Елена Чаус
Конспект непосредственно образовательной деятельности «С чего начинается Родина?» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование гражданско-патриотических качеств.
Задачи:
образовательные :
- закрепить знания о родной стране, государственных символах;
- расширить представления об истории и обычаях страны;
развивающие:
- развивать речь, память, мышление;
- развивать интерес к русским национальным традициям;
воспитательные:
- воспитывать гордость и любовь к Родине.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „С чего начинается Родина?“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Защитники земли русской. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский», «О мужестве и храбрости»; словесные игры: «Вспомни пословицу», «Составь макет российской армии», «Образуй новое слово», «Закончи предложение»; рассказывание пословиц, поговорок, разгадывание загадок; русские народные игры: «Горелки», «Платок», «Гуси-лебеди»; рассматривание тематических иллюстраций.
Ход проведения
1. Организационный момент
Воспитатель читает стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес…
С чего начинается Родина?.
2. Работа по теме занятия
Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, – это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое – это родная страна.
- Как называется наша родная страна? (Ответы детей)
- Родная страна – это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому называют «Родина». А еще Родину называют Отечество, Отчизна.
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Мы говорим: «Наша родина – матушка Россия». Родину сравнивают с матерью. У человека одна мать – одна и Родина. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, послушайте пословицы о Родине :
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
На чужой стороне Родина милее вдвойне.
Родину-мать учись защищать.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Жить – Родине служить
Береги Родину, как зеницу ока.
Родная земля и в горсти мила.
Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других.
- Как называется столица нашей Родины? (Ответы детей)
- Россия славится своими лесами, реками и озерами. Реки России большие и полноводные.
- Какие реки вы уже знаете? (Ответы детей).
- Ребята, самое глубокое озеро с самой чистой пресной водой находится в России и называется Байкал.
- Населяют Россию люди разных национальностей. Всех их объединяет язык общения – русский.
- Сегодня я принесла символ нашей страны – флаг. (Воспитатель показывает детям изображение Российского флага или маленький флажок)
- Посмотрите, какие цвета есть на нашем флаге? (Ответы детей)
- Как они расположены? (Горизонтально)
- Какого цвета верхняя полоса? (Средняя? Нижняя)
- Три цвета Российского флага отражают духовные начала россиян. Белые цвет – символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный цвет – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
- А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправиться в путешествие в древнюю Русь – так называли нашу страну в старину.
Физкультминутка «Конь меня в дорогу ждет»
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок,
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. Руки за спиной сцеплены в замок, ритмичные поочередные поднимания согнутых в колене ног; покачивание головой; подскоки на месте, руки полусогнуты в локтях перед собой.
Воспитатель. Посмотрите – это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Они одеты в русские национальные костюмы.
- На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки – венки, ленточки и повязки.
- Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан. Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, желтый, коричневый. Красный цвет символизировал тепло, праздник, желтый – солнце, богатство, голубой – небо, молодость.
- Основными частями мужского костюма были косоворотка, порты, онучи, лапти.
Косоворотка – это длинная рубаха. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава», т. е. плохо). Вниз костюма надевали брюки – порты. На ноги наматывали онучи и обували лапти.
- Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных – опоясок узкий).
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
- Отгадайте загадки:
Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке.
Что это? (Матрешка)
- Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку)
Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель)
- Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)
Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка)
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия народных промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Гуси-лебеди». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (Ответы детей)
Русская народная игра «Гуси-лебеди»
- Ребята, у каждого человека есть большая Родина и маленькая. Мы с вами сейчас вели беседу о большой Родине. Маленькая Родина – это то место, где мы родились. Это может быть маленькая деревня или большой город. Если даже человек уедет из родных мест, то он всегда будет вспоминать свой родной край.
-Как называется город, в котором мы живем? (Ответы детей)
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей –
Частица великой
Отчизны моей.
3. Итог занятия
1. Что такое Родина?
2. Как называется ваша малая Родина?
3. Какую одежду носили на Руси в старину?