Елена Викторовна Капустина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с термометром»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с различными видами термометров (медицинским, комнатным, уличным, водным, с правилами пользования. Развивать интерес к опытнической работе, умение понимать происходящие процессы, любознательность; активизировать речь детей, мышление.
Предварительная работа:
Ежедневное наблюдение за неживой природой. Ведение календаря природы. Чтение художественной литературы. Проведение опытов.
Методика проведения:
- Дети, а у нас сегодня гости. (Приходит кукла Таня).
- Что-то Таня сегодня невеселая.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- Как вы думаете, почему? (предположения детей).
- А может, Таня, заболела?
- Как ваша мама узнаёт, что вы больны?
Воспитатель показывает медицинский термометр, объясняет его устройство и правила пользования. У термометра есть шкала и стеклянная трубка с жидким металлом — ртутью. На шкале есть деления, каждое обозначает один градус. Цифры, стоящие около деления обозначают температуру. Конец столбика с ртутью показывает число градусов. Нормальная температура человека - 36,6.
- А если температура выше 36,6°? Или ниже? Воспитатель предлагает измерить температуру нашей Тане.
- Температура у Тани нормальная, значит, она здорова и грустит по другой причине. Как вы думаете почему?
- Давайте Таню развеселим:
Хоровод детей с Таней «Как у нашей Тани»
- Наша Таня хочет погулять, как же нам узнать, тепло ли одеть её на прогулку? Воспитатель показывает детям уличный термометр, дети рассматривают, сравнивают его с медицинским термометром, находят сходство и различие).
- А сейчас Таня бы хотела полить цветы. У нас есть 3 баночки с водой. Она не знает, из какой баночки взять воду для полива. Давайте ей поможем (в одной банке - горячая вода, во второй - холодная, а в третьей - вода комнатной температуры).
- Каким термометром мы измеряем температуру воды, медицинским или уличным?
Воспитатель показывает детям водный термометр. Дети сравнивают его с другими. Воспитатель предлагает измерить температуру воды в банках, выбрать воду, пригодную для полива. Таня благодарит детей, поливает цветы.
- Как узнать, хорошо ли нашим рыбкам живётся в аквариуме? (Дети измеряют температуру воды в аквариуме).
- Ребята, а хотите узнать, откуда термометр знает - тепло или холодно? Рассказ воспитателя:
- Термометр еще называют теплоизмерителем. Хоть он и неживой, а температуру чувствует очень хорошо. Если мороз - столбик в стеклянной трубочке опустится ниже нуля, потеплеет - столбик поднимется выше нуля. У какого деления остановится столбик, столько и градусов. Почему так происходит? В трубочке жидкий металл - ртуть. От жары ртуть, как и всякий металл, расширяется, вот столбик термометра и ползёт вверх. От холода ртуть сжимается, столбик термометра ползет вниз. Так ведёт себя не только ртуть, так бывает со всеми металлами на свете. Сейчас мы проведём опыт, и вы сами убедитесь.
Проведение опыта:
Возьмём монету, две булавки, дощечку. Воткнем в дощечку булавки так, чтобы монета едва пролезала между ними. Кажется, что монета протиснулась в узкие ворота один раз и всегда будет в них проходить. Сейчас проверим. Подержим монету над огоньком, нагреем её. Теперь попробуем снова протиснуть её между булавками. Что мы видим? От жары монета как бы растолстела и не пролезает в ворота. А теперь остудим её - она снова помещается между булавками. Мы увидели свойство металла - от тепла расширяется, от холода сжимается. Это свойство и используется в термо-метре. Что же такое термометр? Это прибор для измерения температуры тепла, воздуха, воды. Угадайте, о каком термометре эта загадка :
«Я под мышкой посижу,
И что делать укажу:
Или разрешу гулять.
Или уложу в кровать».
Воспитатель предлагает детям сделать много термометров для игры в "Больницу".
Изготовление из картона термометров.
Итог: О каких видах термометров вы узнали? Что вам сегодня было интереснее всего?