Тихомирова Юлия
Конспект занятия по экспериментированию для детей 6–7 лет «Физические свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию для детей 6-7 лет
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
1. Дать детям элементарное понятие – физика природных явлений.
2. Развивать у детей познавательный интерес.
3. Познакомить детей с небольшой частью природы нашей планеты.
Оборудование: вода, баночки, таз, полоски бумаги, фломастеры, пластиковые стаканы, ножницы, бумажные цветы, скрепки и др.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию для детей 6–7 лет „Физические свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Ход занятия.
I. Организационный момент
Воспитатель – Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с некоторыми интересными явлениями, которые происходят с водой.
II. Основная часть
(Начинаю рассказ по презентации).
Природа нашей планеты необычайно красива, разнообразна и поистине неисчерпаема. В ней есть: леса, горы, океаны и моря и многое другое.
В природе происходят различные природные явления: дождь, радуга, солнечный закат, туманы, облака, молния, метель.
Люди в наше время знают, хотя бы в общих чертах, как работает двигатель автомобиля, зачем нужен ток в проводах, почему взлетает ракета. Но наблюдая, казалось бы, простые явления природы, мы редко задумываемся, почему происходит именно так, а не иначе:
• Почему идёт снег?
• Почему звёзды видны только ночью?
На многие из этих вопросов можно найти ответы, изучив физику природных явлений.
Вы более подробно познакомитесь с этим, когда пойдёте в школу, и будете изучать такой предмет как физика. Может кто-нибудь из вас слышал или знает это слово?
Физика – это наука о неживой природе, которая изучает физические свойства и явления такие как : почему облака белые, почему гремит гром, почему светит солнце.
Изучая физику природных явлений, можно понять, как утроена природа и различные явления в ней.
Я предлагаю вам стать ненадолго физиками (учёными) и отправиться вместе со мной в лабораторию, в которой мы узнаем о некоторых физических свойствах воды.
Презентация (рассказываю о природных явлениях и показываю опыты детям).
Слайд №1 – Наша планета - Земля
Давайте посмотрим на слайд. На нём изображена наша планета – Земля. Вода – самое распространённое на Земле вещество, она занимает большую часть поверхности нашей планеты, остальное - это суша. Вода придаёт Земле тот неповторимый вид, который отличает её от других планет солнечной системы.
С водой происходят разные природные явления, которые мы сейчас попытаемся увидеть с помощью опытов.
Слайд №2 – кипение воды
На этом слайде мы видим реку, которая называется Гейзерная. В нижних участках этой реки функционируют источники, а называются они гейзерами.
Гейзер — горячий источник, периодически выбрасывающий фонтан горячей воды и пара из под земли.
Дети, как вы думаете, почему это происходит? (Потому что вода очень горячая и начинает кипеть, как в чайнике). Правильно! Я покажу вам, как можно вскипятить воду не нагревая её.
Опыт «Кипячение воды при комнатной температуре»
Для выполнения опыта понадобится:
• шприц
• вода комнатной температуры (20 градусов)
Начинаем эксперимент :
1. Набираю в медицинский шприц немного воды, примерно 1/3 часть.
2. Пальцем закрываю выходное отверстие шприца, и оттягиваю поршень. Посмотрите, что происходит с водой? (Она забурлила).
Объяснение: В данном опыте мы перекрыли доступ воздуха в шприце, что привело к образованию пузырьков, т. е. вода закипела.
Слайд №3 - Как растения впитывают жидкость
(Подойти к экрану вместе с детьми). Все мы знаем, что цветы, кустарники, деревья впитывают влагу через корни, которые находятся в земле. Вода по стеблю поднимается вверх и питает всё растение.
Сейчас мы увидим, как вода шагает, или течёт вверх.
Опыт «Шагающая вода или вода течёт вверх»
Для выполнения опыта понадобится: вода, прозрачный стакан, ножницы, фломастеры, бумажная салфетка.
Начинаем эксперимент :
1. Вырезаем из салфетки полоску шириной 5 см.
2. Наносим фломастерами разноцветные точки с один ряд.
3. Наливаем в стаканы воду.
4. Опускаем полоску в стакан так, чтобы она касалась краем поверхности воды.
Ребята, вы хотите посмотреть на кусочек бумажной салфетки под микроскопом? (Ответ детей). (На слайде появляется картинка, дети в этот момент смотрят в микроскоп). Что вы там увидели? (Ответы детей).
Объяснение: Салфетка состоит из бумаги, которая, имеет волокнистое строение. С помощью микроскопа мы увидели, что волокна похожи на волоски. Между ними находится пустота, которая заполнена воздухом. Таким образом, вода заполняет пустоту и впитывается в салфетку.
Слайд №4 – температура воды
На территории государства Польши находятся две реки Нельба и Велна. Эти реки пересекаются под углом в 90 градусов. А из-за большого различия температур, воды не смешиваются между собой (показать указкой реки).
А почему они не смешиваются, я сейчас вам покажу и постараюсь объяснить.
Опыт «Тёплая и холодная вода»
Для выполнения опыта понадобится: 4 прозрачных стакана; вода: тёплая и холодная, акварельные краски, кисточка, баночка с водой, салфетка, плотный картон.
Начинаем эксперимент :
1. Наливаем в стаканы тёплую и холодную воду.
2. Затем берём краситель красный и синий и добавляем несколько капель в воду.
3. Накрываем картонкой стакан с холодной водой и переворачиваем его вниз, ставя на стакан с тёплой водой.
4. Затем наоборот. Накрываем картонкой стакан с тёплой водой и переворачиваем его вниз, ставя на стакан с холодной водой.
5. Смотрим что получилось?
Объяснение: (Показываю картинку) Вода состоит из маленьких частиц. Находясь в холодной воде, частичкам становится холодно, и поэтому они приближаются друг к другу очень близко, а когда вода тёплая – частички отдаляются друг от друга. Из этого следует, что холодная вода плотнее, чем тёплая, и поэтому она устремляется вниз.
- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Подойдите ко мне.
Физминутка «Капельки прыг-прыг» (Музыкальный танцевальный мультик)
С неба капельки летели,
В ручейки попасть хотели.
И захватывая дух,
Капельки упали – бух!
Капельки – прыг, прыг, 2 раза
Капельки – хлоп, хлоп, 2 раза
Капельки – топ, топ, топ, топ. 2раза
С неба капельки упали,
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.
Капельки – прыг, прыг, 2 раза
Мы немного отдохнули, а теперь давайте продолжим дальше.
Слайд №5 – опыт со стрелками
Капли воды могут по-разному менять своё направление. Сейчас мы с вами увидим, как вода может изменять направление нарисованных предметов. У меня есть бумага, которой изображены стрелки – вправом и влевом направлении. Ставим рисунок, затем перед ним ставим любой прозрачный сосуд. Наливаем в неё воду и смотрим что получилось? Посмотрев, через банку, мы увидели, что стрелки, на которые мы смотрим через воду в банке, поменяли свое направление. Теперь все стрелки направлены в обратную сторону.
Слайд № 7- сила поверхностного натяжения
(Включаю видеоролик). Ребята, вы когда-нибудь видели такое насекомое? (Ответы детей) Это насекомое называется водомерка. Посмотрите, как они двигаются по водной глади. Посмотрев видеоролик, мы увидели, что водомерки будто скользят по воде, а почему они не тонут и что им помогает в этом, мы сейчас узнаем.
Опыт со скрепками «Водомерки»
Для выполнения опыта понадобится: скрепки и ёмкость с водой.
Начинаем эксперимент :
1. Бросаю в ёмкость с водой несколько скрепок. Что с ними произошло?
2. А теперь в другую ёмкость с водой при помощи одной скрепки аккуратно кладу другие скрепки. Что происходит со скрепками? (Они плавают на поверхности воды).
Объяснение: На поверхности воды есть прозрачная плёнка. Поэтому вода может держать лё гкие предметы такие как: дерево, пластмасс, но в данном случае мы знаем, что скрепка сделана из металла. Если положить предмет аккуратно, то плёнка не разрушается и предмет не утонет, а если скрепку с силой бросить в воду, то она утонет, тем самым я разрушила поверхностный слой воды. Это свойство воды называется силой поверхностного натяжения.
III. Итог занятия (положить камешки и грунт в таз с водой)
Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Это пруд, но чего-то в нём не хватает? Как вы думаете, что можно сюда добавить? (Цветы-кувшинки).
Чтобы цветы распустились, нам нужно взять цветок в руки и поочерёдно загнуть все лепестки по очереди, затем положить цветы в воду. Д
Давайте вспомним, какие опыты мы сегодня проводили? (Ответы детей).
Давайте, посмотрим на наш чудесный пруд. Так и хочется немного посидеть возле него, побросать камешки и отдохнуть. Спасибо! До свидания!