Галина Сорокоумова
Конспект НОД по социально-личностному развитию «Мои друзья — мальчики и девочки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – личностному развитию «Мои друзья — мальчики и девочки»
в средней группе.
Программные задачи.
-Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку.
Публикация «Конспект НОД по социально-личностному развитию „Мои друзья — мальчики и девочки“ в средней группе» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
-Формировать представления о социальных функциях мужчин и женщин, воспитывать стремление подражать положительным качествам мужественного или женственного поведения, о родственных связях, понимания роли мужчины и женщины в семье. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра.
-Развивать классификационные умения, умение сравнивать и различать индивидуальные особенности других детей.
-Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, доброжелательное отношение между мальчиками и девочками, учить быть внимательными друг к другу, эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
Предварительная работа: беседа, рассматривание картин с изображением женщин и мужчин, мальчиков и девочек; знакомство с мужскими и женскими профессиями; дидактические игры.
Материал. Бумажные кукла-мальчик и кукла-девочка, бумажная мужская и женская одежда, красивая коробка, мяч, ватман, пластиковые поддоны с поролоном, гуашь желтого и оранжевого цветов, влажные салфетки.
Ход образовательной деятельности:
Дорогие ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся! Здравствуйте! Я очень рада вас всех сегодня видеть! Вы все такие красивые, нарядные, очень веселые, а главное, очень сообразительные! И поэтому мне поскорее хочется познакомить гостей с вами! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она необычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в эту коробочку – Галина Васильевна. Положите и вы свои имена в коробку. (Дети кладут свои имена в коробку, проговаривая их). Когда я была маленькой, меня называли ласково: Галочка. Я тоже положу это имя в коробку. А вас как ласково называют мамы? Хотите положить и свое ласковое имя в коробку? (Воспитатель собирает имена).
Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись. Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? Предлагаю поймать свое имя. (Дети поднимают руки вверх, подпрыгивают, ловят имя и прикладывают сложенные ладошки к груди).
Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята, мальчики и девочки - дружные и приветливые. Приглашаю вас взяться за руки и сделать большой круг. Мы с вами поиграем и узнаем, чем мы с вами похожи.
Упражнение «Чем мы похожи?»
Дети стоят в кругу. Воспитатель по очереди предлагает выйти в круг тем, у кого темные волосы, затем — у кого светлые глаза, красные носочки и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в кругу. В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие».
Посмотрите, ребята, мы с вами все вышли в круг, потому что все мы чем-то похожи. Но, все-таки все люди отличаются друг от друга. Чем? Например: у Яны рыжий цвет волос (у одной из группы). Значит, люди отличаются друг от друга цветом волос, цветом глаз, есть мальчики, и есть девочки. Теперь наши мальчики проводят девочек на стульчики. (Дети садятся на стульчики).
А знаете, как можно отличить девочку от мальчика? А девочки не носят шорты и штаны? Носят, только они отличаются от тех, что носят мальчики, цветом и рисунками (цветочки, бабочки, куколки и т. д.) Конечно, и мальчики и девочки могут играть одними и теми же игрушками, но чаще всего мальчики играют с транспортом, а девочки с куклами. Вы назвали признаки, по которым можно отличить мальчика от девочки. Посмотрите, у нас есть девочка Маша и мальчик Витя. Они – брат и сестра. Им срочно нужна ваша помощь. Пока они выбирали наряды, чтобы прийти к нам в садик, вся их одежда перепуталась. Теперь они не могут разобрать, где чья? Поможете им? (Детям предлагаются силуэты мальчика и девочки, закрепленные на магнитной доске, и достаточное количество для всех детей одежды из бумаги.)
Дидактическая игра «Одень куклу-мальчика и куклу-девочку»
Вам нужно выбрать любую деталь одежды. Объяснить, кому она подходит и почему? (Дети берут одежду и классифицируют её, обсуждают правильность выбора, «одевают» силуэты девочки и мальчика).
Молодцы, ребята! Хорошо справились! Помогли брату и сестре навести порядок в своих шкафчиках. Теперь родители их похвалят. И в семье будет мир и покой. У каждого из вас есть своя семья. Что такое семья?
Кто входит в состав семьи? Кто живет в семье? Давайте мы с вами поиграем и узнаем, кто вы в семье?
Игра малой подвижности с мячом «Кто я в семье?»
Дети встают полукругом. Воспитатель бросает мяч кому-либо из детей и просит сказать, кто он. Я для своего сына – мама. А ты, Катя, кто для своей мамы? (Ребенок бросает мяч воспитателю.) Дима, кто ты для своей бабушки? Вот мы с вами и узнали, кто мы в своей семье. У каждого члена семьи есть свои обязанности по дому. Папа и дедушка выполняют мужскую работу, мама и бабушка – женскую. Какую работу выполняет папа? Какую работу выполняет мама? Как вы думаете, чем мужская работа отличается от женской? А как вы думаете, всегда ли женскую работу выполняет только мама? Разве папа не может мыть посуду, убираться и др.? А что мама может сделать из мужской работы? Т. е. мама может выполнить мужскую работу, если умеет. Только мамы, бабушки и дочки не должны переносить тяжести. Для этого нужны сильные мужские руки. Поэтому мужчины и мальчики в семье должны заботиться о своих женщинах и девочках, помогать им. Так же как и мамы, бабушки и девочки заботятся о своих мужчинах и мальчиках: следят за чистотой их одежды, вкусно кормят, говорят добрые и ласковые слова. И обязательно благодарят друг друга за помощь. Самая хорошая семья, где все делают вместе и дружно. А у нас в группе ребята дружные? Давайте с вами покажем, как мы умеем дружить, поиграем в подвижную игру «Дружная карусель».
Подвижная игра «Дружная карусель»
От нашей игры всем стало тепло и радостно. Так и от дружбы людям. А у вас есть друзья? Что значит «настоящий» друг? Давайте вспомним слова из песенки «Про дружбу».
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий, верный друг.
(Дети поют вместе с воспитателем).
С кем из ребят вы хотели бы играть, дежурить, почему? Какими чертами характера должен обладать мальчик, с которым вам хотелось бы дружить?
Воспитатель обобщает ответы детей: мальчик должен быть умным, сильным, смелым, ловким, уметь постоять за себя и за девочку, не обманывать. Мальчики должны не обижать девочек, а наоборот, их защищать, помогать, уступать.
Какими чертами характера должна обладать девочка, с которой вам хотелось бы дружить? Воспитатель обобщает ответы детей: девочка должна быть доброй, аккуратной, терпеливой. Мальчики не хотят дружить со злой, ленивой, неряшливой девочкой.
Но таких ребят в нашей группе нет. У нас все очень дружные. Давайте подружим наши пальчики. Вставайте около своих стульчиков.
Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5 —
Будем вместе мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети хлопают в ладоши.
Пружинка, 2 притопа.
Замок из ладошек 2 раза.
Замок из пальчиков.
Соединяют пальцы рук.
Сгибают и разгибают пальцы.
Берутся за руки.
Улыбаются друг другу.
А теперь мы посмотрим, умеете ли вы также дружно трудиться, договариваться, уступать другому, просить о помощи. Сегодня вы будете рисовать на листе бумаги все вместе, одновременно. За окном осень, солнышко редко выглядывает из-за облаков. Но сегодня оно к нам пришло в гости, посмотреть на наших дружных мальчиков и девочек.
Воспитатель показывает плакат с нарисованным солнцем. Ой! Посмотрите на наше солнышко, оно грустное, потому что у него нет лучиков, и оно не может подарить людям тепло. Давайте мы с вами подарим ему наше тепло. Нарисуем лучики своими ладошками.
Игра «Рисуем всей группой!»
Рисование проводится на столе. Детям предлагается поддоны с пропитанным краской поролоном двух цветов: желтого и оранжевого. Дети начинают работу одновременно. Воспитатель наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения. После рисования дети вытирают руки влажными салфетками. Воспитатель закрепляет плакат на мольберте, одновременно заменяет грустную улыбку солнышка на веселую.
Ребята, посмотрите! Наше солнышко улыбается! Это вы ему помогли снова стать теплым и веселым. Давайте повесим его в нашей группе. Осенью и зимой, когда такие темные, хмурые дни, оно будет нам светить, и напоминать о том, что все мы друзья. Какие вы у меня молодцы! Дружно рисовали, дружно играли. Вам понравилось играть в зале?
Рефлексия. Во что вы сегодня играли?
Мы с вами сегодня говорили о семье, о дружбе. О том, что относиться к людям надо с любовью, добротой, быть вежливыми и внимательными, и тогда вы приобретете настоящих друзей.