена увидела папу
- Кем служил папа? Папа служил танкистом
- Что значит «сержант запаса»? Это значит, — что мужчины, служившие в армии, хоть и работают, но все равно числятся в армии; если начнется война – их в первую очередь позовут защищать родину.
- Это правда, что Коле армия роднее? Нет, ведь Кате папа такой же родной.
4. Словесная игра «Кто что делает?» (Подбор действий к названному объекту.)
Логопед: - Встаньте, ребята, ко мне в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто что делает». Я кидаю мяч и называю военную профессию. А вы говорите, чем делает этот человек, и возвращаете мяч.
- Летчик (Управляет самолетом, взлетает, приземляется, выполняет трюки)
- Пограничник (Охраняет границу, стоит на посту, выслеживает перебежчика, спрашивает пароль)
- Моряк (тянет канаты, драит палубу, борется со штормом)
- Танкист (Управляет танком, смотрит в прицел, стреляет)
5. Физ минутка «Солдатик»
Логопед: - а сейчас мы превращаемся в солдатиков, и как они, будем стоять на посту! 1-2-3- кружись, в солдатиков превратись (выполняем движения по ходу стихотворения)
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий,
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
Логопед: - Молодцы! 1,2,3 – покружись и в садик вернись!
6. Пересказ рассказа по цепочке.
Логопед: - А сейчас мы с вами попробуем пересказать рассказ. Помогут нам картинки. (Все дети пересказывают рассказ по цепочке)
7. Пересказ рассказа целиком с опорой на предметные и сюжетные картинки.
Один или два ребенка повторяют рассказ целиком.
8. Итог.
Логопед: - Сегодня мы познакомились с рассказом. Вспомните, как он называется? (Рассказ называется «Почему армия всем родная»)
- Кто автор этого рассказа? (Анатолий Митяев)
Вы сегодня старались, отвечали на вопросы, молодцы! На этом мы сегодня заканчиваем.
Приложение 1
Анатолий Митяев «Почему армия всем родная» (адаптированный текст)
Девочка Лена научилась читать. Однажды зимой на стене дома повесили плакат. На плакате был молодой солдат в каске. Лена прочла: «Да здравствует родная Советская Армия!»
«Армия называется Советской потому, что она в нашей Советской стране, — думала Лена. — А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка.»
Шёл из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:
— Коля! Скажи, пожалуйста, тебе Советская Армия родная?
— Мне? Конечно, родная, — ответил Коля. — Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушёл Коля домой. А Лена осталась на улице. Ей было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.
Вышла из подъезда соседка тётя Маша.
Лена и её спросила:
— Тётя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
— Нет, — ответила тётя Маша. — Не служат. Кто на заводе работает, кто учится.
— Значит, вам армия не родная?
— Как же это не родная! — удивилась тётя Маша. — Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».
— Армия всем родная, — закончила тётя Маша. — И меня и тебя, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.
Когда пришёл с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и что сказали ей Коля и тётя Маша.
— Всё же Коле армия роднее! — пожаловалась Лена.
— Ну это как сказать! — ответил папа.
Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет» — было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были отчётливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: «Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса».
— Вот это да! — удивилась Лена. — Мой папа — танкист! А что значит «запаса»?
— Это значит, — сказал папа дочке, — что я, хотя и работаю на заводе, всё равно числюсь в армии.
— А другие папы?
— Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.