Грачева Ирина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Воздухоискатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Развивающие:
• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Образовательные:
• закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;
• продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Воздухоискатели“» размещена в разделах
Работа над словарем: активизировать словарный запас детей словами, описывающими действия с полиэтиленовым пакетом «запереть» и «поймать» воздух.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: использование загадок.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, вопросы, анализ, выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ приемов работы.
4. Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
полиэтиленовые пакеты;
фартуки, халаты;
миски с водой 2 шт. ;
влажные салфетки;
гуашь;
кисточки;
фонарики;
стаканчики;
трубочки.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательная.
Продуктивная.
Двигательная.
Музыкальная.
Планируемые результаты:
активизация познавательного интереса, формирование любознательности к экспериментированию;
умение детей действовать самостоятельно, способности к аргументированным суждениям;
формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
расширение и обогащение словарного запаса;
умение действовать самостоятельно, при выполнении поставленной задачи;
проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
1. Проявляет самостоятельность;
2. Активно участвует в продуктивной и образовательной деятельности;
3. Обращается за помощью к взрослому и детям, оказывает её своим сверстникам;
4. Эмоционально реагирует;
5. Проявляет волевое усилие;
6. Аргументирует самооценку.
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Но прежде, чем мы займемся нашими исследованиями, нам необходимо поздороваться друг с другом.
Игра на общение
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся-
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в нашем зале.
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
2. Основная часть.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (шагают по кругу, затем идут до столов, надевают халаты и фартуки). Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты, и первый называется «Поймай невидимку»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом?
Дети: Пакет надувается.
Воспитатель: Почему это происходит?
Дети: Пакет наполняется воздухом.
Воспитатель: Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим, пакет полон воздуха, похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей). На столах у нас фонарики. Давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.
Воспитатель: Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот.
Дети: Мы себя чувствуем плохо.
Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух?
Дети: чтобы дышать.
А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята?
Давайте проверим. Второй опыт «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей). А теперь давайте встанем и немного отдохнем, поиграв в игру.
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Воспитатель: А можно узнать имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. Третий опыт «Имеет ли воздух вес?»
(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины)
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух). Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: А можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей). Давайте попробуем, четвертый опыт «Слышим воздух».
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух?
Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик.
Воспитатель: Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей) пятый опыт «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и продолжим наши исследования.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, рассаживайтесь за столы, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Шестой опыт «Раздуй каплю». На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие симпатичные фигуры у вас получились. Как называется техника рисования воздухом?
Дети: Кляксография.
Воспитатель: Ребята, вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии)
Дети:- что воздух постоянно нас окружает;
- что можно «запереть» воздух и «поймать»;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов и внутри людей;
- что воздух не имеет запаха, а только его переносит;
- что воздух бесцветный, прозрачный, невидимый;
- что воздух имеет звук.
Воспитатель: Ребята, еще мы с вами выяснили, что с воздухом можно играть, хотите еще поиграть с воздухом. Тогда я дарю вам мыльные пузыри.