Ольга Лунюшкина
Конспект НОД «Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Позиция педагога:
Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство славится своими традициями. По разнообразию материалов, цветовой окраски и фольклорных узоров оно поистине уникально. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, кружево, расписные платки, лаковая миниатюра и т. д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира, отражает любовь к родному краю, формирует художественный вкус, создаёт эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал. Поэтому необходимо вести работу по ознакомлению детей с образцами народного творчества.
Публикация «Конспект НОД „Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Мы разработали конспекты занятий по ознакомлению с народными промыслами. Дети знакомятся с работами народных мастеров Хохломы, Жостова, Городца, Полхов-Майдана, Гжели, Палеха, с богородской деревянной и дымковской глиняной игрушкой, филимоновской глиняной свистулькой. С целью закрепить знания детей о народных промыслах России проводилось занятие – посещение музея народных промыслов.
Тема занятия: Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов.
Цель занятия:
Приоритетная область: художественно-эстетическое развитие
-закрепить знания о народных промыслах России и приобщать детей к народному искусству, к духовно-художественным ценностям, созданным народом.
Задачи приоритетной образовательной области:
социально-коммуникативное развитие:
-развивать у детей умение общаться со взрослыми и сверстниками;
-развивать желание взаимопомощи, потребность придти на помощь товарищу;
-формировать чувство гордости за свой народ, свою страну;
-Формировать потребность продолжать традиции своего народа, родного края;
познавательное развитие:
- уточнить представления детей о музее;
- познакомить детей с понятием «реставрационная мастерская»;
- развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации,
импровизации; выражать собственное эмоциональное отношение к искусству;
речевое развитие:
-развивать связную, грамматически правильную речь детей;
-обогащать активный словарь ….
физическое развитие:
-развитие моторики,
-при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами текста.
Место занятия:итоговое. Занятие проводится в рамках тематической недели «Народная игрушка»
Тип занятия: подгрупповое
Планируемые результаты НОД: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, обладает элементарными представлениями о народных промыслах; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребёнка развита крупная мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Используемое оборудование:
-для педагога:«посылка», письмо,указка, настольно-печатная игра «Народные промыслы», разрезные картинки различных народных промыслов. Различные поделки из глины, пластилина, папье-маше, подготовленные к росписи. Гуашь, кисти, салфетки, тряпочки. Образцы узоров из элементов различных видов росписи (хохломской, городецкой,жостовской, гжельской, и др.).
-для детей:настольно-печатная игра «Народные промыслы», разрезные картинки различных народных промыслов. Различные поделки из глины, пластилина, папье-маше, подготовленные к росписи. Гуашь, кисти, салфетки, тряпочки. Образцы узоров из элементов различных видов росписи (хохломской, городецкой,жостовской, гжельской, и др.).
Предварительная работа:
знакомство с народными промыслами России, изготовление поделок, рассматривание иллюстраций, предметов народных мастеров, серия бесед о народной игрушке, о произведениях народного декоративно-прикладного искусства, дидактические игры: «Магазин игрушек», «Придумай рассказ», «Загадай, а мы отгадаем» и др., заучивание отрывков из литературных текстов, поговорок, прибауток о народной игрушке, сбор экспонатов для «музея»
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Вхождение
Приветствие
Цель: создание радостного настроения на предстоящую деятельность Цель: объединиться для совместной деятельности.
- Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
(посвистеть в игрушку)
Мы ладошку к ладошке сложим -Пусть весёлым будет день!
Мы друг другу дружить предложим-
Счастья, радости хватит на всех!
Будем клеить, лепить, рисовать,
Чтобы умными, добрыми стать! 2-3 ранее подготовленных детей :
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Через горные отроги
Через крыши деревень,
Краснорогий, жёлторогий
Мчится глиняный олень.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнёзда вью.
Мотивация
Цель: создание игровой мотивации к деятельности Цель: включение в образовательную деятельность
Раздаётся стук в дверь. Педагог идёт и возвращается с «посылкой»
в руках. Дети с интересом наблюдают за происходящим.
Педагог задаё т вопросы: Дети отвечают на вопросы:
Ребята! Что это? Это посылка.
Кому же она адресована? Надо прочитать адрес на посылке.
Кто прочитает? Дети читают адрес на посылке.
Хотите узнать, что в посылке? Да! Хотим!
Открывает посылку, достаёт
письмо. Ребята! Здесь находится
письмо. Кто его прочитает? Дети читают письмо: «Дорогие
Ребята! Приглашаем Вас посетить
музей. А какой? Догадайтесь
сами. В этом вам поможет
волшебная коробочка».
Основная часть
Цель: уточнить знания детей о музеях. Выявить, в какой музей отправятся дети.
Игра «народные промыслы» Цель: совместная игра. Ответы на вопросы.
Вот и волшебная коробочка. Но
прежде чем открыть её, давайте
вспомним:
-Что такое музей? Музей – это красивое, большое
здание, где хранятся старинные
предметы, картины художников.
Какие бывают музеи? Ответы детей
«Я открываю волшебную коробочку,
она подскажет нам, в какой музей
нас приглашают?»
Педагог достаёт большие карточки,
раздаёт детям. «А здесь ещё карточки поменьше, их надо присоединить к большим, чтобы
они дополнили вашу центральную
карточку. Кто быстрее справится с
заданием?» Дети выполняют задание.
Педагог опрашивает всех детей: Дети отвечают на вопросы.
Что у тебя изображено на центральной карточке? На центральной карточке изображены дымковские игрушки
Как ты догадался, что это дымковские игрушки? Я догадался по узорам.
Какие узоры украшают дымковскую игрушку? Дымковскую игрушку украшают
красные, синие, жёлтые, зелёные
кружёчки, точки, полоски, волнистые линии.
А какие карточки ты выбираешь?
И почему? Я выбираю картинки, где
изображены изделия из Гжели,
потому что на большой картинке
нарисована гжель.
Объясни, как выглядят работы
гжельских мастеров? Они красивые. На белом фоне
синие цветы, травка, птицы.
Назови народный промысел, изделия которого изображены у
тебя на карточках? У меня на карточках изображена
хохлома.
Какие изделия делают хохломские
мастера? Хохломские мастера делают
посуду.
Как ты понимаешь выражение
«огненная хохлома»? Хохломская роспись яркая,
используются красные, жёлтые,
золотистые краски, как огнь.
Перечислите народные художественные промыслы, какие
вы знаете? Филимоновская игрушка,
дымковская игрушка, хохломская
роспись, Гжель, жостовские
подносы, Городец, матрёшки,
богородские игрушки.
Догадались, в какой музей нас
приглашают? Да! Нас приглашают в музей
народных промыслов.
Хотите отправиться в музей? Да!
А как надо вести себя в музее? Тихо. Не кричать. Разговаривать
тихо. Не отставать от группы.
Внимательно слушать.
Можно ли трогать вещи руками? Ответы детей.
Кто встречает посетителей музея? Экскурсовод.
Кто такой экскурсовод? Ответы детей.
Каждый из вас сегодня может побывать в роли экскурсовода. Вы заранее выбрали, о каком народном промысле будете рассказывать.
Посещение музея.
Цель: уточнение, обобщение и закрепление знаний детей о народных промыслах Цель : рассказы детей о народных промыслах. Ответы на вопросы
1-ый зал:
Филимоновская игрушка
Педагог ведёт детей в «музей».
«Мы находимся в первом
выставочном зале музея народных
промыслов. Какой промысел
находится в этом зале?» - В этом зале находится филимоновская игрушка.
- Кто будет экскурсоводом? Ребёнок – экскурсовод рассказывает :
«Филимоновская игрушка – это
яркая весёлая игрушка-свистулька, которую делали назабаву женщины в деревнеФилимоново. Это фигурки людей
и животных. Они имеют удлиненные туловища, шеи,небольшие головки. Красные,зелёные, жёлтые полосы украшают эти игрушки. Росписьяркая. Игрушки так и светятсясолнечным светом».
Остальные дети внимательно слушают.
Ребята! Вам понравился рассказ
экскурсовода о филимоновской
игрушке? Почему? Ответы детей
Поблагодарим экскурсовода за интересный рассказ и перейдём в следующий зал. Спасибо! Было очень
интересно!
Дымковская игрушка
Какой народный промысел
находится в этом зале? Дымковские игрушки.
Кто желает быть экскурсоводом
этого выставочного зала? Ребёнок-экскурсовод :
«Дымковские игрушки удивляют
пластикой форм, необычными по
яркости узорами. По белому фону рассыпаны они цветными кружочками – большими и маленькими, кольцами, точками,линиями – прямыми и волнистыми. Все изделия дымковских мастеров жизнерадостные, отличаются юмором. Используются красный,
синий, оранжевый, жёлтый цвета и остаётся много белого пространства. Узор кажется лёгким, светлым, нарядным. Такие игрушки украсят любой дом».
Поблагодарим,
он (она) хорошо справился (ась) с ролью экскурсовода.
А мы переходим в следующий зал. Спасибо! Было очень интересно!
Хохлома
Как называется этот народный промысел?
Кто желает рассказать про Хохлому? - Хохлома.
1-ый экскурсовод
«Хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских народных
художественных промыслов.
Название промысла произошло
от названия села Хохлома.
Выточенная из дерева посуда
расписывалась растительным
узором. Затем покрывалась лаком
и закалялась в печи. Для изделий
хохломы характерно сочетание
красного, чёрного и золотистого
цвета. Золотая хохлома – это
огненные краски, которые
складываются из завитков трав,
цветов и ягод. Восхищают
красотой, богатством фантазии.
Хохлома роскошна, наполнена
радостным светом, красочна».
2-ой экскурсовод :
Как волшебная жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чашки и ковши,
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!
Ребята! Что вы можете сказать о рассказе экскурсовода о Хохломе. Ответы детей.
Спасибо ребята! Молодцы! Вы
были хорошими экскурсоводами.
Мы переходим в новый зал.
Как называется этот промысел? Это - Гжель!
Гжель
Кто нам расскажет об этой
выставке? Ребенок-экскурсовод :
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или
небыль?
Изделия рук золотых.
«Недалеко от Москвы есть
деревня Гжель. Там изготовляют
фарфоровую посуду, часы,
фигурки людей и животных.
Изделия гжельских мастеров
отличаются формой и своим
цветом. Он всегда одинаков:
бело-синий. Сами гжельцы
любят говорить, что небо у них
синее-синее. Вот мастера и
переносят на свои изделия
голубое небо, синие леса, белый
снег. По белому фону ведёт рука
художника кисточку с краской, то
сильнее, то слабее нажимая на
неё. И всё, что кисть рисует,
становится синим и голубым.
Изделия кажутся воздушными и
радуют глаз».
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
Ребята! Вам понравился рассказ
о Гжели? В чем особенность изделий гжельских мастеров? Ответы детей
Поблагодарим …., он
(она) отлично справился (ась) с
ролью экскурсовода. Молодец!
Мы пройдем ещё в один выставочный зал.
Городецкая роспись
Кто нам расскажет об этом
удивительном народном
промысле? Экскурсовод :
«Городецкая роспись в городе Городец. Это фантастические
цветы, птицы, кони. Украшают
эти узоры детскую мебель,
прялки, посуду, кухонные доски.
Все элементы выполнены
красными, розовыми, синими,
голубыми, зелёными,чёрными красками на ярко-жёлтом фоне.
Городецкая роспись яркая. Она отличается обводкой чёрной и
белой. Предметы с городецкой
росписью очень красивые».
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают
И кувшинки расцветают.
- Чем вас привлекает городецкая роспись. Интересно ли вам было слушать рассказ экскурсовода? Почему?
Спасибо! Мы выслушали замечательный рассказ о Городецкой росписи. Ответы детей
1.«В реставрационной мастерской»
Цель: дать знания детям о реставрационной мастерской.
Цель: практическое выполнение заданий
- Дети! А если изделие состарилось,
краска стёрлась или изделие
разбилось. Что делать? Ответы детей.
Чтобы отремонтировать изделие
при музее создают реставрационные мастерские. А
люди в этих мастерских –
реставраторы обновляют изделия:
восстанавливают узор, склеивают
по частям. И я предлагаю вам на
некоторое время стать реставраторами и собрать изделия
из отдельных частей.
Дети объединяются парами и
восстанавливают картинку из
отдельных частей. Кто быстрее?
Педагог задает вопросы: Дети отвечают на вопросы.
Изделие какого народного
промысла вы отреставрировали? Мы отреставрировали филимоновского барашка.
Как вы догадались, что это филимоновская игрушка? У барашка длинная шея, маленькая головка. Он расписан
полосками зелёными и красными.
А вы что собрали? Мы собрали хохломскую вазу.
Какой узор украшает вазу? На жёлтом фоне нарисованы
ягодки, листочки, травка.
А вы что отреставрировали? Мы отреставрировали гжельский
чайник.
Объясни, как выглядят работы
гжельских мастеров? Они белые, а узоры синие.
Изделие какого народного промысла вы собрали? Мы собрали дымковскую
барышню.
Какие узоры её украшают? Жёлтые кружочки, красные
точки большие, маленькие
точки синие и чёрные, красные
волнистые линии.
Из какого материала сделаны
дымковские игрушки? Дымковские игрушки сделаны
из глины.
Молодцы, ребята! Вы успешно собрали картинки и правильно
определили, к какому промыслу
принадлежит изделие.
2.«В мастерской художника»
Цель: Выявить, как дети применяют свои знания на практике Цель: использование знаний в практической деятельности
- Чтобы пополнить музей новыми
изделиями, их можно делать
самим. Мы с вами лепили коней,
барашков, изготовили тарелочки
из папье-маше. Сегодня мы их
распишем и пополним музей.
Педагог помогает детям советом при выборе цвета, узора. Дети самостоятельно
расписывают поделки и выставляют их в соответствующем зале.
Заключение
Цель: анализ и подведение итогов Цель: получить оценку своей деятельности. Обмен впечатлениями
- Что мы сегодня посетили? - Музей народных промыслов.
- С какой целью, для чего создаются музеи? Ответы детей.
- В каких мастерских мы побывали?
Зачем при музеях мастерские? Ответы детей
Рефлексия
Что вам больше понравилось?
Какую выставку и почему вы бы еще хотели посетить? Ответы детей.
- Если бы появилась возможность подарить другу любую игрушку или изделие, которые вы видели сегодня в музее, что бы вы подарили и почему? Ответы детей
- Мы заканчиваем нашу экскурсию. А вы по желанию можете ещё раз пройти по выставочным залам, полюбоваться изделиями народных мастеров.