Наталья Штефо
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию «Свойства мыла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «Чудесные превращения» для детей средней группы.
Цель: познакомить детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.
Программные задачи: Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни; уточнить знания о геометрических формах (овальная, прямоугольная). В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков. Продолжать учить работать по алгоритму, закрепить правила безопасности при работе с мылом; развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы; воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство взаимопомощи.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию „Свойства мыла“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Совместная деятельность с детьми.
Свинка моет в луже брюшко,
Котик моет лапкой ушко,
Птички моются в песке,
Гуси, уточки – в реке.
А меня в огромной ванне
Каждый день купает мама.
Моет ушки, щёчки трёт,
Шейку, спинку и живот.
А я ножкой бух-бух,
А я ручкой плюх-плюх.
Вот и мамочка моя
Стала чис-та-я!
(Лика Разумова)
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель:Ребята, вы уже заметили, что к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Слышится чей-то плач.
Воспитатель: дети, вы слышите, кто-то плачет?
Входит плачущая клоун-Кнопочка.
Воспитатель: Кнопочка, здравствуй. Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?
Кнопочка: Дедушка Мороз подарил мне подарок, а я до сих пор не могу его открыть…. И еще сегодня вечером у нас с Клепой представление в цирке, а к нам никто не хочет прийти, потому, что все наши фокусы уже знают. А мы с Клепой ничего нового не можем придумать…. (плачет)
Воспитатель: Кнопочка, не расстраивайся, успокойся, мы с ребятами тебе сейчас поможем. Правда, ребята?
Дети: да!
Воспитатель: Сначала нужно открыть коробочку-подарок. Здесь написано, что надо отгадать загадку и коробочка откроется.
Загадка:
Этот наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт
И побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Чистыми, душистыми.
Узнали без труда?»
Дети: Мыло.
Коробочка открывается, а там разные кусочки мыла.
Воспитатель: Ребята, а вы любите купаться, мыться?
Дети: Да
Воспитатель: А ты, Кнопочка?
Кнопочка: да, конечно люблю.
Воспитатель: А в каких произведениях говорится о грязнулях, неряхах, о тех, кто не любит чистоту?
К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»,
А. Барто «Девочка чумазая»,
Мультфильм «Жила-была царевна»
Дети называют произведения, а на мультимедийной доске появляются картинки из этих произведений.
Воспитатель: Ребята, давай те же рассмотрим подарок Дедушки Мороза. Сколько здесь разных кусочков мыла! Ребята, давайте расскажем Кнопочке о свойствах мыла с помощью наших помощников – органов чувств: глаз, ушей, носа и рук.
Но вначале надо проверить готовность наших помощников. (самомассаж)
«Готовы ваши ушки — да, да, да. (трут ушки 3 раза)
Готовы ваши глазки - да, да, да (гладят глазки 3 раза)
Готовы ваши ручки - да, да, да. (растирают 3 раза)
Готовы ваши носики - да, да, да. (трут крылья носа 3 раза)
Воспитатель: Наши помощники готовы! Ребята, перед тем, как брать мыло, запомните правила безопасности – нельзя брать мыло в рот, нельзя тереть глаза мыльными руками и нужно обязательно смывать руки. Запомнили? Возьмите по кусочку мыла – кому какое нравится и можете садиться на свои места. Что же нам скажут первые наши помощники – руки. Какое мыло, потрогайте и скажите, что вы чувствуете? (гладкое или шершавое, холодное или теплое, тяжелое или легкое)
Воспитатель: Нажмите на свой кусочек мыла. Какое оно?
Дети:твердое
Воспитатель: Ребята, а знаете мыло можно сделать любой формы.
- Следующий помощник – это глаза.
- Что они говорят вам о мыле? Какое оно? (прямоугольное, овальное, розовое, зеленое, фигурное, большое).
- Следующий помощник – уши. Воспитатель трясет мылом.
- О чем они говорят? (предмет не издает звука).
- Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый).
- А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный).
Воспитатель: Вы знаете, какое бывает мыло?
Дети: детское, туалетное, банное, хозяйственное, жидкое.
Воспитатель: Ребята, намочите пальчик в воде и потрите мокрым пальчиком кусочек мыла. Теперь какое оно стало?
Дети: скользкое.
Воспитатель:Давайте мыло овальной формы положим на овальный поднос, а кусочки прямоугольной формы – на прямоугольный поднос. Вот мы и рассказали о свойствах мыла, а теперь вытираем руки влажными салфетками.
Воспитатель: Смотрите, здесь еще есть какой-то флакон. Это «мыло жидкое». Интересно, почему оно называется жидким?
Дети: Потому что оно течёт.
Воспитатель: А для чего оно необходимо?
Дети: для мытья рук, для умывания.
Воспитатель: А это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? Как оно называется?
Дети: Хозяйственное.
Воспитатель: А еще есть мыло для мытья посуды.
Воспитатель: И вот такое мыло в виде порошка для стирки белья. Вот мы и рассказали о свойствах мыла. Кнопочка, теперь ты знаешь, какое бывает мыло?
Кнопочка: да, спасибо, что рассказали.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что вы часто купаетесь, моете руки, а порядок мытья рук вы не забыли?
Предлагаю разложить картинки-алгоритм мытья рук на ковре.
Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Физминутка под песню из мультфильма «Маша и медведь» «Если утром дети умываются»
Воспитатель: Кнопочка, ведь ты знаешь много фокусов, а можешь ты помочь нам с ребятами оказаться в лаборатории? Тогда мы тебе покажем новые фокусы для твоего представления?
Кнопочка говорит: Дети закрывайте глаза и отворачивайтесь «Фокус-покус-превращё ус».
Убирается ширма, за которой стояли накрытые столы для опытов.
Воспитатель: Ребята мы оказались с вами в лаборатории. Будьте внимательны. Давайте вспомним о правилах безопасности:
1. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
2. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
3. Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
На столах стоят баночки с водой, жидкое мыло, перышки, камешки, салфетки влажные, фартучки на каждого ребенка. Дети с помощью взрослых надевают фартуки и клоуну с воспитателем тоже надеваются фартуки.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, что в баночках?
Дети:Вода.
Воспитатель: А как вы это определили?
Дети: Посмотрели, понюхали.
Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, как надо правильно нюхать жидкости в лаборатории? Нужно осторожно махать ладошкой над стаканом в сторону лица, а не наклоняться над стаканом. Покажите, как правильно понюхать жидкость.
Воспитатель: Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет. А если мы нальём в банку жидкого мыла, что произойдёт с водой?
Дети: Появится пена.
Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети наблюдают, как оно растворяется в воде.
Предлагаю провести опыты.
Опыт № 1 «У кого пена выше и пышнее?» Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.
- А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. (Дети выполняют). Что произошло с водой? (Появились пузырьки, пена.) Откуда появились пузырьки? (Мы выдули их из мыльной воды).
Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Опыт № 2 «Подушка из пены».
- Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть и подушкой. Давайте проверим: положим сначала на пену перо (оно держится, а потом камешек (он провалился, утонул). Почему? (Перо лёгкое, а камень тяжелый.)
- Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены? (Лёгкие).
Вывод: мыльная пена может быть очень высокой и держит лёгкие предметы.
Опыт № 3 «Волшебное молоко»
Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Воспитатель: Ну, что Кнопочка, помогли мы тебе? Ребята, о чем мы с вами говорили? Что нового узнали о мыле?
Ответы детей.
Кнопочка: Спасибо большое вам, ребята! Я обязательно расскажу про эти фокусы с мылом Клепе и мы их покажем в своем представлении в цирке. И вас, ребята и уважаемые гости приглашаем в цирк! А еще дарю вам мыльные пузыри! До свидания!
А мы вам с Клепой дарим картинку, которую сделали с ребятами раньше. На ней воздушные шары из цветной мыльной пены, которые мы сделали отпечатком дна стаканчика.
Звучит мелодия «Цирк» клоун уходит.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось то, что мы сегодня делали? А что вам больше всего понравилось?