Марина Степанова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Знакомство с ухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
«Знакомство с ухом».
Задачи. Формировать простейшие понятия о строении и функционировании уха (слух); показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; продолжить формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, анализу полученных результатов; развивать внимание, память, любознательность; умение видеть предметно-следственные связи между болезнью ушей и их причинами; воспитывать аккуратность, привычку и потребность заботится о здоровье своих ушей, содержать их в чистоте.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Материалы и оборудование. Картинка с изображением корабля, плывущего по морю; запись звуков моря; магнитофон; резиновые игрушки изображающие морских обитателей; морские ракушки для рассматривания; плакат с изображением уха; рабочий лист «Береги слух» и цветные карандаши для каждого ребенка; воронка; вода; таз; ширма; музыкальные инструменты; дидактическая игра «Найди пару»; стихотворение Э. Мошковского «Уши».
Предварительная работа. Рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы; загадывание загадок; беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания ; проведение упражнений, дидактических игр.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Путешествие.
Воспитатель:
- Ребята, какое у нас сейчас время года? (ответы детей). Правильно, сейчас осень. На улице холодно. Но если захотеть можно очутиться в жарких странах, погулять и поиграть там. Хотите отправиться в путешествие на быстроходном корабле по морю на остров (ответы детей).
(Показ картинки с изображением корабля. Звучит запись звуков моря.)
Волны бегут навстречу, пахнет соленой водой. Мы стоим на палубе, и брызги попадают на щеки.
(Побуждаем детей представить запах моря и брызги воды.)
Ветер развивает волосы. Но вот мы подплыли к берегу, здесь в бухте тихо. День выдался жаркий. У берега плещется теплое ласковое море. Водичка такая чистая, что видны камешки на дне. Мы сходим с корабля на песчаный берег и немного прогуляемся по нему. Сколько интересных вещей выбрасывает из моря волна! Разноцветные камешки, водоросли, ракушки. Вот на берегу лежат удивительно красивые ракушки. Возьмем с вами ракушки в руки. Если приложить ее к уху, то можно услышать песни моря, его шум. Посмотрите, как она необыкновенна, закручена, словно наше ушко. Природа одарила нас удивительным подарком, а вот каким скоро вы догадаетесь.
Упражнение на внимание.
Воспитатель все делает за ширмой (если нет ширмы,то можно попросить детей закрыть глаза). Шумы: барабан, погремушка, металлофон, бубен, маракас, трещотка, дудочка, колокольчик и другие муз. инструменты.
-Кто же вам помог услышать эти звуки? (ответы детей).
-Правильно, ваши ушки!
-А подарок, которым наградила нас природа,- это слух.
Воспитатель:
-Рассмотрите ваши ушки друг у друга. Те, кто сидят справа, повернитесь к своему другу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что вы видите снаружи? (ответы детей) То, что вы описали, называется ушная раковина. Повторим с вами хором (хоровой повтор). (Показ плаката)
-Что вы еще видите? Опишите (ответы детей).
-Обследуйте свое ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали (ответы детей). (Показ плаката)
-То, что у вас (нас) находится снаружи уха, называется наружный слуховой проход.
-Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (ответы детей).
-Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы его стенки выделяют особое вещество, которое называется ушной серой. Ушная сера густая, липкая, и поэтому к ней прилипают пыль и микробы. А потом ушная сера выходит из прохода, и когда мы моем свои уши, то удаляем ее вместе с грязью.
-А кто из вас знает, как правильно чистить уши? (ответы детей).
-А как часто надо мыть уши (ответы детей).
-Правильно, уши надо мыть каждый день. Вот послушайте, как говорится об ушах в стихотворении Э. Мошковского:
Уши.
Доктор, доктор
Как нам быть?
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор гневно:
Еже …еже…ежедневно!
-А я знаю одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадался? (ответы детей).
-А можете ли вы добраться пальчиком до конца ушного прохода? (ответы детей)
-Природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце ушного прохода есть тонкая-тонкая пленочка. Она называется барабанной перепонкой. (Показ плаката) Повторим это слово все вместе (хоровой повтор).
Звук, который произносим, ударяется об эту перепонку, и мы его слышим.
-А вот как вы меня сейчас слышите. Я сейчас проверю.
Физкультминутка «А над морем - мы с тобой!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя.
А над морем - мы с тобою!
(дети машут руками словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(дети делают плавательные движения руками)
Поглядите чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжается наше путешествие.
Воспитатель:
-Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт.
Опыт демонстрирует воспитатель.
-Представьте себе, что воронка это ухо. Широкая часть воронки - это ушная раковина, узкая – наружный слуховой проход. Вода – это звук, который проходит в ухо. Картон – барабанная перепонка.
Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется об нее. Перепонка дрожит. Чем сильней звук, тем сильнее дрожит перепонка.
( Проводится эксперимент : воспитатель льет воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льется отдельными каплями; при повторении льет воду струей. Эти опыты имитируют слабый и сильный звук.)
-Ребята, как вы думаете, что может произойти с вашими ушками от громкого звука? (ответы детей)
-Правильно от громкого и сильного звука барабанная перепонка может повредится.
-А теперь представьте, что какой-то человек решил ковыряться карандашом или булавкой или еще чем в ухе.
-Что может произойти с барабанной перепонкой? (ответы детей)
-Правильно перепонка может порваться.
(Воспитатель делает в бумаге большую дыру.)
-Льем воду, что получается? (Надо постараться, чтобы вода лилась в таз через это отверстие бесшумно.) (ответы детей)
-Да, вы правы вот так может человек остаться глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.
-А если у вас заболели ушки к кому надо обратиться за помощью? (ответы детей)
Воспитатель раздает детям индивидуальные рабочие листы «Берегите слух» и дает задание (дети работают с индивидуальными листами за столами).
1. Рассмотреть рисунки.
2. Подумать, оценить поступки – где дети поступают правильно, а где – неправильно.
3. Закрасить кружки красным карандашом, если поступки правильные, или черным, если неправильные.
4. Запомнить, что неправильные поступки могут привести к болезни ушей.
После работы с индивидуальными листами «Береги слух», выслушать ответы детей.
-Что нового мы с вами узнали?
-Для чего нужна барабанная перепонка?
-Как наружный слуховой проход защищает наши уши?
-На что похоже наше ухо?
-Какое вещество образуется в слуховом проходе?
-Как вы думаете, зачем нужны уши?
-Нужно ли беречь уши?
-К кому надо обращаться,если болят уши?
(Можно задавать другие вопросы по теме)
Выслушать ответы детей.
Воспитатель:
-Об ушках наших мы узнали на острове. А хотите попасть обратно в детский сад? (ответы детей)
-Чтобы вернуться нам необходимо сесть на корабль. Для этого нужны гребцы, которые помогут добраться нам обратно. А гребут они парами. Вот сейчас узнаем, кто и с кем будет в паре (дети сами выбирают с кем они будут в паре).
Подвижная игра «Найди пару». (Можно включить музыку моря)
-Посмотрите-ка, мы оказались в детском саду. А чтобы вы помнили о путешествии, море вам на память дарит подарки (ракушки).