Гюлмира Раджабова
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «Пернатые друзья зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о труде взрослых. Знакомство с профессией – орнитолог
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с профессией орнитолог;
- расширить представления детей о строении и жизни зимующих птицах.
Развивающая:
- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать предметы по существенным признакам;
- актуализировать опыт детей.
Воспитывающая:
- воспитывать уважение к труду взрослых.
- воспитывать желание заботиться о птицах, любознательность, сочувствие.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 6–7 лет „Пернатые друзья зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Просмотр презентаций, беседа о зимующих птиц.
Оборудование: дидактическая игра «Строение птиц», перья разных размеров, лупы, птичий корм, желатин, формочки.
Ход НОД.
Организационный момент
- Здравствуйте! Потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца
(дети садятся)
Звучит грамзапись вьюги, треск деревьев, скрип снега.
-Давайте послушаем звукозапись «Звуки природы».
- Ребята, что вы слышите?
- В какое время года мы можем услышать такие звуки? (ответы детей).
- А сейчас какое время года?
-Какой месяц?
-Декабрь, какой по счету месяц зимы?
-А какой по счету месяц года?
- Как вы думаете, кому трудно в холодное время года? (ответы детей)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (дети перечисляют)
- Как мы с вами можем помочь птицам? (ответы детей)
В: Ребята! Есть такая наука – орнитология, которая занимается изучением птиц.
(показ слайдов)
В: Орнитологи – это ученые, которые изучают птиц. Они много путешествуют по всему миру, наблюдают за птицами, фотографируют их. А все, что они узнали о птицах записывают в журналы, книги, энциклопедии. А ещё учёные – орнитологи кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок.
- А какую пользу приносят птицы? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых, ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Они красиво поют и радуют нас своей красотой).
- А давайте мы с вами, как ученые- орнитологи проведем небольшое исследование.
В: Прошу подойти к столу.
-Ребята, рассмотрите изображение птицы, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.
-У птиц есть голова.
-У птиц есть шея.
-У птиц есть два крыла.
-У птиц есть две лапы.
-У птиц есть хвост.
-У птиц есть клюв.
-Тело птиц покрыто перьями.
В: У птиц есть перья, пух и крылья. Пух помогают сохранять тепло, а перья придают птицам их неповторимую окраску.
-А давайте мы посмотрим у всех ли птиц одинаковое строение.
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.
В: Ребята, как вы думаете, что страшнее для птиц: голод или холод? (варианты ответов)
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
- Перья согревают птиц или нет? (Возможно, согревают). Давайте выясним.
Экспериментирование.
В: Для этого мы пройдем в лабораторию и проведем исследование, как орнитологи. Ведь орнитологи тоже много времени проводят в лабораториях для изучения строения птиц. (ребята люди в лаборатории надевают форму-халат и шапочку, чтоб при работе ничего не мешало) Дети усаживаются за столами.
В: -А еще ребята, в лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
2.Соблюдать тишину, не мешать работать другим
3. Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал –аккуратно
положи на место.
- Чем отличаются птицы от животных и людей.
- Они умеют летать.
- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья. (показ перьев)
- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)
- Найдите самое длинное перо.
- Это перо называется «маховое», оно помогает птице держаться и летать в воздухе.
Эти перья расположены по краям крыльев.
(рассматриваем картину крыло птицы)
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Обследуем пальчиками.
- Интересно, легкое оно или тяжелое?
Дети кладут на руку перо, на другую – камень.
Делают вывод – легкое.
- Подбросьте перо. Что вы видите?
- Падает медленно, плавно кружась.
- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.
- Отрежьте край у пера – видим пустоту
- Вот почему оно легкое, стержень пустой.
- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
- Давайте посмотрим перо через лупу.
- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
-Теперь посмотрите средние перья. Эти перья расположены на хвосте.
- Перья на хвосте называются «рулевые». Они помогают менять направление полета.
- А какие перья лежат у вас ещё?
- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
- Зачем такое перо птице?
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
-Давайте подуем на перо. (дети дуют на перо.)
-Перо не продуваемое?
-А теперь отпустим перо в емкость.
-Что произошло? (перо не промокло)
В: На всех перьях есть пух, оно не продувалось, не промокло.
Значит, страшнее птицам голод, а не холод.
Физминутка
Вот на ветках, посмотри
(4 наклона головы).
В красных майках снегири.
(4 хлопка руками по бокам)
Распушили перышки,
Греются на солнышке
(четыре потряхивания руками, опущенными вниз).
Головой вертят,
Улететь хотят.
(2 поворота головы на каждую строку)
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью
-Итак, мы в лаборатории сделали вывод, что птицам страшен не холод, а голод.
- Как помочь птицам зимой? Если им не помочь, они могут погибнуть (можно сделать кормушки).
Орнитологи тоже заботятся о птицах-они их кормят и лечат.
- А теперь давайте и мы, как настоящие орнитологи будем заботиться о птичках,
будем помогать птичкам перезимовать и выходя на прогулку, будем насыпать корм в кормушки. Предлагаю сделать для птиц их любимое угощение и порадовать вкусным лакомством.
Работа в мастерской.
-Я приглашаю вас в нашу мастерскую! Предлагаю вам сделать для птиц кормушки, но кормушки не обычные, ребята. Это экологическая кормушка, значит безвредная для птиц.
- Для работы нам необходимы:
-корм для птиц
-желатин пищевой
- мука
-вода.
(Насыпаем в миску корм для птиц, добавляем 2 ложки муки, желатин разбавляем теплой водой и все тщательно перемещаем).
-Молодцы, ребята! Какое хорошее дело мы с вами сделали! Не забудьте этим лакомством угостить птиц.
(работа в мастерской)
Итог занятия:
В: Ребята, а вы запомнили, как называется профессия, представители которой изучают жизнь птиц? (Орнитолог)
-А что мы с вами сегодня делали как настоящие орнитологи?
-Чем занимаются орнитологи?
- Чем занимались в лаборатории?
-Что делали в мастерской?
- Ребята, зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах. Как мы будем о них заботиться? (будем подкармливать птиц).
Рефлексия:
В: Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность - это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.
Упражнение «Согрей птенца»
-Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.
Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.
-Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?
- Ребята, о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно.