Ольга Ноева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вода»
Возрастная группа : старшая
Интеграция образовательных областей:
Познавательно-речевое развитие: «Познание», «Коммуникация».
Художественно-эстетическое развитие: «Развитие детского творчества».
Социально-личностное развитие: «Социализация», «Безопасность»
Цель: Расширять представление детей о роли воды в жизни растений, животных и человека; о физических свойствах воды посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Систематизировать знания детей о некоторых свойствах воды.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, зрительную и слуховую чувствительность.
Побуждать к активному участию в проведении экспериментов как эффективному способу развития мыслительных процессов.
Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать умение действовать в коллективе.
Предполагаемые результаты:
Участвует в беседе, высказывает свою точку зрения. Знает о различных водоёмах; о значении воды для человека, животных, растений.
Проявляет любознательность, интерес к экспериментированию.
Знает правила поведения во время проведения экспериментов. Способен думать и размышлять; самостоятельно анализировать, делать выводы.
Проявляет умение работать коллективно.
Методы: словесные, наглядные, игровые, экспериментирование.
Формы организации детей: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка: проектор, экран, ноутбук, колонки; мультимедийные слайды
Лаборатория: Объект исследования: Вода
Различные колбочки, баночки, вода пресная и вода солёная; масло растительное, поплавок, краска голубого цвета; листья чая, сахар, соль, мука, какао; яйцо сырое, вода с солью; крышка пластмассовая, кусок сахара, стакан гранённый.
Материал для продуктивной деятельности : Тарелка, вода, краска, пластилин, маленькие пальмы, цветные лодочки.
Ход:
Организационный момент:
Педагог: - Доброе утро, ребята. Меня зовут Ольга Прокопьевна. Сколько вам лет? Большие! Наверное, уже очень многое знаете? Вопрос такой: А кто такие исследователи? Чем они занимаются? (ответы детей). Да, это люди, которые изучают различные вещества и проводят опыты в лаборатории. Лаборатория, это место, где всё это и происходит.
Хотите стать исследователями? (да). Прошу одеть халаты, колпачки и пройти в лабораторию. А говорить мы сегодня будем о. … Думаю, что догадаетесь сами! Посмотрю, кто же из вас самый внимательный! Внимание на экран!
Слайд 1. Видеозаставка «Вода»
Капелька. … Такая нежная и такая трепетная. … Но сколько в ней бурлит жизни! Сколько силы и могущества, когда все капельки собираются вместе и образуют много воды. Вода – главный источник жизни на земле. Какую же тайну хранит в себе эта удивительная стихия?
Слайд 2. Кому нужна вода для жизни?
- А у меня, ребята, есть к вам важный вопрос. Как вы думаете, что бы было, если бы вдруг вода совершенно исчезла с земли? Ситуация. (Размышления детей)
Давайте посмотрим и подумаем вместе, кому и для чего нужна вода.
Рассматривание иллюстраций на слайде и выводы детей.
Слайд 3. Где в природе есть вода?
- Ребята, а кто ответит мне, что такое водоём? (предположения детей)
- Ребята, а где в природе есть вода? Ответы детей.
Вопросы: - Что это? ( хоровые ответы детей: болото и озеро, ручей и водопад, река и море). Болото и озеро закрытые водоёмы. Ручей возникает в результате проливных дождей и таяния снега. Ручьи протекают в реки. Реки наполняются водами и впадают в море.
- Как вы думаете, где больше всего воды, в озере или в море? Да, в море. Почему вы так думаете? Море больше чем вода.
- А знаете ли вы, что вода бывает пресная и солёная? Уточняю, что значит «пресная». Где вода бывает солёной? В море и океане. А в наших озёрах и реках? Пресная.
Правила поведения у воды.
Слайд 4. Ни капли, ни капли дождя не боимся…
Звучит песенка «Капли». Релаксация.
- Вы любите гулять под дождем? Давайте погуляем, ведь мы ни капли, ни капли дождя не боимся! (дети под музыку произвольно двигаются по залу).
Педагог – Вот, сколько мы знаем уже о том, где в природе есть вода и кому нужна вода для жизни. А сейчас мы приступаем к проведению опытов.
Напоминаю правила поведения в лаборатории: не толкать друг друга, аккуратно обращаться с материалом, внимательно следить за результатами опытов. Закончив наблюдения сделать выводы.
Работать будем сообща, дружно.
Лабораторные исследования:
Задачи: Цель: вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и практическим их применением в обыденной жизни.
Опыт 1. «Подводная лодка из яйца» - Солёная вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в нее сырое яйцо.
Во второй банке разводим до 5 столовых ложек поваренной соли на 0,5 л воды (очень насыщенный раствор).
Выливаем медленно насыщенную солью воду в банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит? Яйцо постепенно начинает подниматься на поверхность – всплывать.
Вот почему, ребята, в море держаться на воде гораздо легче, чем в бассейне. Почему? Дети вспоминают, что в море вода соленая, а в бассейне – нет. Вывод: Солёная вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелой из-за раствора соли.
Опыт 2. «Не все жидкости смешиваются с водой»
- Что произойдёт, если соединить простую воду и жидкую краску? Предположения детей. Опыт. Вывод: краска смешалась с водой.
- Что произойдет, если взять растительное масло и тоже добавить в воду?
Предположения детей. Опыт. В итоге опыт мы изготовили маленький сувенир.
Вывод: масло не смешалось с водой, а осталось плавать на поверхности. Есть жидкие вещества, которые смешиваются с водой, есть, которые не смешиваются. Все зависит от плотности и растворимости этих веществ
Опыт 3: «Способна ли вода растворять всякие вещества?»
Для проведения опыта берем кипяченую воду и пищевые продукты.
Предлагаю детям проверить растворимость некоторых веществ. Для проведения опыта готовим стаканчики с порошком какао, листьями чая, сахарным песком, солью, мукой. А также ложечки, чашечки с водой.
Воду дети выливают в стаканчики с выбранным ими веществом, тщательно размешивают и наблюдают за результатом.
Вывод: есть растворимые (сахар) и нерастворимые (листья чая) в воде вещества, есть вещества частично растворимые (порошок какао). Некоторые вещества придают воде вкус и запах.
Опыт 4. «Чудесные спички»
Берем 5 спичек. Надламываем их посередине. Сгибаем под углом и укладываем на блюдце, уголком к середине.
На место сгиба каждой спички капаем шприцом несколько капель воды.
Наблюдаем. Что происходит? Сгибы начинают расправляться, соединяя концы спичек друг с другом, образуя звезду. Почему?
Вывод: Вода способна впитываться в волокна дерева.
Опыт 5: «Батискаф исследователя»
Предлагаю проверить волшебство, как можно выйти сухим из вод? - Это возможно?
В емкость с водой опускаем лодку – крышечку пузырька. Предварительно вспомнив – поплывет или потонет и почему. В лодку помещаем водолаза – кусочек сахара. Водолаз должен опуститься на «дно морское» и не промокнуть!
Накрываем строго вертикально нашу лодку сверху перевернутым вверх дном стаканом и постепенно опускаем стакан вниз, на дно. О ЧУДО! Лодка тоже опускается на дно! А теперь аккуратно, не торопясь поднимаем стакан к поверхности и снимаем его с поверхности воды – водолаз в лодке остался, благодаря батискафу, сухим!
Вывод:
Слайд 6. Продуктивная деятельность по созданию игрового макета «Голубая планета».
- Ребята, посмотрите на экран. Мы видим нашу «голубую» планету Земля. Рассмотрим, что на ней есть: - Как вы думаете, что обозначены коричневым цветом? Да, это материки – то есть суша, омываемая морями и океанами.
Давайте создадим такой же макет, но в большой тарелочке. Материки сделаем из пластилина. Посмотрите внимательно, какой у вашего материка номер и установите его на место с таким же номером. Прижимайте «материки» плотнее к тарелочке, чтобы не смыло их водами. Я наливаю воды, а вы наберите в пипетку голубую краску и покапайте в воду. Что получается? Да, вода закрасилась в голубой цвет. Осталось украсить материки деревьями: пальмами, берёзками, ёлочками. Спускаем в воду кораблики и отправляем их в дальнее плавание: дуем сильнее.
Слайд7. Итог.
– Ребята, мне очень понравилось с вами общаться! А вам? О чём мы говорили сегодня? Что нового узнали? Что понравилось вам больше всего?
Благодарю вас, ребята, за вашу активность и помощь. До свидания!
Используемая литература:
- документальный фильм «Вода»
- основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.