Лариса Гермаш
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Приключения в сказочной стране»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно образовательной деятельности : «Приключения в сказочной стране»
Образовательная деятельность проводилась с воспитанниками 6-7лет
НОД построена на интеграции образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: усвоение воспитанниками элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
Задачи, которые решались в ходе НОД:
1. Продолжать закреплять умения детей работать по алгоритму, выполнять практические действия в определенной последовательности;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Приключения в сказочной стране“» размещена в разделах
2. Развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и»;
3. Закреплять представление о математических понятиях - декодирование информации, отрицание, о свойствах геометрических фигур;
4. Формировать умение проводить логические действия с опорой на условие;
5. Воспитывать взаимовыручку через выполнение совместных заданий (работа сообща, в мини - группах, умение договариваться;
.
Деятельность педагога Деятельность ребёнка
1. Мотивация
Видеообращение к детям СОС! У нас случилось страшное происшествие, злая волшебница Бастинда наслала на нашу страну ураган и теперь 1 - все деревья в нашем парке вырваны с корнем, 2-все цветы на наших клумбах погибли, 3-в сокровищнице у троллей перемешались все драгоценные камни, 4- на скатерти-самобранке исчезли все узоры и теперь она не готовит угощения. Помогите нам, пожалуйста!
-Дети вы знаете, что обозначает сигнал СОС?
правильно это сигнал о помощи.
И эту помощь просят у нас жители Сказочной страны.
Вы хотите им помочь?
-А вы сможете?
-А какую помощь они просят нас оказать им?
-А вдруг мы забудем про какое-нибудь задание и не выполним его?
Воспитатель прикрепляет на мольберт лист бумаги, подводит детей к тому, что записать полный текст - это долго и предлагает детям придумать знаки - символы:
-Это сигнал о помощи.
-да
-да
-посадить деревья в парке, восстановить клумбу, разложить сокровища и починить скатерть.
-Можно всё записать
Парк-дерево, клумба-цветок, сокровищница-кольцо, скатерть- квадрат.
Один ребёнок вызывается обозначить на листе последовательность выполнения заданий, все дети помогают вспоминать, что надо сделать.
2. Решение проблемной ситуации.
-На чём можно добраться в Сказочную страну? (подвести детей к тому, что в Сказочную страну нужно добираться на сказочном транспорте)
-У меня как раз есть ковёр-самолёт можно полететь на нём. Расстилаю ковёр-самолёт и прошу всех занять места. Чтобы ковёр полетел, необходимо начать отсчёт (обратный счёт). При посадке - прямой счёт.
-Вот мы и в Сказочной стране. Сколько разрушений нанёс ураган. Вот на этом месте был чудесный парк, а сейчас нет ни одного деревца, что же нам делать?
-Мы с вами в сказочной стране и деревья в этой стране необычные. (Подвести детей к тому, что в сказочной стране деревья можно «вырастить» из блоков Дьенеша) Конечно из блоков Дьенеша получатся очень необычные деревья.
Что растёт на веточках этих деревьев?
А как растут эти фигуры?
Ребята, приступайте к работе, а эти карточки-схему помогут вам вырастить ваше дерево.
(карточки-схемы разной степени сложности-с закодированной информацией о геометрической фигуре; с отрицанием свойств;
с геометрическими фигурами и с самопроверкой на обороте карточки; блоки Дьенеша, стрелки.)
(выполнение действий по алгоритму)
- Ребята, если у кого возникнут затруднения, то можно поднять вверх этот флажок – это будет означать «Прошу помощь».
Дифференцированный подход: одним детям раздаю карточки с геометрическими фигурами, другим - с закодированной информацией о геометрической фигуре, третьим - с закодированной информацией, с отрицанием свойств)
«Выращивание дерева»
Во время работы подхожу к детям и говорю:
-С какого блока начнёт расти твоё дерево? Как ты это определил?
-Какую веточку ты будешь растить сейчас, почему?
-Какой блок ты положишь? Почему?
-А дальше будет расти веточка? Почему?
-Почему ты не использовал эти фигуры?
-Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием?
-Почему вы так считаете?
-Посмотрите, какой красивый парк у нас получился. Теперь обратимся к схеме заданий, чем мы займёмся дальше.
«Рассади цветы на клумбе»
-Теперь нам пора заняться клумбами.
Как вы думаете, какие цветы мы можем вырастить на этих клумбах? (Деление множества на подмножество) (карточки-схемы разной степени сложности (на одной карточке- геометрические фигуры, а на другой геометрические фигуры закодированы, блоки Дьенеша; 4 обруча.)
-Но мы же в сказочной стране и цветы здесь необычные, как вы думаете какие?
- Конечно можно и из блоков, но есть определённые условия. Сохранился план и на ним видно какие цветы и где росли. А какие цветы росли посередине вам надо будет вычислить самим.
Прочитайте его.
А какие цветы будут на средней клумбе?
Интерактивная технология:
«Работа в мини группах»
Здесь 4 клумбы, чтобы работу закончить быстрее, что можно сделать?
-Молодцы ребята, конечно так получится быстрее, только когда работаешь сообща нужно советоваться друг с другом, слушать мнение всех и сообща принимать решения.
После выполнения задания
- Почему эти цветы остались вне клумбы?
-Ребята мы выполнили задания?
-А как мы это сделали?
-А что нам помогло?
(подвести детей к выводу результативности)
-Молодцы ребята, здорово у нас получилось, а теперь на этой чудесной поляне я вам предлагаю немного заняться физкультурой - это всегда полезно для здоровья, встаньте свободно, расправьте плечи, выпрямите спину. (включаю музыкальную зарядку «Зверобика»)
- Как вы думаете, все ли задания мы выполнили? Обратимся к схеме заданий.
«Разложи сокровища на свою полку»
(стенд с карточками-схемами, на которых закодирована информация о геометрических фигурах, блоки Дьенеша)
-Хорошо мы отдохнули, но у нac ещё есть работа, у троллей в сокровищнице всегда был строгий учёт и порядок все драгоценные камни лежали на своих полках, а ураган их все смёл со своих мест, как мы будем здесь наводить порядок?
- Что мы будем делать?
-Ребята, мы смогли помочь троллям?
-Что мы сделали?
-Все ли у нас получилось? Все ли условия были выполнены нами?
-Молодцы ребята, тролли будут довольны.
-Какая работа нам предстоит дальше, по схеме? Обратимся к схеме заданий.
«Почини скатерть-самобранку»
По типу дидактической игры «Судоку»
-А теперь посмотрим, что случилось со скатертью-самобранкой. (лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов, 3- зелёных квадрата, 3-красных, 3 - жёлтых, клей-карандаш, салфетки, клеёнки) (логические действия с опорой на условие).
- Для того что бы восстановить узор на скатерти, есть условие, если его не соблюсти, скатерть работать не будет. Узоры-квадраты разного цвета и их надо разместить так, чтобы соседи не были одного цвета.
- Как вы думаете, зелёный квадрат можно положить под зелёным квадратом?
-А желтый квадрат можно положить под желтым квадратом?
- Приступайте к работе, помните об условии, советуйтесь друг с другом. (Воспитатель обращает внимание на осанку детей, следит за правильностью осанки)
-Давайте проверим, если условие не соблюдено, то скатерть работать не будет, закройте глаза, сейчас я скажу волшебные слова «Ну-ка, скатерть, развернись и ребят угости!» (на скатерти появляются бублики).
- Молодцы ребята, правильно собрали узор, скатерть работает.
- Мы справились с заданием, все ли условия были соблюдены?
-Как вы узнали об этом?
-Ребята, а вам нравится узор на этой скатерти?
- А хотели бы вы её мастерить своими руками?
-А где её можно будет использовать?
-Ребята, я даю вам задание. С папами и мамами найти дома информацию, о том в каких сказках встречается скатерть-самобранка. И пересказать её нам, самую интересную сказку мы инсценируем и покажем малышам. -На драконе, птице, на ковре-самолёте, сером волке, на печке, на метле.
Дети проходят на ковер-самолет.
И начинают считать.
-Нужно посадить деревья.
Дети рассуждают и приходят к выводу, что деревья можно вырастить из блоков Дьенеша.
-На деревьях растут квадраты, круги, треугольники и прямоугольники.
-Фигуры растут по определё нному правилу: стрелки указывают, что после чего «растёт» на нашем дереве.
- дерево начинает расти от того блока, от которого отходят все стрелки. От квадрата идут две стрелки, одна к кругу, другая к треугольнику, это значит, что после квадрата дерево разветвляется, на одной веточке растёт круг, а на другой треугольник.
-Я начну выращивать дерево с левой крайней веточки. Она первая на схеме.
-Вот этот блок, он указан на схеме.
-Нет, дальше веточка расти не будет, так как нет стрелки. От прямоугольника не отходит ни одна стрелка, значит за прямоугольником, на этой веточке ничего не растёт.
-Их нет на схеме.
-Да.
-Мы вырастили деревья.
-Ромашки, розы, лютики, ….
Дети приходят к выводу, что цветы тоже можно вырастить из блоков Дьенеша.
Ребенок читает первую схему: «Внутри синей клумбы, но вне красной – синие цветы (фигуры). Внутри красной, но вне синей – квадратные».
- Синие квадраты.
-Разделиться на 2 команды и каждая команда будет на своих клумбах выращивать цветы
-Потому что они не подходят по схеме.
-Да, мы выполнили задание.
-Мы посадили цветы.
-Карточки-схемы, работа в команде.
Дети выполняют движения согласно тексту.
-Разложим по местам все драгоценности, а карточки-схемы нам помогут.
Дети читают схемы, выделяют свойства геометрических фигур, декодируют информацию о фигуре и определяют место фигуры на полке.
-Да
- Разложили драгоценные камни по полкам.
-Да.
-Нет, они будут соседями.
-Нет, они тоже будут соседями.
Дети выкладывают квадраты, советуются, пробуют разные варианты. Приходят к общему мнению и наклеивают квадраты.
-Да.
-На скатерти появилось угощение.
-Да.
-Да.
Дети начинают перечислять варианты: можно использовать для украшения, как подарок, для кого-нибудь и т. д. ?
3. Рефлексия
-Ребята мы помогли жителям Сказочной страны?
- Что мы делали? Как мы помогли?
-Какое задание показалось вам наиболее сложным?
(воспитатель предлагает детям оценить свой результат.
Красное сердце – «Я работал отлично».
Желтое – «Я работал хорошо».
Синее – «У меня были затруднения».
-Что вам помогло справиться с трудностями? -Да
-Мы посадили деревья в парке, вырастили цветы на клумбе, навели порядок в сокровищнице и починили скатерть-самобранку.
(дети называют, попутно вычёркивая на листе выполненные задания)
Дети называют, в каких заданиях они испытывали затруднения. Дети обсуждают свои успехи и причину затруднений.
-Схемы; наши знания; мы думали, значит, наш ум; помощь товарищей.
-Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад. Приглашаю вас всех на ковер-самолет. Дети, проходят на ковер-самолет и начинают обратный отсчет, чтобы вернутся домой.