Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Золотая осень»

Любовь Лисенкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ «Детский сад №17 компенсирующего вида»

г. Кириши

Конспект непосредственно

образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе группе

по теме «Золотая осень»

Составила: воспитатель Лисенкова Л. В.

«Золотая осень»

Цель:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Золотая осень“» размещена в разделах

Уточнить знания детей об осени, как времени года, её признаках, о грибах,

о ягодах, деревьях, перелётных птицах, диких животных. Обобщить полученные

знания.

Задачи:

образовательные : 1).Закрепить представления детей о сезонных изменениях в

жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их

подготовки к зиме.

2).Закрепить представления детей о связи живой и неживой

природы в осенний период.

3).Активизировать и расширять словарный запас по

лексическим темам «осень», «ягоды», «грибы», «деревья»,

«перелётные птицы», «дикие животные».

4).Учить согласовывать прилагательные с существительными

в роде, числе, падеже.

коррекционные: 1). Развивать связную речь.

2). Развивать логическое мышление, слуховое внимание,

мелкую моторику.

воспитательные: 1). Воспитывать любовь к красоте родной природы.

Оборудование: презентация «Золотая осень», мультимедиа, ноутбук, листы

бархатной бумаги с нарисованными листьями, клубки ниток на

каждого ребёнка, шкатулочка, загадки, музыкальный альбом

П. И Чайковского.

Предварительная работа: Заучивание народных примет, пословиц об осени,

заучивание стихов об осени.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

I. Организационный момент:

- Ребята, о чём мы сегодня будем беседовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Вот небо, серое от туч

Пробил случайно солнца луч.

И всё покрылось позолотой :

Лес, поле, речка и болото

Но, скрылся лучик и как прежде

Я в тёплой кутаюсь одежде.

Стемнело очень рано в восемь…

Но что поделать, это… (осень).

- Именно, об осени мы сегодня и поговорим.

II. Основной этап:

- Скажите, дети, какое время года предшествовало осени?

- Лето.

- Какое время года следует за осенью?

-Зима.

- Осень – удивительное время года, которое навевает то радостное, весёлое настроение, то грустное, печальное настроение. Некоторые осень хвалят, некоторые ругают. Одни говорят: «Наступила осень – это хорошо». Другие вторят: «Осень пришла – это плохо».

- Как вы думаете: осень – это хорошо или плохо?

(Ответы детей)

ТРИЗ. Д/и «Почему хорошо – почему плохо»

- Чем же осень хороша?

- Осенью поспевает урожай овощей и фруктов.

- Осенью можно любоваться красивыми листьями на деревьях и кустарниках.

- Осенью мы делаем вкусные заготовки на зиму.

- Осенью мы делимся своими впечатлениями о проведённом с родителями отпуске.

- А чем же осень плоха?

- Осенью идут затяжные дожди и не выйти на улицу погулять.

- Осенью мало солнечных дней, дни хмурые, серые, от этого плохое настроение.

- Осенью дуют холодные ветры, приходится одеваться теплее.

- Осенью день становится короче, а день длиннее.

- Совершенно верно. Назовите осенние месяцы.

- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- На какие периоды делится осень?

- Ранняя, золотая и поздняя осень.

- Каковы признаки ранней осени?

(Дети по опорным картинкам в презентации составляют небольшой рассказ о ранней осени).

Составление рассказа о ранней осени по опорным картинкам.

- Ранняя осень мало, чем отличается от лета. Ещё достаточно тепло, но уже не

жарко. На деревьях ещё листья, в основном, зелёные, но с каждым днём жёлтых

листьев становится всё больше и больше. На клумбах цветут цветы. В лесу

поспели орехи, много грибов и ягод. Люди убирают урожаи овощей и фруктов.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла,

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

- В конце сентября, начале октября наступает период «золотой осени». И мне бы

Очень хотелось вместе с вами в этот период побывать в лесу. Возьму

волшебную веточку и скажу волшебные слова:

Раз, два, три ветка клёна, помоги

Оказаться нам в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотой

Осень жёлтою косой.

- Вот мы и не заметили, как пришли в осенний лес, полный сказок и чудес.

- Что нам особенно бросилось в глаза? Какой осенний лес?

- Нарядный, золотой, багряный, лиловый, таинственный, задумчивый,

волшебный, разноцветный.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

- Ребята, а почему осенью листья становятся разноцветными? Затрудняетесь

ответить, тогда послушайте.

- Осенью дни прохладные и пасмурные, солнце светит меньше и поэтому

меняется цвет листьев. В них, в таких условиях, образуется меньше особого

красящего вещества – хлорофилла, придающего листьям зелёный цвет. Они

становятся золотисто-жёлтыми, красными, оранжевыми, багряными.

А подует ветер, и листья закружатся в пёстром хороводе.

- Как называется явление природы, когда падают листья?

- Листопад.

Листопад, листопад

Устилает старый сад.

Листья, словно бабочки,

В воздухе порхают.

И крыльцо и лавочку

Листья устилают.

- Оказывается, листопад – это приспособление растений к пониженному

испарению влаги осенью и зимой. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали

листья, они бы погибли от недостатка влаги. Кроме того в листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов. Листья, опадая, укрывают корни растений и согревают их в сильные морозы,

будто пёстрыми шерстяными шалями.

- Ребята, а какие деревья мы встретили в лесу?

- Берёзу, дуб, ольху, осину, клён, липу, ясень, рябину, каштан.

-Посмотрите, сколько листьев упало с деревьев.

Развитие мелкой моторики.

Детям предлагается взять листы бархатной бумаги с нарисованными на них контурами листьев разных деревьев и клубочки ниток и нитью выложить предмет по контуру. Затем детям предлагается озвучить действия:

- Я нарисовал лист берёзы - берёзовый лист. Он похож на маленькое сердечко.

- Я нарисовал лист дуба – дубовый лист. Он похож на пёрышко.

- Я нарисовал лист клёна – кленовый лист. Он похож на ладонь.

Затем дети берут листочки и выполняют упражнение для коррекции глаз.

Упражнение для коррекции зрения - «Мы листочек увидали»

Мы листочек увидали и с листочком поиграли.

(дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой,

сфокусировать на ней взгляд)

Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели.

(отвести листик вправо, проследить движение взглядом)

Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели.

(отвести листик влево, проследить движение взглядом)

Ветер вверх их поднимал и на землю опускал…

(поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)

Всё! На землю улеглись.

(присесть, положить листочки на пол)

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

(закрыть глаза)

- Золотой осенью под деревьями среди травы и опавшей листвы, мы можем найти «притаившиеся» грибы.

Д/ и: «Четвёртый лишний»

- Посмотрите, какие грибы вы видите на экране?

- Белый, подосиновик, лисички, мухомор.

- Какой гриб здесь лишний?

- Мухомор.

- Почему?

- Он несъедобный, ядовитый. А все остальные грибы съедобные.

- Осенью в лесу и на болотах поспевают ягоды. Посмотрите на экран, какие?

-Брусника, клюква, калина, рябина.

- Какая лишняя ягода на экране? Почему?

- Лишняя морошка. Она поспевает летом.

-В период «золотой осени» улетают на юг птицы. Как мы называем птиц, улетающих в тёплые страны?

- Перелётными.

- Как называем птиц, которые остаются зимовать у нас, в наших широтах?

- Зимующими или оседлыми.

- Давайте возьмём интервью у перелётных птиц.

Дети делятся на две подгруппы. Одни журналисты, задающие вопросы, другие птицы, отвечающие на них.

Д/ и: «Интервью у перелётных птиц»

- Журавли, вы, чем сейчас занимаетесь?

- Мы готовимся к отлёту на юг, собираемся в стаи, тренируем свои крылья.

- А куда вы полетите?

-В тёплые страны.

- Птицы, почему вы улетаете в тёплые страны?

-Потому что здесь становится холодно и голодно.

- А в тёплых странах достаточно еды?

- Да.

- Чем вы будете там питаться?

- Червяками, личинками, гусеницами, тлями.

-Птицы, а долго ли вам лететь?

- Долго, несколько недель.

- Вы вернётесь к нам весной?

-Обязательно.

- Молодцы, интересное получилось интервью. Сейчас я вам буду называть

птиц, а вы сделаете руки крыльями. Если услышите название перелётной птицы-

помашите крыльями. Если услышите название зимующей птицы – присядите.

Д/ и: «Улетают – не улетают»

Ворона – грач – галка – голубь – ласточка – воробей – утка – стриж – синица –

скворец – жаворонок – дятел – журавль – сорока – лебедь – щегол.

- Ребята, расскажите, как готовятся к зиме дикие животные? Например, вот этот

зверёк?

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет?

Сушит на зиму грибы. (белка)

- Посмотрите на экран внимательно и скажите, что уже поменялось в жизни

этого зверька?

- Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она уже поменяла «шубку» на более

тёплую.

- А почему изменился цвет шубки?

- Совершенно верно, так белка прячется от врагов, например от хищной птицы

ястреба. Деревья зимой стоят голые, серые и серая шубка белки сливается с

цветом коры, и она становится незаметной.

- А какие ещё дикие животные меняют осенью шубку?

- Правильно, зайцы.

- Интересно, они это делают. Сначала у зайчика белеет хвост, потом – задние

ноги, посмотришь на такого зайца, словно на нём белые штаны надеты. Потом

начинает белеть спина, за ней уши, но не самых кончиков, они у косого так и

остаются чёрными.

- А что ещё звери лесные в эту пору делают? Какие у них заботы?

- Правильно, некоторые дикие животные делают на зиму запасы. Например,

белка сушит грибы, натыкая их на острые ветки, орехи, жёлуди в ямки прячет,

которые сама среди кустов выкапывает. Если попадётся вам такая кладовая, то

не трогайте её, белке эти запасы нужнее.

- А ещё все звери готовят к зиме своё жилище, устилают свои берлоги, норки и

дупла сухими душистыми листьями, веточками хвои. Укрепляет свою берлогу

медведь. Он не ленится! Целыми охапками тащит сухие листья в свою берлогу.

Утепляют свои дупла и норы ежи. Интересно рассказал об этом писатель

Д. Зуев:

«Ёжик по – своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и

накалывает листву себе на иглы. Встанет ёж, с охапкой листьев на спинке, и

понесёт на себе листовой матрац в гнездо. Идёт неправдоподобное чудище,

которое и узнать невозможно: копна копной!»

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаёшь?

Приглядись – ка – это ёж!

- Когда настанут холода, ёжик заберётся в свой тёплый и уютный домик и

проспит до весны. А теперь я волшебной веточкой дотронусь до вас и превращу

в лесных зверей. Вы с помощью мимики, жестов и движений расскажите мне,

как звери готовятся к зиме.

Пантомима «Как звери готовятся к зиме»

- Ребята, в период «золотой осени» уже практически нет цветов на лугу, в лесу,

на клумбах. Зато можно собрать красивый осенний букет из опавших листьев.

Больше нет цветов в бору

И в лесу раздетом.

Листья клёнов соберу

В пышные букеты.

Я домой их принесу,

Ими стол украшу

И нарядно, как в лесу,

Станет в доме нашем.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки, загибают пальцы)

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём.

В В вазу осенний букет отнесём. (сжимать и разжимать кулачки).

- Осень – удивительное, очаровательное время года. Она радует нас изобилием

красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов.

Придумайте красивые слова, отвечающие на вопрос: «Какая осень

- Осень золотая, печальная, красивая, задумчивая, таинственная, ранняя,

поздняя, ласковая, очаровательная, пышная, волшебная, унылая, разноцветная,

дождливая, пасмурная, холодная, тёплая.

- Вот такой красивой, нарядной предстала перед нами «золотая осень». Но закончился период «золотой осени». И на смену ей пришла «поздняя осень».

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мёрзлую землю серебряные звёздочки – снежинки, звенят на ветру

обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Поздняя осень вызывает у человека чувство грусти.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Д/ и: «Собираемся на прогулку»

- Собираясь осенью на прогулку, мы наденем на себя (картинка) + прилагательное

«осенний» согласованное с существительным в роде, числе, падеже.

Осенний жилет Осенний плащ

Осеннюю шапку Осеннее пальто

Осеннюю ветровку Осенние перчатки

Осенние ботинки.

Работа с загадками.

- Молодцы, с заданием справились верно. Ребята, о том, какие природные явления

происходят в природе поздней осенью, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Льётся он косой стеной

И стучит по нашим окнам

Сам холодный, проливной

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.

(Осенний дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду… (лужи)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке – бархат синий

Это что такое? (иней)

-Молодцы, вы хорошо разгадали все осенние загадки и узнали приметы поздней

осени.

- Красоту осенней русской природы воспевали в своих стихах русские поэты:

Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Пушкин, А. Фет, И. Бунин. А русский

композитор П. И. Чайковский написал музыкальный альбом «Времена года», три пьесы которого посвящены осени. Они так и называются: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Послушайте два музыкальных фрагмента из этого альбома

и попробуйте определить, какой музыкальный фрагмент – о золотой осени, а какой – о поздней.

- Русские люди издавна наблюдают за происходящими в природе явлениями и свои наблюдения передают друг другу. Так появляются народные приметы, пословицы. У нас в группе есть копилка народных мудростей, в которую мы складываем пословицы и приметы всех времён года. Хотите пополнить её?

Полукругом становитесь,

Крепко за руки держитесь,

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Народные приметы:

Дети называют. Воспитатель открывает и закрывает шкатулочку.

«Коли ясно, то и осень прекрасна»

«Осень идёт и дождь за собой ведёт»

«Грибок в кузовок – зимой будет пирожок»

«Красна весна цветами, а осень пирогами»

«Гром в сентябре – тёплая осень»

«Большие муравьиные кучи к мягкой зиме»

«Когда гусь улетает – снег выпадает»

«В октябре ни на колёсах, ни на полозьях»

«Осень запасиха – зима прибериха».

- Ребята, расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Игра «Лесное эхо»

Эхо лесное, спросить могу?

Дети: - Ау — ау - ау!

- Куда это листья лесные пропали?

Дети: - Опали — опали — опали.

- Птички - певички, давно ли галдели?

Дети: - Летели, летели, на юг улетели.

III. Заключительная часть:

Итог. – Ребята, что интересного об осени вы узнали из сегодняшней беседы?

- Какие задания вам были наиболее интересны?

- В каких заданиях вы испытывали определённые сложности?

- Что бы вы ещё хотели узнать об осени?

Рефлексия: - Ребята, сегодня мы хорошо и плодотворно занимались. Кто считает,

что сегодня во время беседы был внимательным, чётко отвечал на поставленные вопросы, берёт себе зелёный листочек. Кто считает, что ему надо ещё постараться, берёт красный листок.

Публикации по теме:

«Приходите в гости к нам». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе №10 Цель: познакомить детей со способом.

«Приключения Черепахи» (конспект непосредственно — образовательной деятельности по музыке в подготовительной к школе группе)«Приключения Черепахи» (конспект непосредственно — образовательной деятельности по музыке в подготовительной к школе группе) .

«Юные пешеходы». Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад комбинированного вида № 62 д. Старая «Юные пешеходы» Конспект.

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной группе «Волшебница осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной группе «Волшебница осень» Цель. Активизировать словарь детей по.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Дружба» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида. Конспект непосредственно – образовательной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Снеговик» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной школе группе «Готовим винегрет» НОД В подготовительной к школе группе «Готовим винегрет» Программное содержание. Уточнять и расширять знания детей об овощах: капусте,.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать знакомить детей с народным искусством, уточнять представление детей о хохломской росписи. Интеграция образовательных областей:.

«Осень». Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Осень. Цель: Продолжать расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе. Образовательные: • Обобщить и систематизировать.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Готовимся к школе» План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Образовательная область: «Познание» Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Золотая осень»
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 18:34
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Золотая осень»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Лисенкова (УИ 473429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД