юлия шуйкова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие на луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
Развитие речи : «Путешествие на луг»
Цель: расширение знание детей о многообразии мира насекомых.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи „Путешествие на луг“» размещена в разделах
Задачи: Побуждать детей рассуждать, вступать в диалог с взрослыми и сверстниками, аргументировано высказываться. Упражнять в умении об-разовывать существительные во множественном числе. Учить детей согла-совывать существительные с числительными (два-пять). Формировать уме-ние слушать собеседников не перебивать без надобности. Воспитывать ин-терес к заучиванию коротких стихотворных строк. Развивать речевое вни-мание, речевое дыхание.
Предметно – пространственная среда: фигурки насекомых, бумаж-ные божьи коровки.
Ожидаемый результат: могут дать словесное описание насекомого; образуют сущ. во множ. числе.
Ход занятия.
(Дети и воспитатель находятся в приемной).
Воспитатель. Ребята вы любите ходить в гости? Сегодня я пригла-шаю вас отправиться в гости к обитателям луга. Вы хотите пойти на луг?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда отправляемся с вами в путь.
( Дети вместе с воспитателем становятся в круг берутся за руки и произносят волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять на луг хотим попасть». После этого проходят в группу и располагаются на ковре. На полу разложены цветы, на них находятся фигурки насекомых).
Воспитатель. Ну вот мы с вами и пришли на луг. Давайте присядем, отдохнем на этой полянке. Посмотрите, как много на лугу красивых цве-тов и разных насекомых. Послушайте, какие звуки они издают.
(Воспитатель включает кассету с записью «Звуки природы»).
Воспитатель. Ребята, как выдумаете, а нужны ли нам насекомые?
Ответы детей.
Воспитатель. Все насекомые в природе нужны, каждый делает свое дело. Я предлагаю вам понаблюдать за их жизнью, но так, чтобы им не мешать. Хотите рассмотреть насекомых поближе? Чтобы найти насекомых нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы не рас-пугать. Искать насекомых нужно осторожно, многие из них зеленого цвета и отыскать их в траве трудно. Ребята, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики?
(Дети находят кузнечика и передают воспитателю. Она акку-ратно берет кузнечика).
Воспитатель. Почему мы не сразу увидели в траве кузнечика?
Дети: Потому что он зеленого цвета.
Воспитатель. Опишите кузнечика, что у него есть.
Дети: Он зеленого цвета, у него есть усики, четыре лапки. Задние лапки длин передних.
Воспитатель: Что умеет делать кузнечик?
Дети: Прыгать, кушать.
Воспитатель: Кузнечик может далеко прыгать, потому что, у него, есть очень сильные задние ноги. Этот кузнечик очень любит прыгать. А вы любите прыгать? Давайте с вами устроим соревнование по прыжкам. Узнаем, кто из вас прыгает далеко. (Проходят соревнование по прыж-кам).
У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыль-ев. Посмотрите внимательно, у этого кузнечика есть крылья? А какие зву-ки издает кузнечик?
Дети: Кузнечик стрекочет.
Воспитатель: Как кузнечик стрекочет?
(Дети имитируют стрекотание кузнечика с начала тихо, затем громче).
Воспитатель. Давайте с вами отпустим кузнечика на свободу и по-ищем на лугу божью коровку.
(Дети находят божью коровку и передают воспитателю. Она аккуратно берет ее).
Воспитатель. Какого цвета божья коровка?
Дети. Красного цвета, с черными точками.
Воспитатель. Есть ли у нее крылья?
Дети. Да.
Воспитатель. Одни – жесткие, красного цвета, а другие – мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твердыми красными кры-лышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу. Хотите подержать ее на ладошке? А какую закличку мы с вами зна-ем о божьей коровке. Давайте вместе ее произнесем и отпустим наших бо-жьих коровок в небо.
( Дети вместе с воспитателем произносят закличку:
Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе не одной!
Дети дуют на насекомых и они «разлетаются по полянке»).
Воспитатель. А как вы думаете, есть ли пчелка на лугу? Эта пчела называется «медоносная». Как вы думаете, почему ее так называют?
Дети: Потому что она делает мед?
Воспитатель: Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тонень-кого хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки через хоботок сосут нектар с цветов. (Показывает хоботок у пчелы). Затем несут его в свой домик – улей. Кто знает что такое улей?
Дети: Улей – это небольшой домик, который человек делает для пчел. Физминутка.
Пчелка трудится весь день, (Дети стоят в кругу.)
И работать ей не лень. (разводят руки в стороны).
От цветка летит к цветку, (машут руками)
Клеит на брюшко пыльцу. (гладят живот).
Хоботком нектар сосет. (складывают руки трубочкой и вдыхают воздух).
За день много наберет, (разводят руки в стороны).
Унесет нектар в тот улей (обхватывает себя руками).
И назад вернется пулей. (кружатся вокруг себя)
В сотах утрамбует мед, (топают ногами).
Скоро ведь зима придет (разводят руки в стороны).
Будем пчелкам чем питаться (поднимают руки вверх).
Летом надо им стараться (грозят пальчиками).
Воспитатель. Давайте, не будем мешать пчелке трудиться, и отпу-стим ее. А какие еще насекомые есть на лугу?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно, на лугу много красивых разноцветных бабо-чек. Давайте одну из них аккуратно возьмем и рассмотрим. Расскажите об этой бабочке, какая она.
Дети:
Воспитатель: Что у бабочек самое красивое.
Дети: Крылья.
Воспитатель: красивые разноцветные бабочки украшают луг. Ка-жется, что луг покрыт цветами. Но если подойти поближе, цветы оживают и улетают.
Давайте поиграем с вами в игру «Кто больше слов скажет» (назы-вать качества, признаки и действия насекомых).
Д\ и: «Один – много».
Воспитатель. Ну, что ж ребята. Вам понравилось гулять по лугу? Но нам нужно возвращаться в детский сад. А что бы вы надолго запомни-ли нашу прогулку, я приготовила для вас картинки с изображением бабо-чек. Вы их раскрасите, и затем мы с вами оформим коллективную компо-зицию «Весенний луг», где будет много цветов и разных насекомых.
(Дети подходят к столу, на котором находится все необходимое для раскрашивания бабочек. Они самостоятельно выбирают чем будут раскрашивать бабочек).
(Дети возвращаются в группу).
Итог: что вам понравилось и что не понравилось?
Вывод: продолжать упражнять детей в образование имен сущ во множ. числе; продолжать давать описание предметов.
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изо-лированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляци-онную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со сто-роны воспитателя (приём подражания);
- развивать фонематический слух;
- продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;
Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк, красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.
Ход занятия
I. Организационный момент.
В. : Ребята, сегодня почтальон доставил в д/сад конверт. Нас приглашает на День рождения всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это?.
Д. : Чебурашка.
В. : Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигать-ся.
Показать детям карту.
II. Артикуляционная гимнастика.
Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В од-ну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю гу-бу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зуб-ки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмот-релись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
В. : Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песен-ку:
- Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
- Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
- Водички: с-с-с-с-с…
- Комарика: з-з-з-з-….
III. Знакомство со звуком.
В. : Все молодцы! Пора в дорогу.
В: Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора. Р-р-р-р-р-р
- Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
- Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим звук «Р».
- При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит».
IV. Развитие фонематического слуха
В. : Слов со звуком «Р» много.
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
- Скажите, а в слове Светофор есть звук Р? (Ответы детей)
- Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следу-ющее задание:
а) Чистоговорки:
Ра, ра, ра — вот высокая гора.
Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы.
Ро-ро –ро – есть у мальчика ведро
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ра, ра, ра — дальше нам идти пора.
б) – Следующие задание, я буду читать стихи, а вы постарайтесь услы-шать слова со звуком Р:
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
Дети называют слова со звуком «р».
в) – Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, само-вар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей.
В. : Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.
Знак «Подарок»
В. : Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?
Д. : Подарок.
В. : Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.
Раздаю детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предме-та звук Р. Если есть, кладут картинку в подарочную коробку.
* Наборы картинок:
ракета ромашка машина барабан
роза книга карандаши пирожное
самокат ручка мороженое фотоаппарат
робот гитара шары пирамидка
V. Физминутка «Бабочка».
В. : Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с тек-стом.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
VI. Автоматизация звука Р в слогах и словах.
В. : Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.
Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).
В. : Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до до-мика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предло-жениях.
Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
В. : Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, по-этому Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.
Воспитатель машинкой на карте демонстрирует движение вперед, со-провождая её вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Чебурашка.
В. и Д. : С Днем рождения, Чебурашка!
В. : Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке с каким звуком вы сегодня знакомились.
Задание от Чебурашки «Найти слова со звуком Р в стихах».
Рыбки плавали, ныряли
В прятки весело играли.
Роет землю серый крот
Разоряет огород.
Галка села на забор
Грач завел с ней разговор.
VIII. Итог занятия
• Какой звук сегодня мы закрепляли?
• С кем и чем мы встречались на пути?
• Что вам понравилось на занятии?