Аревик Арутюнян
Конспект НОД по ознакомлению с портретом «Экскурсия в музей русского портрета» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 75»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
ул. Л. Кассиля,10, 413100, г. Энгельс, Саратовская область,
тел. (8453) 75-92-06, (8453) 56-78-29
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по теме: Ознакомление с портретом «Экскурсия в музей русского портрета»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с портретом „Экскурсия в музей русского портрета“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Воспитатель высшей кв.
категории: Арутюнян А. А.
Энгельс - 2019
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. ФГОС ДО, 2017 г.
Возрастная группа : старшая.
Тема НОД: Ознакомление с портретом «Экскурсия в музей русского портрета»
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие и художественно – эстетическое развитие.
Цель: Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к искусству через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт); видах портретной живописи.
Закреплять и расширять понятия о портретной живописи : портрет мужской, женский, детский, автопортрет, групповой портрет, графический портрет.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к портретной живописи, зрительное внимание и наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать картины по сходству. Привить умение видеть и передавать выразительные возможности цвета при изображении портрета : передача настроения, характера героя, отношение художника к нему, что главное в портрете.
Воспитательные:
Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать, от увиденного радость, удовольствие, восхищение.
Доставить детям радость от встречи с прекрасным и от игровой деятельности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества (портреты друг друга).
Приё м работы: искусствоведческий рассказ.
Оборудование: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника - Арсения, «Портрет А. С. Пушкина», «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист», репродукция портрета В. Серова «Мика Морозов», Ораста Кипренского «Портрет А. С. Пушкина» (графика, репродукция портрета «Богатыри», написанного В. Васнецовым, репродукция портрета «За обедом» З. Е. Серебряковой, репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Натюрморт с чайником» П. С. Уткина,набор открыток с портретами работы разных художников, запись мелодии «Шторм», «Времена года» Антонио Вивальди; «Песня о картинах» музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера, мольберты, белые листы, карандаши, кисти, краски.
Предварительная работа: знакомство детей с цветами спектра и их оттенками, с жанрами живописи, видами портретов; экспериментирование в изобразительной деятельности; рассматривание репродукций картин знакомство со словами «мольберт, портрет, живопись, натюрморт, эскиз, палитра, реставраторы, экскурсовод».
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность воспитанников Примечание
I.Вводная часть (мотивация)
Воспитатель и дети входят в группу. Приветствуют гостей.
Воспитатель: (встречает детей с письмом в руках) : Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо, давайте его прочтем: «Приходите в гости в музей детского сада. Художник». Ребята, нас приглашают в музей, а кто из вас был в музее? Что такое музей, кто знает?
Воспитатель: Правильно, музей — это учреждение, где выставляются произведения искусства: картины, книги, разные предметы, чтобы люди могли их рассмотреть, полюбоваться. Какие картины художников вы знаете?
Дети. Это дом, где хранятся старинные вещи, картины.
Дети: «Золотая осень», «Богатыри».
II.Основная часть
Воспитатель: Давайте примем приглашение и отправимся в музей нашего детского сада. В музее будут звучать новые слова, постарайтесь их запомнить (дети проходят в другую часть группы, где в одном месте сгруппированы репродукции портретного жанра). Вот мы и попали в музей! Рассмотрите сами картины внимательно. Картины можно смотреть близко, а можно на расстоянии. Если вы будете внимательно и долго смотреть на картину, которая вам понравилась, то сможете многое увидеть и понять в ней.
Воспитатель: Давайте сначала посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень». К какому жанру она относится?
Воспитатель: Правильно. Пейзаж – это жанр живописи.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
А какие еще жанры живописи вы знаете?
Воспитатель: А что такое натюрморт и портрет? Послушайте:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это «натюрморт».
Вот посмотрите на репродукцию картины П. С. Уткина «Натюрморт с чайником». Что вы видите на ней?
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
А теперь мы с вами рассмотрим портреты и поговорим о них.
Воспитатель: (показывает «Автопортрет Васили Тропинина»). Как вы думаете, кто изображён на этом портрете?
Воспитатель: Правильно, это русский художник Василий Тропинин. А как вы догадались, что это художник?
Воспитатель: Молодец, Артём. Палитра – это инструмент художника. Дощечка, на которую художник наносит кистью краски, смешивая их для получения различных оттенков. Может иметь отверстие для большого пальца.
Воспитатель: Можно ли догадаться, глядя на эту картину, в каком городе жил этот
художник?
Воспитатель: Да, он жил в Москве, о чём «говорят» высокие башни Кремля и зубчатые стены. И ещё эта картина говорит, что художник В. Тропинин изобразил самого себя. Значит, это - автопортрет. Он изобразил себя добродушным, задумчивым. Художник как будто радуется, что он сможет оставить потомкам свой портрет, благодаря которому о нём узнает много людей. Что ещё вы можете сказать об этом портрете?
Воспитатель: Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов. Посмотрите на этот портрет. Кто здесь изображён?
Воспитатель: Правильно. А что вы можете сказать о нём?
Воспитатель: Молодцы! Поэт задумчив, так как у него много проблем, и ему некогда позировать художнику. Он с нетерпением ждёт завершения работы, чтобы уйти по своим делам. Художник писал его портрет в несколько сеансов. И каждый раз поэт был одет по – разному. И на портрете художник нарядил его в бархатный тёмный халат, какие любили носить дома русские дворяне.
Воспитатель: А на этом портрете В. Тропинин изобразил своего сына Арсения. Он очень долго ждал, когда же у него родится сын. И когда его сын, которого он назвал Арсением, подрос, художник решил написать его портрет. По портрету можно понять, что сын художника - умный, жизнерадостный, серьёзный мальчик. Давайте расскажем, что мы видим.
Воспитатель: Очень хорошо. А теперь рассмотрим следующий портрет ребёнка и сравним его с портретом Арсения. Это портрета «Мика Морозов» В. Серова
Воспитатель: Правильно заметили. Мика Морозов был курчавым жизнерадостным мальчиком, которого и нарисовал Серов.
Для художника это была трудная задача – заставить четырехлетнего ребёнка усидеть на одном месте. Портрет писался за несколько сеансов, каждые из которых длились около получаса, а в итоге получилась выразительная и живая картина, написанная скупыми красками. Мальчик изображён сидящим в детском кресле, но кажется, что усидчив он лишь на какую-то минуту.
Воспитатель: Да, ребята, поза Мики стремительная, его руки в движении, а карие глаза полны шаловливой наивности, которая умиляет. Причём, ему любопытно, почему этот человек с кистями и мольбертом оторвал его от важного занятия и посадил на одно место. Мика – это абсолютно открытый и дружелюбный ребёнок, который бежит навстречу миру с распахнутыми глазами, а мир принимает его. Кажется, он вот-вот сорвётся с кресла и зальётся непосредственным и звонким детским смехом.
Воспитатель: Спасибо, ребятки. А теперь посмотрим на другие портреты. Вот портреты «Кружевница», «Золотошвейка», «Гитарист» Василия Тропинина. Что можно сказать о них?
Воспитатель: Хорошо. А на какие портреты он похож?
Воспитатель: Правильно, ребята. Все эти три портрета называются мужскими. А портреты Арсения и Мики Морозова – детскими. Следующие два портрета – женские. Что можно рассказать о «Кружевнице»?
Воспитатель: И «Золотошвейка» такая же, ребята. Они обе показаны художником такими, какими они были в реальности. Что ещё вы видите на этой картине?
Воспитатель: Да, поэтому и картина так названа. А теперь давайте рассмотрим картину другой художницы З. Е. Серебряковой «За обедом». Это групповой портрет. Кто здесь изображён?
Воспитатель: Правильно, это дети самой художницы: Шурик, Женя и Танечка. Обратите внимание, как реально они изображены, как празднично накрыт стол к обеду: белая скатерть, красивая посуда, салфетки красивые. Но главное - дети! Шурик повернулся, чтобы взглянуть на маму и посмотреть, чем она занята. Женя ждёт, когда бабушка нальёт ему в тарелку суп. Танечка тоже смотрит на маму. И никто из них не позирует, они просто смотрят на маму и ждут, когда же она сядет с ними обедать.
Воспитатель: Всё верно вы подметили. Посмотрите ещё на один групповой портрет. Это «Богатыри» В. Васнецова. Вы узнаёте, кто изображён на нём?
Воспитатель: Да, ребята. Это очень старая репродукция, повреждённая. Со временем, картины стареют, теряют свой первоначаль-ный цвет, становятся тусклыми. Поэтому они нуждаются в ремонте. Знаете ли вы, как называется ремонт картин? И как называют людей, которые занимаются ремонтом картин?
Воспитатель: Прекрасно. Мы рассмотрели сейчас портреты, которые написаны красками. Художник старается, чтобы всё на холсте выглядело как живое. От этого и слово «живопись», а художников называют - «живописцы». Художники бывают разными:
Одни любят рисовать красками, другие карандашами, и каждый по-своему видит мир и показывает его нам. Мы смотрим на картины, и как будто слушаем рассказы разных художников о людях, чьи портреты они писали. И нам с вами осталось рассмотреть графический портрет Пушкина, написанный художником Орестом Кипренским. Как вы думаете, почему я назвала графическим?
Воспитатель: Портрет называется «графическим», потому, что он нарисован карандашом. А художник называется «графиком». Нравится ли вам картина, нарисованная карандашом?
Воспитатель: Да, ребята, портреты, написанные краской, ярче, выразительнее, чем графические.
Воспитатель: Давайте мы с вами ещё раз вспомним, какие портреты мы рассматривали сегодня в музее русского портрета.
Воспитатель: Чем пишут портреты?
Воспитатель: Для чего нужны портреты?
Звучит «Песня о картинах» (Музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера.)
Дети подходят к мольбертам, рассматривают портреты.
Дети: Это пейзаж.
Дети: Натюрморт и портрет
Дети: На столе, накрытом скатертью, стоят чайник с заварочным чайником, молочник, кувшинчик со сливками. Рядом чашка с блюдцем, мандаринки и яблоко.
Дети: Мужчина, художник.
Дети: Потому что у него в руке палитра.
Дети: Он жил в Москве, потому что на картине нарисованы башни Кремля.
Дети: Художник улыбается, у него голубые глаза, в правой руке у него трость или зонт, а в левой он держит палитру и кисти.
Дети: А. С. Пушкин.
Дети: Это русский поэт. У него кучерявые волосы, голубые глаза, как у художника. Но он не улыбается.
Дети: Красивый портрет!
Дети: Мальчик сидит за столом. Перед ним на столе лежит птичка, рядом – клетка с открытой дверцей. Он задумался о чём – то. У него тоже голубые глаза.
Дети: А этот мальчик весёлый!
Дети: У него карие глаза, рот слегка приоткрыт, будто он хочет что-то сказать
Дети: Да, он не похож
на Арсения. Тот старше, серьёзный, а Мика – весёлый.
Дети: У этого мужчины в руках гитара, поэтому картина называется «Гитарист»
Дети: На портреты художника и Пушкина.
Дети: Она как живая, как будто хочет заговорить с нами.
Дети: Она шьёт золотыми нитками.
Дети: Дети, сидящие за обеденным столом.
Дети: А бабушка не полностью видна на картине…
Дети: Да, это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Дети: Ремонт картин – это реставрация, а люди – реставраторы.
Дети: Не знаем.
Дети: Нравится, только те портреты красивее.
Дети: Мужские, женские, детские, групповые и графические.
Дети: Красками и карандашом.
Дети: Чтобы побольше узнать о людях, чьи портреты написали художники.
III.Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! И жанры живописи знаете, сравнивать и находить портреты умеете, определять. И я вам приготовила сюрприз – альбомы для рисования. Сейчас вы можете стать настоящими художниками и нарисовать портреты друг друга. (Дети выбирают себе пару — один художник, другой — модель. Модель выбирает позу — сидя, стоя, чтобы художник смог рисовать. Затем дети меняются ролями.)
Воспитатель «возвращает» детей в детский сад
Воспитатель: Что запомнилось? Что было сложным? и т. д.
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года». Дети рисуют и дополняют картинную галерею своими портретами.
Дети делятся впечатлениями от экскурсии.
Ответы детей.