жанна землянухина
Конспект НОД по развитию речи «Увлекательное знакомство со звуком [с] в Стране Грамотеев»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи
С детьми старшей группы комбинированной направленности
с использованием информационных технологий
с интеграцией образовательных областей
Тема «Увлекательное знакомство со звуком «с» в «Стране Грамотеев»
Тема занятия: «Увлекательное знакомство со звуком «С» в «Стране Грамотеев»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Увлекательное знакомство со звуком [с] в Стране Грамотеев“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тип занятия: Усвоения новых знаний
Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Номер занятия по данной теме: второй.
Задачи:
Образовательные задачи:
– Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному и их согласование.
- Учить составлять по схеме простые и сложные предложения.
- Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
- Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки : С — З.
Развивающие задачи :
- Развитие связной речи, способствующей овладению свободным общением со взрослыми и детьми,
- Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, формирование и обогащение активного словаря.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, аргументация.
- Развитие мыслительной деятельности, познавательного потенциала, внимания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение работать в парах, в группах, навыков сотрудничества, умение работать в команде, следовать одной цели и достигать результата.
- Воспитание целеустремленности, активности, инициативности.
Планируемые результаты: ребёнок проявляет речевую активность, познавательную инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и педагогом; проявляет любознательность, стремится согласовывать свои действия и регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения.
Используемая технология: игровые развивающие технологии, ЛЕГО-технология, технология синквейна.
Используемое оборудование: шляпа «Грамотея», мяч, картинки со словами и изображением, большие кубики ЛЕГО красного и синего цвета с приклеенными на них различными буквами, интерактивная доска, зеркала индивидуальные, красные фишки, схема с вопросами по технологии синквейна, смайлики желтого и красного цвета.
Содержательная часть:
Этап занятия Деятельность педагога Деятельность воспитанника
1. Организационный момент.
Мотивация на познание посредством ситуативной беседы:
-Ребята, я рада вас всех видеть, видеть ваши глазки, хочу все глазки увидеть, вот спасибо вам, вижу ваши красивые глазки. А скажите, что дарит человеку хорошее настроение? От чего ваше настроение поднимается?
- Верно, вы сказали, но конфет и подарков у нас сейчас нет, мы можем подарить друг другу улыбку и поделиться хорошим настроением друг с другом. Вот молодцы, все друг другу улыбнулись. А скажите, вы любите играть все вместе?
- А почему? Как вы считаете?
- Вы правы, ребята, когда мы все вместе что-то делаем нам всегда веселее и интереснее, чем одному. Давайте возьмемся за руки и покажем, какая мы с вами дружная команда и у нас все получается всегда!
Предполагаемые ответы детей: от улыбки, от подарков, от конфет и др.
Предполагаемые ответы детей: да, мы играем все вместе
Предполагаемые ответы детей: потому что так интересней, можно по-разному играть, разные роли выполнять
Сообщение темы организованной образовательной деятельности. Сегодня нам с вами предстоит увлекательное знакомство со звуком «С» в «Стране Грамотеев», мы будем учиться слушать и выделять звук «с» в словах, расшифровывать и составлять слова как настоящие грамотеи, фантазировать и придумывать различные предложения и еще много увлекательных, «умных» игр.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть. Рефлексия:
Создание мотивационной ситуации для развития мыслительной деятельности и речевой активности: Но для начала, закрыли глазки и представили, какое время года сейчас и чем оно отличается от других времен года, за что вы любите это время года? Представили и говорим мне ваши мысли вслух, как только я надену на вас шляпу «Грамотея», но, у нас есть правило, не забывайте, слушаем, внимательно и не повторяемся, кто повторился, шляпа переходит к другому! (педагог по очереди надевает на голову ребенку шляпу и позволяет высказать свои мысли).
-Молодцы. А сейчас ручки отпустили и приготовили их, чтобы ловить мяч, ушки приготовили, чтобы внимательно слушать правила игры, а голову и ротик, чтобы верно отвечать! Мы с вами поиграем сейчас в игру: «Доскажи словечко».
Игровая образовательная ситуация: Правила игры: я буду кидать вам мяч и говорить прилагательное, а ваша задача, кому мяч в руки попал назвать существительное, которое подходит по смыслу к этому прилагательному и кинуть мне мяч обратно: (белый, скользкий, пушистый, красивая, ледяная, искрящийся, прозрачный и др.)
- Молодцы, ребята. Подойдите, пожалуйста, к столу, на нем лежат изображения (картинки, я прошу взять в руки любую карточку, которая вам нравится, теперь слушайте задание: поднимите вверх карточки со словами, в которых есть звук «С», Давайте все вместе проговорим эти слова.
А СЕЙЧАС, сделайте шаг вперед те, у кого нет в словах звука «С» проговорите свои слова по очереди, остальные слушайте и проверяйте, вы проходите и присаживаетесь за стол, будете нашими экспертами, (стол стоит полукругом, перед ним стол с карточками) и проверяйте следующее задание, правой рукой поднимите вверх карточку те, у кого слово начинается на звук. С, эксперты проверяйте, Вы согласны? Теперь, каждый кто, поднимает и называет свое слово и потом проговариваем слова все вместе
Проблемный вопрос: у меня вопрос на размышление к Вам? Что вы можете сказать о слове сосулька? Кто готов высказаться, поднимите руку вверх!
- и где они находятся? Произнесите его все вместе. Правильно, в слове сосулька звук «С» слышится в начале и в середине слова.
Садимся все на места ставим ладошку под подбородок и делим слова, которые я вам называю на слоги, мне только говорите количество слогов в слове, готовы? Зима, снег, снежинка, метель, снеговик, санки, лыжи, варежки, коньки.
Молодцы, ребята, похлопали себе, вы прекрасно справились с задачей!
А теперь смотрим на интерактивную доску, что вы видите? Это Ребус, давайте его отгадаем. Что изображено? И какое слово зашифровано, ребята? Кто готов высказаться, как он расшифровал слово?
Работа в парах: Те, кому я положила красную фишку на стол идут к столу с кубиками: Даша и Даниил, соберите слово ЗИМА из этих кубиков (много кубиков с буквами, остальные дети превращаются в экспертов и проверяют, вслух ничего не говорим пока. Итак, Даша, какая первая буква в слове Зима? Даниил, ты какую букву нашел? Где она стоит в слове ЗиМа? Молодец, слово собрали – присаживайтесь на места.
Что можете сказать об этом слове ребята, сколько согласных в этом слове? (как узнали) Каким цветом обозначаются согласные звуки, а гласные? Сколько гласных? Молодцы! А сколько слогов в слове? (делим с помощью ладошки, на какой звук начинается слово?
Фронтальная работа: Внимание на доску, еще один ребус предлагаю отгадать. Какое слово зашифровано? По очереди высказывайте ваше мнение. Что означает запятая, ребята, умнички! И это слово Снеговик!
Я кладу красную фишку, вы подходите к столу и собираете слово Снеговик из кубиков? Мария готова сказать с какой буквы начинается слово, покажи нам, Рома ты нашел букву Г, где она в слове стоит? Молодец! В середине слова, после буквы Г стоит буква О, кто нашел букву О? Рита ставь букву О. и заканчивается слово на какую букву? Да, верно, буква К, Матвей пожалуйста найди место своей букве в этом слове! Эксперты проверяйте, все верно? Спасибо, присаживайтесь на места и считаем сколько в слове гласных звуков, а сколько согласных? Делим на слоги, вы прекрасно справились! Я горжусь вами ребята!
Физкультминутка:
Тихо падает снежок (плавно машем руками внизу)
Улеглись снежинки (присели)
Но подул вдруг ветерок (ручки подняли вверх и помахали)
Завертелся наш снежок (покружиться вокруг себя)
Присаживаемся на места: Сейчас я раздам вам зеркала, и мы с вами проведем небольшую артикуляционную гимнастику: Ваша задача внимательно смотреть в зеркало как двигается ваш язычок и губки.
ес – ес – ес – мы идём в лес,
са – са – са–в лесу живёт лиса,
зу – зу - зу – мы не встретили козу,
су – су – су дома я ее пасу.
Педагог: Чтобы определить, что помогает нам произносить звук С, давайте произнесем его, глядя в зеркало.
Что помогает нам произнести этот звук «С»?
А теперь послушайте, поёт голосок или спит, когда мы произносим звук С? (спит). Значит звук «с» какой?
Верно, Звук «с» — согласный, глухой,
А теперь послушайте, поёт голосок или спит, когда мы произносим звук «З»? голосок наш зазвучал!
Значит звук «З» какой?
молодцы!
Игровая развивающая ситуация : А сейчас ко мне выходит Савелий, я ему загадываю слово на ушко и он без слов, с помощью жестов показывает вам это слово, а вы должны угадать и назвать слово, не кричим, иначе ответ не засчитаю.
И это слово Снежинка, и это правильный ответ, аплодисменты!
Сейчас мы с вами слово снежинка разберем по простой схеме синквейна, вспоминайте и просто сначала отвечайте на вопросы:
Скажите, используя прилагательные, какая она (снежинка?
Теперь, расскажите, используя глаголы, что она делает?
И теперь представьте и скажите. Где? она летает, тает, сверкает и т. д.
Молодцы!
Ко мне идет Саша, я загадываю ему слово на ушко, он вам с помощью жестов показывает это слово.
Сосулька, верно!
И я прошу вас скажите, используя прилагательные, какая она (сосулька?
Теперь, расскажите, используя глаголы, что она делает?
И теперь представьте и скажите Где? она висит, тает, сверкает и т. д.
Молодцы!
А кто мне попробует сказать свое целое предложение из этих слов
Молодцы ребята, потрудились на славу. А теперь давайте выясним, что вам понравилось сегодня больше всего. Я вам раздам смайлики желтый и красный. Желтый смайлик – означает -понравилось, красный - не совсем. Вы слышите вопрос, думайте и поднимите соответствующий смайлик вверх.
- вы узнали для себя что-то новое и интересное? (вижу, каждый что-то узнал, здорово)
- вам было интересно находить звук «С» в словах? (хочу увидеть у всех смайлики, спасибо)
- вам понравилось больше всего произносить слова и звуки перед зеркалом? (всем понравилось, хорошо)
- Вам понравилось расшифровывать ребусы? (рада, что понравилось)
- вам было сложно угадывать слова с помощью жестов, без слов?
- Вам понравилось составлять предложения по схеме синквейна?
(Дети поднимают смайлик, педагог видит, какая часть детей заинтересована тем или иным видом деятельности и делает выводы для себя, для составления индивидуального маршрута развития каждого ребенка (определить деятельность, которая нравится больше всего)
Спасибо Вам ребята, мне очень приятно было с вами так хорошо и дружно работать!
Коммуникативная деятельность, Предполагаемые ответы детей: Сейчас зима, зимой холоднее, чем летом, идет снег, вода и лужи замерзают, можно кататься на коньках, играть в снежки, солнце светит, но не греет; деревья стоят без листьев; на улице холодно; люди тепло одеты; зимой бывает лед и др.
Игровая деятельность с образовательным содержанием;
Предполагаемые ответы детей: снег, лед, снежок, снежинка, сосулька, иней, лед
Познавательная деятельность, коммуникативная деятельность
Фронтальная работа: все вместе проговариваем слова выделяя в них звук «С» (снег, снежок, снежинка, скульптура, сосулька)
Ситуация размышления, коммуникативная деятельность
Предполагаемый ответ ребенка: в слове сосулька два звука «С»
Самостоятельная деятельность: ставим ладошку под подбородок и делим слова, которые я вам называю, на слоги,
Познавательная мыслительная деятельность
Предполагаемые ответы детей: Зашифровано слово ЗИМА
Коммуникативная деятельность:
Работа в парах: составление слова ЗИМА из кубиков ЛЕГО
Двигательная деятельность
Самостоятельная коммуникативная деятельность
ес – ес – ес – мы идём в лес,
са – са – са–в лесу живёт лиса,
зу – зу - зу – мы не встретили козу,
су – су – су дома я ее пасу.
Предполагаемые ответы детей: язык и нижние зубы
Предполагаемые ответы детей: голосок не поет, Звук «С» глухой.
Предполагаемые ответы детей: Звук «З» звонкий.
Игровая развивающая деятельность
Игра: «Угадай без слов» (использование жестов и мимики)
Коммуникативная деятельность
Предполагаемые ответы детей: красивая, легкая, необычная, узорчатая
Предполагаемые ответы детей: кружится, тает, сверкает, искрится.
Предполагаемые ответы детей: За окном, во дворе, в парке, на ладошке,
Предполагаемые ответы детей: ледяная, прозрачная, холодная, большая
Предполагаемые ответы детей: висит, тает, сверкает,
Предполагаемые ответы детей: За окном, во дворе, на крыше, на ладошке, на солнце
Предполагаемые ответы детей: Сосулька большая висит на крыше. Сосулька прозрачная тает на солнце. И др.
Ситуативное общение посредством графических символов.