Марина Медведева
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Кто и как считает время?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Кто и как считает время?»
Цель: познакомить детей с историей возникновения часов, разнообразием их видов: солнечные, песочные, огненные, механические, электронные. Повторить количественный и порядковый счёт в пределах 7. Развивать логическое мышление.
Ход занятия.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Кто и как считает время?“» размещена в разделах
Дети сидят на ковре.
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по времени. А что такое время? Время было всегда! Не было нас, людей, а время было и бежало вперёд.
Само слово «время» происходит от старорусского слова «вертемя». Оно состоит из 2х слов: «время» и «вертеть». Прошла зима, наступила весна- новая весна, а вовсе не та, что была в прошлом году. И день «сегодня» совсем не тот, что был вчера. Время не возвращается, время идёт только вперёд. А с помощью чего измеряют время? (часами)
С помощью этого волшебного пёрышка мы попадём с вами в то время, когда ещё не было часов. (под «волшебную» музыку взмахиваю пером и говорю:
«Пёрышко волшебное, чудо сотвори
Историю про часики сегодня расскажи»)
- Ой, посмотрите, мы с вами в далёком прошлом. А кто это идёт к нам? (мальчик и девочка в народных костюмах) Они говорят:
«Приди, приди солнышко,
Под моё оконышко,
Засвети щедрее, всех согрей скорее.
Лей щедрее, солнышко, золото в оконышко,
Деточки играют, тебя ожидают.»
- Люди произносили такие слова, восхваляли звали солнышко, т к часов тогда не было и время они узнавали по солнышку. Вставало солнышко- пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу- надо людям отдохнуть, пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы- пришло время людям идти по домам на покой.
А ещё солнце подсказало людям, что можно сделать солнечные часы. Ведь когда солнце по небу идёт, тень от дерева словно за ним по земле движется.
Сделали люди круглый циферблат с числами от 1 до 12, совсем, как в современных часах, но вместо стрелок- тень от колышка.
Солнце идёт по небу, тень за солнцем «движется» по циферблату, показывает время. Вот посмотрите, как это было (демонстрация с помощью лампочки).
Но ночью и в облачные дни солнечные часы не работают. Почему? (солнца нет, нет тени).
Давайте эти часы заберём с собой в музей часов.
- А сейчас отгадайте загадку:
Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (петух)
Да, узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и кричат: «Ку-ка-ре-ку».
Этюд «Петушок»
(покажите, как ходит петух, как кричит…- скоро утро, пора вставать, довольно спать)
- А чем же эти часы не хороши? Да, по пению петуха трудно определить время. То петух чего-то испугается и начнёт кричать, то лиса унесёт петуха и съест. А если нет петуха, как узнать время ночью, когда нет солнца и звёзды не светят в пасмурную погоду?
- Нам опять поможет пёрышко. (взмахиваю пером)
С тех пор прошло немало лет, и люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один: и Бог, и царь, и господин.
-И придумал человек часы. Назывались они песочные ( показать). У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами. Посмотрите, из чего они сделаны. Да, из 2х стеклянных пузырьков, соединённых вместе. Внутри- песок. Песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок- прошло 2 минуты, часы переворачивают и счёт времени продолжается.
Песочными часами пользуются и теперь в поликлинике. По этим часам больные получают лечебные процедуры.
Заберём и эти часы в музей.
А пёрышко трепещет, хочет что-то ещё показать:
Это было очень трудно- угадать, который час.
Долго мучился народ и решил он наперёд,
Что лучшие часы можно сделать из свечи.
Есть такие огненные часы. Для этого люди брали свечу, разделяли её полосами. Расстояние от полоски до полоски равнялось 1 часу. Огненные часы были «прадедушкой» современному будильнику.
В определённом месте в свечу втыкали булавку, к которой привязывали тяжёлый предмет. Когда огонь добирался до булавки, предмет падал и будил людей.
Сейчас мы сделаем такой будильник. Эксперимент: берём свечу, к ней креним маленький колокольчик, поджигаем свечу.
Подумайте, ребята, какие недостатки у этих часов?
Эти часы тоже возьмём с собой.
Физкультминутка под музыку «Тик-так часики…»
- А сейчас мы с вами с помощью волшебного пёрышка вернёмся в детский сад.
Под «волшебную» музыку произносим волшебные слова: «Кручу- верчу в детский сад попасть хочу».
Вот мы и в детском саду. Посмотрите, какой музей у нас получился. Расставим все часы по порядку: солнечные, песочные, огненные.
Не хватает только современных механических часов.
Призадумался народ, поумнел на целый год.
И сказал он, что часы без механики слабы.
- Но что это? Все часы у нас разбились. Ребята, давайте соберём часы для нашего музея.
Д/и «Сложи картинку» (разрезные картинки)
-Скажите, у кого какие часы получились? (будильник, наручные, настенные)
Давайте посчитаем наши часы. Сколько их? (7)
Какими по счёту расположены песочные часы? (будильник, огненные и т д)
Давайте вспомним с вами, ребята, где мы с вами путешествовали и про какие часы вы сегодня узнали