Екатерина Серякова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Белоснежная зима» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Тип: интегрированное.
Возраст детей: средняя группа.
Форма непосредственной образовательной деятельности : Познавательно-исследовательская
Форма организации: подгруппа.
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Белоснежная зима“ (средняя группа)» размещена в разделах
Образовательные : обучать согласовывать имена существительные с именами прилагательными в речи; закреплять представления детей о сезонных изменениях в неживой природе в зимний период; расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, лед и снег в теплом помещении тают.
Развивающие: Развивать логическое мышление, любознательность, воображение, микромоторику рук; развивать умение соотносить изображения зимних пейзажей с музыкальными произведениями.
Воспитательные: Воспитывать культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми, доброжелательность; эмоциональное и осознанное отношение к искусству, умение услышать и почувствовать характер музыки.
Словарь новых слов: узорная, игольчатая, вырезная, прозрачный.
Предварительная работа:
- Рассматривание картин на тему «Зима»;
- Составление рассказа по картине «Дети собираются на прогулку»;
- Чтение художественной литературы: стихи о зиме, сказка «Зимовье зверей», «Морозко»;
- Загадывание загадок о зиме;
- Наблюдения за сезонными изменениями, во время прогулки;
- Беседа на тему «Что принесла с собой Зима?».
Материалы и оборудование:
- ТСО;
- Мяч, обклеенный ватой;
- «Снежки» с загадками (мягкие);
- Разрезанная картинка Снеговика, четыре конверта;
- Снежинки объёмные на каждого ребёнка;
- Слайды на зимнюю тематику;
- Тарелочки со льдом, снегом (по количеству детей).
Ход непосредственной образовательной деятельности.
I. Организационный момент:
Дети входят в групповую комнату, здороваются с гостями, проходят на ковёр и встают в круг.
Воспитатель. Ребята, давайте возьмемся за руки и, чтобы у всех было замечательное настроение улыбнемся друг другу и нашим гостям самой доброй, самой приветливой улыбкой в мире. Нежно пожмем друг другу руки и подарим тепло, доброту своих рук друг другу.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Садимся ровно, спинку держим прямо, держим осанку. Ребята, послушайте стихотворение:
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
То тихая, то вихрем кружится,
То ласкова — всем очень нравится,
То злющая — за нос кусается,
То оттепель пошлет непрошено,
То забросает всех порошею.
Она художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное.
Развесит кружево из инея.
Такая сказочно красивая. [C. Коноваленко]
Воспитатель: О каком времени года пишет поэт?
Дети. О зиме.
Воспитатель: Ребята, скажите, а сейчас какое время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как вы узнали, что наступила зима?
Дети: Пошел снег, стало холодно, птицы улетели на юг.
Воспитатель: Почему мы зимой надеваем зимнюю одежду?
Дети: Стало холодно, мороз.
Доносится стук в дверь.
II. Воспитатель: Ребята, кто бы это мог быть? Давайте посмотрим?
Входит снеговик. Звучит веселая музыка
Снеговик: Здравствуйте, ребята!
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – сучки. [1]
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел?
Дети: Снеговик
Воспитатель: Расскажи нам, Снеговик, что ты такой грустный? Что с тобой случилось?
Снеговик: Дед Мороз и Снегурочка подарили мне мой портрет. Я долго шел по лесу, по сугробам. И вдруг, подул сильный ветер, пошел снег, началась метель. Я очень устал, сел на пенек и уснул, а когда проснулся, увидел, что мой портрет пропал, а вместо него лежит письмо. Я читать не умею, помогите мне узнать, что в письме.
Воспитатель читает письмо.
Воспитатель: «Мне так понравился твой портрет, что я не удержалась и забрала его. Верну, если выполнишь все мои задания.
Метель.»
Снеговик: Ребята, помогите мне найти мой портрет. Один я не справлюсь со всеми заданиями.
Воспитатель: Не горюй, дружок, наши ребята могут с любыми заданиями справиться! Ребята, вы хотите помочь Снеговику?
Дети: Да, хотим.
Снеговик: Правда! Вы мне поможете!
Дети: Поможем.
Снеговик: Только вам нужно превратиться в снежинки, чтобы очутиться в зимнем лесу.
Воспитатель предлагает произнести заклинание, чтобы очутиться в зимнем лесу:
Звучит музыка. Воспитатель с детьми произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы снежинки, мы пушинки, (Махи руками из стороны в сторону.)
Покружиться мы не прочь. (Кружатся.)
Мы снежинки-балеринки, (Махи руками из стороны в сторону.)
Мы танцуем день и ночь. (Кружатся.)
Встанем вместе все в кружок – (Встают в круг.)
Получается снежок. [Даша Подий]
Дети кружатся вместе с воспитателем и подходят к столу, на котором в тарелочках снег и лед.
III. Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Посмотрите, сколько много всего интересного. Давайте присядем на стульчики.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Что вы видите перед собой на тарелочках?
Дети: Снег и лед.
Воспитатель: Во что превращается зимой вода? Вспомните, что происходит зимой с рекой?
Дети: В лед. Река замерзает.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим лед? Потрогайте его, какой он?
Дети: Холодный, твердый.
Воспитатель: Возьмите лед из тарелочек и положите его на цветной круг, который лежит перед вами на столе. Виден ли вам цвет круга?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой вывод мы с вами можем сделать? Лед - прозрачный.
Воспитатель: Давайте теперь рассмотрим снег. Потрогайте снег, какой он?
Дети: Белый, холодный, пушистый.
Воспитатель: Что можно сделать из снега?
Дети: Снеговика, снежки.
Снеговик: В снежки играем мы зимой, а загораем летом, да?
Дети: Да.
Снеговик: Летом в жаркий день всегда, лепим мы снеговика. Да?
Дети: Нет
Снеговик: Ай, да, ребята, ай да молодцы! Я бы ни за что не ответил бы на такие сложные вопросы.
На столе в конверте дети находят часть от портрета Снеговика.
Воспитатель: Давайте, с вами опять превратимся в снежинки, покружимся и присядем на стульчики. (Кружась под музыку, дети садятся на стульчики.)
IV. Воспитатель: Посмотрите на эти слайды. Какое время года изображено на них?
Дети: Зима
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим первый слайд? Какая погода изображена на этом слайде?
Дети: Солнечная, ласковая, светит солнце.
Воспитатель: Что еще мы видим на картине?
Дети: Снег лежит на деревьях, на земле. Много снега.
Воспитатель: Давайте посмотрим на второй слайд? Какая погода изображена на этой картине?
Дети: Идет снег, сильный ветер, метель, пасмурно, хмуро, вьюжит.
Воспитатель: Почему вы решили, что сильный ветер?
Дети: Деревья наклоняются.
Воспитатель: А сейчас мы с вами послушаем звуки природы, и попробуем определить, какие звуки подходят к первой картине, а какие - ко второй.
Дети слушают звуки природы: скрип снега, метель, вьюга.
Воспитатель: Какие звуки вы услышали?
Дети: Скрип снега, ветер.
Воспитатель: В какую погоду скрипит снег под ногами?
Дети: В тихую, морозную погоду.
Воспитатель: А в какую погоду мы слышим вой, свист ветра?
Дети: Во время метели, вьюги. В ветреную погоду.
Воспитатель: Какая картина подходит к первому фрагменту звуков? С изображением тихой, солнечной, морозной, зимней погоды или метели, вьюги?
Дети: Тихая, солнечная, морозная, зимняя погода.
Воспитатель: Какая картина подходит ко второму фрагменту звуков?
Дети: Вторая, где изображен сильный ветер и метель.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами выполнили первое задание, а вот и часть портрета снеговика.
V. Снеговик: Посмотрите, что это такое?
Дети: Снежок, снежный мячик.
Воспитатель: Давайте с ним поиграем в дидактическую игру «Скажи какой» :
Дети встают в круг.
Воспитатель: Я буду задавать вам вопрос и бросать мяч, у кого в руках снежок, тот отвечает.
- Снег какой?
Дети: Белый, холодный
Воспитатель: Мороз какой?
Дети: Сильный, крепкий.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Красивая, маленькая.
Воспитатель: Еще как можно сказать про снежинку? Узорная, игольчатая, вырезная. (Дети повторяют слова вслед за воспитателем.)
Воспитатель: Снеговик какой?
Дети: Большой, белый, снежный, веселый.
Воспитатель: Варежки какие?
Дети: Теплые, меховые, вязаные, пушистые, разноцветные.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы получаете еще одну часть от портрета Снеговика.
Дети садятся на ковер.
VI. Воспитатель: А теперь следующее задание. Помогите Снеговику разгадать самые сложные в мире загадки:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Дети: Снежинка.
Кто приходит в каждый дом
В новый год с большим мешком
Шуба, шапка, красный нос,
Это дедушка ….
Дети: Мороз.
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
Дети: Санки. [1]
Снеговик: Спасибо ребята, я никогда сам не отгадал бы эти трудные загадки.
Воспитатель: Получайте еще одну часть от портрета снеговика. (Достает еще один конверт.)
Дети с воспитателем подходят к столам.
VII. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же случилось со снегом и льдом?
Дети: Снег и лед растаяли.
Воспитатель: Значит, снег и лед это что?
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода может быть в разных состояниях: зимой вода превращается во что? Дети: В лед и снег.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте сложим портрет Снеговика.
Дети проходят на ковер с конвертами и складывают портрет снеговика.
Снеговик: Спасибо большое, ребята, за вашу помощь! На память о нашем путешествии в Зимнюю сказку и я вам приготовил подарки — снежинки. До свидания, до новых встреч в Зимнем лесу.
Звучит музыка. Воспитатель с детьми произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы снежинки, мы пушинки, (Махи руками из стороны в сторону.)
Покружиться мы не прочь. (Кружатся.)
Мы снежинки-балеринки, (Махи руками из стороны в сторону.)
Мы танцуем день и ночь. (Кружатся.)
Встанем вместе все в кружок – (Встают в круг.)
Превращаемся опять,
В девочек и мальчиков.
Дети садятся на стульчики.
VIII. Рефлексия.
Воспитатель: Кто у нас был в гостях?
Чем мы помогли Снеговику?
Какие задания выполняли?
Что вам понравилось?
Что для вас было самым сложным?