Юлия Пендюр
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках, роли человека в жизни птиц. «Познавательное развитие» : расширить и закрепить представления о птицах, о значении перьев в жизни птиц; побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать словесные выводы.
«Социально-коммуникативное развитие» : продолжать учить детей взаимодействовать со сверстниками.
«Речевое развитие» : расширить активный словарь детей («маховое», «пуховое»).
«Художественно-эстетическое развитие» : развивать у детей интерес к музыке.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Задачи:
Образовательная :
- учить выделять общие признаки птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров);
- расширить знания детей о жизни зимующих птиц в природе и жизни человека;
- активизировать словарь по теме.
Развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать познавательный интерес;
- развивать мышление, воображение, наблюдательность.
Воспитательные :
- воспитывать заботливое отношение к пернатым, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Планируемый результат: ребенок обогатит знания о внешнем виде зимующих птиц, об особенности строения птиц, забота о птицах зимой. научится отвечать на опросы, обозначающие характерные признаки птиц.
Оборудование: картина лесной полянки, запись хруста снега, различные виды корма для кормушки, перья птиц, камни, бумага.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; чтение художественной литературы : «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко; заучивание стихов; отгадывание загадок про птиц; беседы «Что знаешь о птицах» и «Трудно птицам зимовать». п. и. «Перелет птиц», «Птички в гнездышка», п. и. «Совушка-сова». Рисование «Зимующие птицы». Изготовление кормушек.
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Посмотрите ребята к нам сегодня пришли гости посмотреть на вас как вы занимаетесь, отвечаете на вопросы, давайте поздороваемся с гостями.
Дети. Здравствуйте.
2. Основная часть.
Воспитатель. В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Что это? (Ответы детей). Кормушка.
А для кого она? Для птиц.
Воспитатель. Ребята, а, что вы можете рассказать о птицах нашего поселка? Какие изменения в их жизни вы заметили?
Дети. (Многие птицы улетели в теплые края т. к нет пропитания, но многие птицы остались зимовать с нами.)
Воспитатель. Как они называются? Зимующие. Почему их называют зимующие? (живут зимой и не боятся зимних холодов)
Воспитатель. Правильно. Ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают ближе к людям?
Воспитатель : - Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Давайте рассмотрим картинки с зимующими птицами что они едят зимой.
Воспитатель : ребята ответе на вопросы про зимующих птиц много ли вы про них знаете.
- Какие птицы выводят птенцов зимой (Клесты)
- У какой птицы бесшумный полет? (Сова)
- Назовите птицу, песня которой похожа на звучание свирели? (Свиристель)
- Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? Еще ее называют акробатом леса? (Поползень)
- Какую птицу люди считают самой «умной» из птиц? (Ворону)
- Какая птица может смотреть и в бок и даже назад? (Сова)
- Какую птицу называют главным доктором наших лесов? (Дятел)
- Самая закаленная птица? (Пингвин)
- Какая птица носит снежное название? (Снегирь). А почему снегири и синицы любят находится рядом с дятлом?
Воспитатель : - Чем птицы отличаются от животных? Дети: - Птицы умеют летать.
Воспитатель : - Какие части тела помогают им летать.
Дети: - Крылья
Воспитатель : - А чем покрыты крылья, тело птицы? (Правильно опереньем, перьями).
Воспитатель : - Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? Во время морозов, чтобы согреться.
Воспитатель : ребята как вы думаете отличаются ли перья чем-то друг от друга?
Правильно отличаются - вот длинное перо. «Маховое»
Почему его называют маховое? (помогает летать)
Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Давайте подбросим вверх и посмотрим, как перо опустится на пол.
А какие перья лежат у вас ещё? (Пуховое)
Потрогайте перо. Какое оно? (маленькое, пушистое, тоненькое, стержень тоненький).
Зачем такое перо птице?
Пуховое перо служит птице для сохранения тепла.
Воспитатель : - А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?
Воспитатель : Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.
Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь. Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух.
Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.
Воспитатель. Ребята посмотрите, что здесь изображено? (Картинка с купанием воробья)
Летом воробьи купаются в лужах, а зимой барахтаются в снегу.
А как вы думаете, почему у птиц перья не намокают?
Потому что, птицы сами клювом смазывают перья специальным жиром. Вода скатывается с перьев, не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
Давайте узнаем, правда это или нет, проведем эксперимент.
А теперь возьмите по перышку и намочите его. Намокло ли перо? Дети берут по пёрышку, и пипеткой капают на перышко. Наблюдать, как вода собирается в капельки и стекает с пёрышка.
Делают вывод: Перья у птицы не намокают за счёт жира, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья.
Молодцы! Теперь вы знаете, почему перья не намокают и птицы не мерзнут в зимний период времени.
Пальчиковая игра. Мы кормушку смастерили.
Мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели
А во вторник посмотри
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, воскресенье было общее веселье.
Воспитатель : Интересно, а что сейчас происходит с птицами зимнем лесу. Хотите узнать? Давайте отправимся в путешествие в зимний лес.
Будем дружно мы шагать!
По тропинке мы пройдём
Друг за дружкою гуськом.
Вот и пришли мы все в лесок.
(Детки идут «змейкой» по группе под музыкальное сопровождение, (хруст снега, метель) садятся на стульчики). Я вам предлагаю послушать и посмотреть, что интересного есть в зимнем лесу.
(Слышатся звуки метели, на полянку вылетают две синички)
1. Как же холодно зимой,
Лапки замерзают.
Крошки нету не одной,
Так зимой бывает?
2. Да, подружка ведь зима
Почти всегда суровая
Согреться трудно холода,
И не найдешь еду всегда.
1. Ой, смотри, смотри
В дали, показались снегири.
1. Привет синички, как дела? (снегирь)
Кругом такая красота!
2. Блестит, сверкает все кругом,
А вы грустите под кустом. (снегирь)
1-2 синички. У нас замерзли крылья клюв.
Примерзли к снегу лапки.
С утра не ели мы ни чуть.
Вот если бы поесть чуть –чуть.
1. Снегирь. Что на месте здесь стоять не лучше с нами станцевать.
Тише-тише кто - то идет.
На полянку выходят девочка Даша и мальчик Ваня. В руках они держат кормушки. Дети спорят.
Ваня. – Нет у меня лучше. Мне ее помогал делать мой папа.
Даша. – Нет у меня лучше. Мне ее помогала делать мама.
Моя кормушка сделана из дерева, значит она крепче.
Даша. – ну и что, что твоя кормушка сделана из дерева, моя смотри какая красивая. Спор продолжается. Воспитатель подходит к ребятам и спрашивает:
Воспитатель- Ребята, что у вас здесь происходит?
Даша. Здравствуйте, как хорошо, что вы пришли. Скажите пожалуйста, какая кормушка вам нравится?
Воспитатель. А почему вы спрашиваете.
Ваня. – мы хотим знать, чья кормушка лучше, мы хотим сделать птичью столовую.
Воспитатель. Раз вы делаете такое доброе дело, так какая разница какая кормушка даже если она будет сделана из бумаги. Главное, чтоб там был корм для птиц.
Дидактическая игра «Наполним кормушку».
Воспитатель : - Давайте и мы с вами поможем птицам и наполним кормушку кормом, которую повесим на нашем участке. (дети выбирают корм и наполняют кормушку)
3. Заключительная часть:
Воспитатель : О ком мы говорили на занятии? Каких птиц вы увидели? Как их называют? Как нужно помогать птицам в зимнее время года? Молодцы ребята, теперь я точно знаю, что вы будете помогать птицам, и они переживут суровую зиму! А когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки.