Елена Постникова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Космос» в старшей группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Космос».
Задачи:
1. Формировать представления детей о космосе; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос».
2. Развивать зрительное восприятие и внимание, мышление, творческое воображение, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением; умение образовывать множественное число существительных, родственные слова, подбирать признаки к существительным.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, взаимодействие, самостоятельность, инициативность.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Космос“ в старшей группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки по теме «Космос», мяч, счетные палочки, ноутбук, презентация «Космос».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед. Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды – это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами?
Дети. Земля.
Логопед. Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнца. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.
II. Основная часть.
1. Отгадывание загадок. [Развитие речевого слуха, мышления. ]
Логопед. А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие?
Дети. Да.
Логопед. Но прежде, чем мы отправимся с вами в путь, я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны, ведь настоящие космонавты должны быть очень сообразительны и внимательны. Для этого я вам загадаю космические загадки.
В черном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари – фонарики
Меньше, чем комарики.
(Звезды)
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд.
(Ракета)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все…
(Солнце)
Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет.
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)
Вокруг земли она летает,
А вот зачем – сама не знает.
(Луна)
После отгадывания загадки логопед крепит картинку на доску.
2. Игра «Построй ракету». [Развитие мелкой моторики. ]
Логопед. А на чем же можно отправиться в космос?
Дети. На ракете.
Логопед. Правильно, давайте построим с вами ракеты.
Дети выкладывают ракеты из палочек.
3. Игра «Один – много». [Образование множественного числа существительных. ]
Логопед. Наши ракеты готовы, космонавты очень внимательны и сосредоточены. Можем отправляться в путь. Но скажите, мы можем лететь в нашей одежде в космос? Почему? Что нам нужно? (Для полета нам нужны специальные космические скафандры – костюмы космонавтов, которые шьют специально для каждого.)
Логопед. Одеваем скафандры: сначала натягиваем на правую ногу, затем брючину на левую ногу, одеваем правый рукав, левый. Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем. Занимаем свое космическое кресло, пристегните ремни. Начинается отсчет 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – пуск! Вот мы и в космосе! Посмотрите в иллюминатор (Слайд «Космос»).
Но нам с вами надо быть очень внимательными – здесь могут случиться самые непредвиденные происшествия. Ребята, вот и мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя (Слайд «Метеоритный дождь»). Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Дети встают в круг.
Игра с «метеоритом» (мячом) «Один – много».
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, скафандр, орбита, станция, метеорит.
4. Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. ]
Логопед предлагает сделать знакомое упражнение.
А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу.
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, Поднимаются на носки, тянут руки вверх,
сомкнув их.
А потом руки вниз. Опускают руки.
Раз, два, потянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.
5. Игра «Четвертый лишний». [Совершенствование грамматического строя речи (слова-родственники).]
Логопед. Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше, займите свои места. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего. Послушайте слова и скажите, какое слово лишнее.
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Космос, косматый, космонавт, космический.
Планета, план, планетный, планетарий.
Логопед. А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники)
6. Дидактическая игра «Найди слова-родственники». [Образование слов-родственников. ]
Логопед. Кто летает в космос?
Дети. Космонавты.
Логопед. Какое они совершают путешествие?
Дети. Космическое.
Логопед. На чем летают космонавты в космосе?
Дети. На космических ракетах.
Логопед. Чем отличаются предметы, находящиеся в космосе от земных?
Дети. Предметы в космосе летают, если их не пристегнуть, становятся невесомыми.
Логопед. Невесомость – состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит).
7. Дидактическая игра «Назови признаки». [Образование прилагательных. ]
Логопед. А планета Земля, какая? (Слайд)
Дети. Круглая, красивая, голубая, маленькая.
Логопед. А кроме нашей планеты, что мы можем увидеть в иллюминатор? (Слайд)
Дети. Другие планеты, Луну, Солнце.
III. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед. Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Теперь нам нужно возвращаться на Землю. Занимайте свои места, пристегнитесь. Закрывайте глаза, начинаю отсчет – 1 – 2 – 3 – 4 – 5. Ну вот мы и в нашем детском саду. Отстегивайте ремни, снимайте свои космические скафандры. Понравилось вам наше путешествие? А о чем же мы можем рассказать нашим близким, вернувшись обратно, на планету Земля?
И мне понравилось путешествовать вместе с вами. На память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот такие звездочки.
Использованная литература:
1. Н. В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.