Пирогова Татьяна
Конспект НОД по обучению грамоте «В гости на ферму»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "В гости на ферму"
Вид НОД: итоговое
Тип НОД: развивающее
Количество детей:4 человека
Цель: Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие.
Коррекционно – образовательные задачи: Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в винительном падеже ед. числа, употребление предлогов, согласование прилагательных с существительными, образование глаголов). Совершенствовать фонематическое восприятие. Закреплять графическое изображение букв.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „В гости на ферму“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно – развивающие задачи: Развивать мелкую и общую моторику. Развивать внимание, мышление.
Воспитательные задачи: Прививать интерес к занятиям. Воспитывать самостоятельность.
Методы и приемы:
1. Наглядный
2. Словестный
3. Практическо – игровой.
Оборудование :
Демонстрационный материал – игрушки (петушок, корова, коза, собака, свинья, макет двора, баночки с горохом, зерно.
Раздаточный материал – небольшие подносы, буквы.
Словарная работа: ввести в активную речь детей слова – действия (кукарекает, хрюкает, мычит, мяукает, лает).
Ход НОД.
1. Организационный момент. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А куда именно, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его.! (Петух)
2. Сюрпризный момент. Появление игрушки – петуха. Ребята, а где живет петух? Петух живет на ферме. И мы с вами сегодня отправимся на ферму.
3. Согласование прилагательных с существительными. Игра "Какой?". Ребята, посмотрите на петушка. Какой он? Красивый, золотистый…
4. Употребление предлогов. Увидел петушок детей, расшалился. Взлетел (куда) …на крышу. Слетел (откуда… с крыши. Заглянул (куда…в окно. Спрятался (куда… за забор.
5. Массаж пальцев. Употребление существительных в винительном падеже ед. числа. Оглянулся петушок, никого во дворе больше нет. Куда это все делись? Петушок с друзьями играл в прятки, они от него спрятались в горохе, он их найти не может. Поможем ему? Найдите, кто спрятался в горохе. Кого ты нашел? Я нашел корову. Я нашел козу. Я нашла свинью. Я нашла собаку.
6. Образование глаголов. Игра "Кто как голос подает?". Как петушок голос подает? Ку – ка – ре – ку. Он кукарекает. А корова? …
7. Развитие речевого слуха, внимания. Ира "Кто лишний?". Посмотрите на игрушки, я утверждаю, что все это животные? Правильно? Нет, петух – птица.
8. Образование существительных с помощью суффиксов. Домашние животные потеряли своих детенышей. Мы должны им помочь. Вы должны отгадать детенышей по голосам и назвать их мам.
- И-го-го,- заржал ребенок
Значит, это … Ребенок: Это жеребенок. Его мама – лошадь.
Логопед: Му – у, - мычит в хлеву ребенок
Значит, это маленький (теленок).
Ребенок: Это теленок. Его мама - корова.
Логопед: Хрю,хрю, - захрюкал ребенок
Значит, это … Ребенок: Это поросенок. Его мама – свинья.
Логопед: Ме-е, - заблеял вдруг ребенок
Это маленький … Ребенок: Это козленок. Его мама - коза.
Логопед: Чей – то маленький сынок
Вдруг залаял: Гав, гав!
- Я (щенок).
Ребенок: Это щенок. Его мама – собака
8. Образование существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Игра с мячом "Назови ласково". Ребята я буду бросать вам мяч, и говорить животное, а вы должны назвать его ласково и бросит мне обратно мяч. Собака – собачка…
9. Образование множественного числа существительных, развитие ловкости, быстроты реакции. Игра с мячом "Один - много". Мы — волшебники немного: Был один, а станет много. Одна корова – много коров…
10. Совершенствование фонематического восприятия. Ребята, как вы думаете, кто или что еще бывает на ферме? Вам помогут картинки. Выберете картинку и назовите первый звук (улитка, астра, индюк, овощи).
11. Закрепление графического изображения букв. Понравилось петушку с вами играть, решил он вас угостить. (Достать мешочек с зерном). Что это? А мы с вами не едим такое угощение. Что же с ним делать? Давайте напишем буквы. Дети прописывают на зерне буквы. Дарим петушку.
12. Итог работы. А вам понравилось играть с петушком? Что тебе понравилось больше всего?
Самоанализ непосредственно – образовательной деятельности.
Тип занятия: итоговое.
Форма организации: фронтальное
Тема: " В гости на ферму "
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи: Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в винительном падеже ед. числа, употребление предлогов, согласование прилагательных с существительными, образование глаголов). Совершенствовать фонематическое восприятие. Закреплять графическое изображение букв.
Коррекционно – развивающие задачи: Развивать мелкую и общую моторику. Развивать внимание, мышление.
Воспитательные задачи: Прививать интерес к занятиям. Воспитывать самостоятельность.
Методы и приемы:
1. Наглядный
2. Словестный
3. Практическо – игровой.
Оборудование :
Демонстрационный материал – игрушки (петушок, корова, коза, собака, свинья, макет двора, баночки с горохом, зерно.
Раздаточный материал – небольшие подносы, буквы.
Словарная работа: ввести в активную речь детей слова – действия (кукарекает, хрюкает, мычит, мяукает, лает).
Содержание НОД.
Этапы Виды детской деятельности Формы работы задачи
1. Организационный момент. Загадывание загадки. коммуникативная Самостоятельная деятельность детей. Решение проблемной ситуации. Создать благоприятную обстановку. Развивать слуховое восприятие. Развивать мышление.
.
2. Сообщение темы.
Сюрпризный момент коммуникативная Постановка цели.
3. Согласование прилагательных с существительными коммуникативная Совместная деятельность детей и логопеда. Совершенствование грамматического строя речи.
4. Развитие общей моторики. практическая, коммуникативная Выполнение движений со словами. Развивать общую моторику и координацию движений.
5. Употребление предлогов. коммуникативная Совместная деятельность детей и логопеда. Совершенствование грамматического строя речи.
6. Найти игрушку в горохе. поисково – исследоваитель-ская Самостоятельная деятельность детей. Способствовать развитию мелкой моторики с помощью массажа пальцев.
7. Образование глаголов. коммуникативная Совместная деятельность детей и логопеда. Совершенствование грамматического строя речи.
8. Развитие речевого слуха, внимания коммуникативная Совместная деятельность детей и логопеда. Совершенствование грамматического строя речи.
9. Образование существительных с помощью суффиксов. коммуникативная Совместная деятельность детей и логопеда. Совершенствование грамматического строя речи.
10. Образование существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов коммуникативная Совместная деятельность детей и логопеда. Совершенствование грамматического строя речи.
11. Прописывание букв с помощью зернышек. практическая, коммуникативная Самостоятельная деятельность детей. Закреплять графическое изображение букв.
12. Итог НОД. коммуникативная беседа Развитие памяти, формирование навыков доброжелательности.
Данная коррекционно – развивающая деятельность построена в форме игры – путешествия. Структура и содержание игры соответствуют предложенной тематике, все этапы НОД плавно перетекают друг в друга.
Так как у детей диагноз "Стертая форма дизартрии", на занятии использовала массаж пальцев (Игра "Найди игрушку в горохе", задания на развитии мелкой моторики ("Выложи букву из зернышек", общей моторики и координации движений (игра с мячом, ходьба со словами).
На каждом занятии беру задание на развитие грамматически правильной речи. Сегодня мы тренировались в согласовании существительных с прилагательными (игра "Какой петушок?", образовании глаголов (игра "Кто как голос подает?", употребление существительных в винительном падеже ед. числа (упражнение "Кого ты нашел?", употребление предлогов (упражнение "Где петушок?"). Грамматические категории дети усваивают успешно, но в потоке речи допускают ошибки.
Программой средней группы для детей с ОНР предусмотрено знакомство с буквами и обучение детей чтению. На индивидуальных занятиях мы закрепляем графическое изображение букв, повторяем чтение слогов. София неплохо запомнила пройденные буквы, читает слог. А Кирилл при соединении букв в слог допускает ошибки.
Наравне с речевыми задачами, на занятии использовались задания на развитие психических процессов: внимания и мышления (отгадывание загадки.).
Коррекционно – развивающая деятельность прошла результативно, все запланированные задачи выполнены. Дети были активны, заинтересованы, доброжелательны.