Гадальшина Татьяна Николаевна
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме.
Задачи: продолжать развивать познавательную активность через проявление опытной деятельности.
Формировать навыки сравнения свойств льда и снега.
Познакомить детей со свойствами льда. Закрепить с детьми название зимних месяцев.
Расширять знания детей о народных приметах, пословицах, поговорках о зиме.
Учить детей изготавливать зимние сувениры, используя нетрадиционную технику выполнения.
Воспитывать любовь к природе и к всему живому.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познание; коммуникация; социализация; физическая культура; здоровье; художественная литература; музыка; художественное творчество.
Материал: Волшебная снежинка, карточки с пословицами и поговорками, кусочки льда, клей, волшебный порошок (манка, схематичное изображение снежинки.
Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга какие мы красивые, улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения и споем песню «Доброе утро»
Доброе утро! поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! разводят руки в стороны
И сегодня весь день хлопают в ладоши
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик выполняют движения по тексту
И щечки.
Будем мы красивыми, постепенно поднимают руки вверх, выполняя
Как в саду цветочки! «фонарики»
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, разводят руки в стороны
Будьте все здоровы!
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие, а к кому вы узнаете, если угадаете загадку.
Загадка:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром. (зима, зимние месяцы)
Путешествовать мы будем с волшебной снежинкой, посланницей зимы.
Воспитатель:
А как вы, думаете, о какой царице говорится в загадке?
Почему ее так называют?
Какая у нас бывает зима? (холодная, снежная, вьюжная, морозная, красивая)
А что за скакуны в этой тройке?
Давайте вспомним зимние месяцы.
Какой первый? Второй? Третий?
А сейчас познакомимся с каждым месяцем поближе.
1ребенок: В декабре, в декабре
Все деревья в серебре
Нашу речку,
Словно в сказке
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки
Елку из лесу принес.
2ребенок: В январе, в январе
Много снегу на дворе
Снег на крыше,
На крылечке,
Солнце в небе голубом
В нашем доме
Топят печки
В небо дым идет столбом.
3ребенок: Дуют ветры в феврале
Воют в трубах громко
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Воспитатель:
Первый месяц зимы – декабрь называли в старину – лютень, студень, стужайло.
Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет.
Второй месяц – январь в народе называли - проситец. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
Третий месяц – февраль в старину называли – ветродуй, вьюговец, бокогрей.
В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны.
А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки, приметы зимы.
(дети читают пословицы и объясняют их значение)
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Берегите нос, в большой мороз.
- Спасибо, мороз, что снегу нанес.
- Зима без снегу, не быть хлебу.
- Дым столбом к морозу.
- Солнце на лето – зима на мороз.
- Кошка в печурку, зима во двор.
Воспитатель:
Какие явления зимой в природе вы знаете? Назовите их. (метель, вьюга, пурга, поземка)
Загадка:
Скатерть бела
Весь свет одела. (снег)
- А какой снег зимой (белый, холодный, пушистый, хрустящий, серебристый, легкий, рассыпчатый, скрипучий, липкий из него можно лепить снежки, снежные фигуры.
- Если снег внести в группу, что с ним произойдет? (Он растает и превратится в воду)
- Почему?
- А если мы эту воду вынесем опять на улицу, она превратится в снег? (нет она превратится в лед)
Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами, а узнать эти свойства мы лучше всего сможем в ледяной лаборатории Снежной королевы.
Закройте глаза и представьте. Огромный ледяной дворец, сверкают и переливаются ледяные стены и пол. На троне сидит Снежная королева. Сама она холодная, но сердце у нее доброе. Она ждет гостей.
А отправиться в лабораторию к Снежной королеве мы можем на лыжах.
Воспитатель:
Быстро лыжи надеваем,
Друг за другом все шагаем. (дети имитируют движение на лыжах)
Ду-ду-ду, я на лыжах иду.
Прибыли в лабораторию, читаем название.
Воспитатель:
Ребята Снежная королева приготовила для нас сюрприз. (раздаю кусочки льда)
- Скажите что это?
- Положите его на ладошку, подержите его немножко.
- Что вы чувствуете?
- Замерзла ли ладошка в том месте, где лежит лед?
- Что происходит с вашими кусочками льда?
- Они стали больше или меньше? Почему?
- откуда появилась на ладошке вода?
- Чьи это слезы? Почему лед плачет?
- Какое время года любит лед?
Вывод: лед холодный, он замораживает все, что к нему прикасается.
Лед в тепле тает, слезы проливает.
Воспитатель:
Лыжи надеваем, путешествие продолжаем. (выходят в круг)
Скажите, чем вы любите заниматься зимой.
Я предлагаю поиграть в игру «Зимушка – зима»
Зимушка, зимушка, зимушка, зима.
Дарит нам снежные чудо терема.
Ну, а Дедушка Мороз притащил подарков воз.
Морозы трескучие, снега сыпучие,
Ветра завьюжные, метели дружные.
Мы мороза не боимся, как снежинки разлетимся.
(Зимушка выбирает понравившуюся ей фигуру)
Воспитатель:
Мне снежинка сказала, что в игре ребята были все такие дружные, а вот у нее нет друзей и подружек. Поэтому она очень расстроена. Как ей быть?
Воспитатель:
Не расстраивайся снежинка, мы с ребятами придумаем что – нибудь.
(Отправляемся со снежинкой в мастерскую под названием «Зимушка – зима»)
Проходите на свои места. Перед вами лист бумаги со схематичным изображением снежинки. Вам ребята нужно обвести клеем это изображение, затем обсыпать волшебным порошком.
Прежде чем приступить к работе надо размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки».
Стою и снежинки в ладошки ловлю Ритмично ударяем сначала левой рукой по
Я зиму и снег и снежинки люблю. правой ладошке, а потом наоборот
Но где же снежинки? В ладошке вода. На первый вопрос сжать кулак, на второй
Куда же исчезли снежинки? Куда? На второй разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Отряхивают расслабленные ладони.
Как видно ладошки мои горячи.
(Дети проходят за столы для самостоятельной работы)
Воспитатель:
Чтобы снежинки получились настоящими, надо немного времени дать им подсохнуть, а мы с вами еще поговорим о зиме.
- Вы стихи о зиме знаете?
- Давайте мы их сейчас расскажем и покажем.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок-
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа. Нос, метла.
Но солнце припечет слегка-
Увы! И нет снеговика.
«Птицы зимой»
Но птицы!
Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Воспитатель:
- Ребята, каких птиц сейчас можно встретить на улице?
- Назовите их одним словом. (Зимующие)
- А как люди заботятся о них?
- Чем кормят?
- Что для птиц является страшнее всего, холод или голод?
Вывод: Не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под перышками, который их греет, а самое ужасное голод. Зимой корма очень мало, для птиц наступают тяжолые времена, если им не помочь, они погибнут.
Сейчас каждый берет свою снежинку и становится в круг.
Итог занятия: Дети дарят свои работы посланнице зимы и делятся впечатлениями о путешествии.
Используемая литература: «Здравствуй мир» А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимов, И. К. Белова; «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» Л. Г. Горького, О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова; «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Е. А. Алябьева.