Ольга Сидорова
Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ «Волшебные свойства соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной деятельности по
образовательной области «Познавательное развитие»с использованием
элементов ТРИЗ в разновозрастной группе на тему
"Волшебные свойства соли"
Цель: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллек-туальных способностей и творчества дошкольников.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ „Волшебные свойства соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Образовательные.
1. Познакомить со свойствами соли и связанными с ней природными явлениями.
2. Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях соли.
3. Применять моделирование маленькими человечками при решении задач.
Развивающие:
1. Развивать интерес через моделирование и экспериментирование.
2. Развиваать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание.
Воспитательные:
1. Прививать вкус к творческой работе.
2. Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия.
Методические приемы: наглядные, эксперимент, наблюдения.
Предварительная работа:
знакомство с историей возникновения соли, дидактические игры, наблюдения, экспериментирования, чтение литературы
Материал и оборудование:
Стаканчики с водой, чайные ложки, цветная соль в небольших ёмкостях, яйцо, лупы по количеству детей, растительное масло, свеча, спички, воронки на каждого ребенка, тарелочки с солью, нитка, карандаш, скрепка, пустые прозрачные баночки на каждого,
Ход интегрированной образовательной деятельности :
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Поздороваемся со всеми присутствующими «Здравствуйте»!
-Ребята, я знаю что, вы многое умеете и знаете!
-Конечно это здорово узнать что-то интересное, даже о предметах, явлениях с которыми мы, казалось бы, хорошо знакомы.
Но, чтобы узнать что-то новое к чему мы можем обратиться ( ответы детей : спросить у кого-то, обратиться к интернету, провести опыты, прочитать книгу.)На мольберте висят картинки с ответами детей (книга, человек, компьютер, лупа.)
- Давайте послушаем.
загадка:
Вкус припомните вы сразу.
она, конечно, всем нужна, без неё не сваришь ужин,
Не засолишь огурцы,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде
Она живет в морской воде
(ответы детей)
- Я с вами согласна, конечно же, это соль!
-А что такое соль? (ответы детей)
Соль-это природное вещество
-Как выглядит соль?
-Чтобы рассмотреть соль и познакомится с ее свойствами, предлагаю провести исследование и опыты.
-Давайте пройдем в лабораторию.
Одевайте фартуки и подходите к столам.
1 опыт: (рассматриваем в тарелках соль через лупу)
-Как вы думаете, что находится в тарелках?
(ответы детей соль)
Воспитатель:
-Как проверить?
-Мы можем определить ее на вкус. Возьмите ложку и на самый кончик наберите вещество из тарелки и попробуйте. Ребята, вы убедились: в тарелках находится соль. (картинка схемы ТРИЗ- вкусовой анализатор)
-Возьмите лупу и рассмотрите соль, вы видите маленькие кристаллы соли, Соль - это кристаллическое вещество. (картинка)
Имеет твердую форму (схема ТРИЗ человечек твердого состояния)
-Скажите, какого цвета соль? (белого) (картинка)
Воспитатель:
-Давайте определим, имеет ли соль запах?
Поднесите тарелку и понюхаете. Соль - не имеет запаха (схема ТРИЗ- анализатор обоняние)
Воспитатель:
-Ребята, подвиньте к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку, что произойдет.
-Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество (картинка соли)
2опыт:
Воспитатель:
-У вас на столах стоят стаканы с водой. Возьмите стакан и попробуйте немного воды (теплая) Что можно сказать, какая это вода? –Верно, вода пресная. А теперь возьмите ложку любой соли и добавьте в стакан, размешайте хорошенько и посмотрите что происходит (ответы детей).
-Что вы ребята заметили, что соль растворяется в воде. Какой вывод сделаем! Соль растворяется в воде. картинка
Воспитатель:
3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)
(схема ТРИЗ стакан с кристаллами соли)
Воспитатель:
Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвета и запаха не имеет, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.
Закрепляем свойства соли :
Мы провели опыты, что же мы можем рассказать о соли?
Предлагаю описать свойства соли.
Это природное вещество, минерал. Состоит из мелких кристаллов.
-кристаллическая
-белая
-соленая
-сыпучая
-без запаха
Вывод:
Соль - кристаллический порошок белого цвета, твердая, сыпучая, без запаха, растворяется в воде, вода становится соленая. (по карточкам схем ТРИЗ)
Воспитатель:
А сейчас мы проведем следующий опыт, который называется"Лава-лампа" для этого опыта нам потребуется:
Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более
Воспитатель:
Ребята, где в природе вы встречались с соленой водой? (в морях). В такой воде легче плавать, чем в реке, озере, где вода пресная.
(– «откуда берется соль?»
А теперь, предлагаю вам провести опыт.
У меня в стакане вода, (ребенок пробует) какая вода на вкус (ответ ребенка -пресная)
Воспитатель:
- я положу в пресную воду сырое яйцо, что произошло? яйцо опустилось на дно, утонуло.
В этом стакане тоже вода, давайте определим, какая она? Тоже пресная?
В этом стакане соленая вода. Опускаю яйцо. Что произошло?
В стакан с соленой водой яйцо держится на поверхности.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы. (схема ТРИЗ)
Физкультминутка.
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
И огромный синий кит
Под фонтаном запыхтит.
Соли в речку брошу я -
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли нам найти?
Воспитатель:
А сейчас прошу вас пройти в лабораторию для дальнейших исследований.
Следующий опыт, с которым я хочу вас познакомить- это как получить кристаллы соли с помощью выпаривания воды.
Опыт «Выпаривание соли»
"Как образуются кристаллы соли при испарении"
Мы взяли стаканчик, налили туда воды, добавили соль с красителем, размешали. Взяли из стакан небольшое количество соляного раствора на ложку и поместили на огонь. При нагревании вода испарилась, на дне ложки остались кристаллы соли.
Вывод: при испарении солёной воды образуются кристаллы. Выяснив свойства и качества соли мы предположили (поставили гипотезу, отметили в таблице исследований соли, что в группе детского сада мы можем вырастить кристаллы соли и приступили к выращиванию кристаллов поваренной соли из соляного раствора. (схема ТРИЗ- кристаллы соли, дети выкладывают схему ТРИЗ выпаривание соли : человечек твердого состояния - капля воды- человечек жидкого состояния- пар- человечек твердого состояния)
Воспитатель:
ребята давайте сейчас с вами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
• вода;
стакан;
• неглубокая тарелка;
• соль;
• нитка.
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).
Наполняем стакан водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появится осадок из кристалликов соли. Затем выливаем получившейся раствор в тарелку кладем по краю нитку и ставим на теплое место с постоянной температурой.
Дети выкладывают схему ТРИЗ выращивание кристаллов соли : человечек твердого состояния- капля воды- человечек жидкого состояния- часы- человечек твердого состояния. Ребята, но соль может служить не только в качестве пищи, но может быть и украшением. Мы с вами сегодня украсим нашу группу баночками с разноцветной солью.
Опыт "Разноцветная соль"
На предыдущем занятии мы с вами красили соль. Как мы это делали (ответы детей)
Воспитатель:
Нам понадобится: мел, соль. Насыпаем в соль мел и тщательно перемешиваем. Чем ярче будет мел, тем красочнее получится опыт. Берем баночку, насыпаем поочередно в пустую баночку мел с солью и плотно закрываем.
Подведение итогов.
Воспитатель:
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Какие свойства соли вы знаете (ответы детей по карточкам- схемам ТРИЗ)
Что вам больше всего понравилось?