Наталья Козленкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Наше настроение» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий через развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
1 .Учить передавать эмоциональное состояние, используя мимику, жесты, походку, интонацию;
2. Познакомить с понятием "настроение", «эмоции», «мимика», «жесты»;
3. Развивать умение понимать свои чувства и чувства других;
4. Дать детям представление о взаимосвязи между мыслями, ситуациями и настроением;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности: „Наше настроение“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
5. Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства.
Методы и приемы работы:
- беседа;
- игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, жестов, голоса;
- игры на разрядку отрицательных эмоций, игры, способствующие сплочению детского коллектива.
Материалы и оборудование: три стакана с водой, блестки, темная краска, пиктограммы эмоций, мультимедиа, аудиозаписи детских песен.
Предполагаемый результат: у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, научились справляться с плохими мыслями и изменять свое отношение к неприятным ситуациям, у них наблюдаются эмпатийные проявления по отноше-нию к окружающим.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте с вами познакомимся. Мы будем передавать мяч друг другу, и называть свои имена. Меня зовут Наталья Михайловна.
- Сегодня мы с вами познакомимся с миром, который находится внутри нас. Внутренний мир – это наши переживания, настроение, желания.
- Мы все разные. У нас разные прически, глаза разного цвета, разный рост. Но в чем-то мы все похожи: когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, то можем заплакать. Состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно называется – настроением.
- Бывает так радостно, что хочется смеяться, улыбаться всем вокруг, а ноги сами рвутся побегать и попрыгать. И тогда настроение похоже на салют, а мир вокруг кажется таким разноцветным, как вода в этом стакане (бросить в стакан с водой блёстки и палочкой их размешать).
- Ребята, а у вас было такое настроение? Что вы делали? О чём думали? (Ответы детей)
- Иногда, настроение очень грустное, хмурое, а на глаза сами собой, набегают слезы. И похоже такое настроение на мутную лужу в плохую погоду (всыпать в стакан с водой темню краску)
- А такое настроение, когда у вас бывает? (Ответы детей)
- Бывает настроение спокойное. Хочется посидеть спокойно, может подумать о чем-то своем, поиграть, почитать или порисовать. В это время настроение похоже на чистую воду (показать стакан с чистой водой).
- Если внимательно приглядеться к человеку, то можно узнать его настроение. И сегодня мы будем учиться определять свое настроение и настроение своих друзей. Понять настроение нам помогает мимика- это движение лица. С помощью мимики мы выражаем различные эмоции – радость, грусть, злость, удивлении. (картинки пиктограммы эмоций)
А теперь сделаем гимнастику для лица.
Упражнение «Тренируем эмоции»
Улыбнитесь, как кот на солнце;
Удивитесь, как ребенок, увидевший великана;
Испугайтесь, как заяц, заметивший волка;
Нахмурьтесь, как рассерженный Карабас Барабас;
Погрустите, как ребенок, которому хочется к маме.
- Еще нам помогают понять настроение - жесты, движения рук. Что означают эти жесты? (картинка с жестами, ответы детей)
Игра «Изобрази слово с помощью жестов»
- Ребята, сейчас каждый возьмет карточку, на которой написано слово, которое вы попытаетесь изобразить жестом : «Молчи!», «Ай - яй, яй, нехорошо!», «Иди сюда!», «Нет!», «Я рада тебя видеть!», «Не хочу тебя слышать!», «Спасибо!», «Привет!», «Мне скучно», «Прошу меня извинить».
- Даже по походке можно понять в каком настроении находится человек. Давайте попробуем изобразить разные походки.
Упражнение «Разные походки» (дети изображают походки опоздавшего ученика, радостного Буратино, ученика, получившего «2», неторопливую прогулку по парку, сердитого Бармалея, ученика получившего «5»).
- А еще можно узнать настроение человека по голосу, по интонации.
Упражнение «Узнай по голосу»
Предлагаю послушать голоса сказочных героев и догадаться, какое у кого настроение. (дети прослушивают аудиозаписи детских песен)
- Итак, вспомните, что помогает нам понять, узнать настроение человека. (Мимика, жесты, походка, голос).
- Я хочу предложить вам поиграть в игру «Узнай настроение» (ребенок берет карточку с изображением настроения и изображает его с помощью мимики, голоса, движений, остальные дети угадывают, какое настроение было изображено)
- Молодцы. Мы научились узнавать настроение, у каждого из нас настроение может меняться. Очень важно научиться понимать, почему оно меняется.
- У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, например мы хотели пойти поиграть в футбол, но пошел дождь, настроение у нас испортилось. Мы можем что-то изменить, сделать так чтобы дождь прошел – нет. Но мы можем изменить свое отношение к ситуации, например, посмотреть на капельки воды, поиграть дома, почитать и настроение у нас улучшилось.
- Давайте подумаем над тем, как можно изменить отношение к ситуациям, которые нас огорчают.
- Тебе не купили новую игрушку;
- Ты упал и испачкался;
-Ты получил двойку;
- Тебе не разрешили играть на компьютере.
- Я вам открою один секрет - наше настроение зависит от наших мыслей. Ребята, а вы умеете отличать плохие мысли от хороших? Сейчас мы с вами это и проверим.
Мы будем выбирать мысли как цветы – выбирать только красивые.
Упражнение «Светлые и темные мысли»
Из цветной бумаги вырезаются яркие «цветы» и темные «цветы». На обратной стороне цветов написать различные мысли. На темных цветах: «Я плохой», «Я не умею», «Хочу кого-то стукнуть», «Я боюсь», «Я- слабый»; на ярких : «Я справлюсь», «Все будет хорошо», «У меня получится», «Я – смелый», «Я научусь». Детям по кругу предлагается выбрать какой-нибудь цветок. Ребенок выбирает, психолог помогает прочитать мысль, а дети определяют плохая эта мысль или хорошая, будет помогать им эта мысль или будет мешать. Цветок переворачивается лицевой стороной и показывает правильность ответа. В результате упражнения все цветы разделяются на темные и яркие.
- Давайте вспомним те мысли, которые нам помогают жить и учиться.
- А еще от плохих мыслей можно избавляться при помощи игры, которая называется «Стрях-ни».
Игра «Стряхни!»
Каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как всё неприятное - плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее.
- Очень часто настроение улучшается от хороших слов, которые говорят нам окружающие. Поэтому мне хотелось бы вам сделать комплимент. Комплимент – это любезные, приятные слова, сказанные кому-то. Ребята, спасибо вам занятие, которое мы провели вместе с вами, за участие в играх, вы дружные и веселые.
- Ребята, наша встреча подошло к концу, чтобы у нас с вами осталось хорошее настроение, я предлагаю поиграть в нашу последнюю игру «Мы тоже». После каждого моего предложения, вы должны произносить одну и ту же фразу: «Мы тоже!»
Игра «Мы тоже!».
«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
«Я дарю вам улыбку»
«Я радуюсь»
«Я прыгаю от счастья!»
«Я вас обнимаю!» (все обнимаются в едином кругу).
-Ваше настроение отличное? (да) На память о нашей встрече я дарю вам веселые медали.
До свидания!
Список литературы:
1. И. А. Пазухина «Давай познакомимся!» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»;
2. С. В Крюкова «Здравствуй, я сам!» тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет.
3. С. В. Крюкова, Н. П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
4. Т. А. Крылова, А. Г. Сумарокова. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны» программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет.
5. Н. В. Пилипко «Приглашение в мир общения»