Анна Сурова
Конспект НОД по социально-личностному развитию детей в старшей группе «О правах, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребёнка». Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по социально-личностному развитию детей в старшей группе „О правах, играя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев.
Развивающие : развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
Предварительная работа: изготовление (совместно с родителями) и знакомство с семейным древом, с гербом семьи и со значением имен, изготовление жетонов — символов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». Это чудо — книга расскажет вам о правах детей. Ваша задача состоит в том, чтобы хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
(Появляется Баба — Яга).
Баба-Яга:(забирает книгу). Малы вы ещё права изучать. Дайте-ка эту книгу, я её почитаю. (уходит за избушку).
Воспитатель: Ну и Баба-Яга! Явилась без приглашения, отобрала нашу книгу, и была такова! Что же нам делать, ребята? (Ответы детей). Конечно, можно попробовать догнать её и попросить, чтобы она отдала нам эту книгу. Вон за той снежной горой в лесу, живет Баба-Яга. Трудно пешком зимой до леса добираться, поэтому поедим-ка мы на санках.
Звучит музыка:
Если вся земля бела, значит к нам зима пришла.
Значит к нам пришла сама,зимушка-зима.
Едут, едут наши санки, едут санки в зимний лес.
На заснеженной полянке ждёт нас множество чудес.
Воспитатель: Вот мы и приехали. (снимаю белую ткань с домика Бабы-Яги).
Баба-Яга: Кто такие? Откуда явились? Я гостей не жду. (Ответы детей).
Воспитатель: Ой, Баба-Яга. Какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты своим криком всех вокруг испугала.
Баба-Яга: Хватит разговоры разговаривать! Говорите, зачем явились?
Воспитатель: Мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла!
Баба-Яга: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, что в этой книге написаны, могут рассчитывать дети, которые верят в Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно ли говорит Баба-Яга? (Ответы детей). Баба — Яга, вот послушай стихотворение и ты поймёшь, что права имеет каждый ребёнок.
Ребё нок:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи ножки.
Вдаль, смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые и дети,
О правах, что защищают всех на свете.
Воспитатель: Да, все дети на земле, и девочки и мальчики, не важно кто их родители, какой у вас цвет кожи, на каком языке вы разговариваете, имеют равные права. (Воспитатель показывает знак, ребёнок вешает знак на макет дерева).
Баба-Яга: Ой-ой-ой! Умные какие! Ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один.
Воспитатель: Баба- Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, и у каждого своё.
Баба-Яга: Имена? А зачем им давать имена, если они все маленькие и одинаковые? Обойдутся и номерами.
Воспитатель: Ребята, вы согласны, что все дети одинаковые? (Ответы детей).
1 ребё нок:
Дети отличаются друг от друга своей внешностью, характером и каждый ребенок имеет свое имя, фамилию, отчество.
2 ребенок:
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети-
Имя каждому дано,
И у каждого одно.
Воспитатель: Скажите, как вы должны обращаться друг к другу? (По имени, а к взрослым-по имени и отчеству).
Воспитатель: Давайте представимся Бабе-Яге, кого как зовут (дети называют имена). Вот какие красивые имена, и каждое имя имеет своё особое значение. Ты присядь и послушай, что говорят об именах дети.
Ребенок:
Я- Ульяна и моё имя означает - «счастье». Я девочка общительная и творческая: люблю рисовать, петь песни, танцевать. У меня есть друзья, которые любят собираться в нашем уютном доме.
Ребё нок:
Я Полина. Моё имя простое, спокойное, скромное, тихое. Маленькие Полины — девочки послушные, приветливые, любят слушать музыку. Полины — невероятные чистюли.
Ребенок:
Я Саша, Александр-защитник людей. Я очень любознательный, скромный, трудолюбивый и надёжный друг.
Воспитатель: Ну что Баба-Яга, теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. (Воспитатель показывает, ребенок помещает знак на макет дерева).
Воспитатель: БАБА-Яга, теперь верни нам, пожалуйста нашу книгу, чтобы мы познакомились с другими правами.
Баба-Яга: Верну, если у кого-нибудь из детей мама работает в библиотеке.
Воспитатель: Это ещё почему?
Баба-Яга: Потому что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а в больницах лечиться- дети врачей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, справедливо то, что сказала Баба-Яга? (Ответы детей, спросить, где живут дети).
Ребё нок:
Пусть у каждого ребёнка
Будет светлый теплый дом.
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды.
Воспитатель: Как люди обязаны относиться к своему жилью? (бережно).
Воспитатель: Скажите, чем мы занимаемся в детском саду? Для чего мы с вами читаем книги, проводим занятия?
Дети: Ответы, рассуждения. (Чтобы много знать, быть умным и образованным.)
Воспитатель: А что будет с вами на следующий год? Вы куда пойдете? В чем заключается ваша обязанность?
Ребенок: (Ответы детей). Хорошо учиться.
Баба — Яга: А я вам говорю, нечего учиться, разными науками голову забивать.
Воспитатель: Ты послушай, как мы поиграем в игру «Продолжи пословицу» Я начинаю, а дети продолжают.
*Ученье-свет, а неученье — (тьма).
*Учиться всегда (пригодиться).
*Век живи — (век учись).
*Тяжело в ученье — (легко в бою).
Воспитатель: Ребята, если вдруг вы заболеете, то к кому вам надо обратиться? (К врачу в поликлинику). Как нужно относиться к своему здоровью?
Ребенок:
Своё здоровье нужно беречь: одеваться по погоде, больше заниматься спортом, закаляться, нужно есть овощи и фрукты, потому что там много витаминов.
Воспитатель: И так: каждый ребенок имеет право на жильё, на образование и на медицинское обслуживание (вешаем знаки на макет дерева).
(Баба-Яга уходит в свой дом).
Воспитатель: (показываю картинку или фотографию, где дети играют). Скажите, о каком праве говорит эта картинка? (Право на отдых). (Вешаю знак на макет дерева). Как можно отдыхать? (играть в различные игры, смотреть телевизор, загорать и купаться в речке, кататься на лыжах, на коньках, на санках, лепить снеговика. Вот мы сейчас с вами и отдохнем.
Проводится игра со снеговиком.
Воспитатель: Ребята, Баба-Яга ушла в свой дом, может быть за книгой? А кому из вас жалко Бабу — Ягу? Может она совершает плохие поступки потому что её никто не любит, ни кто о ней не заботиться? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и вы. Скажите, кто заботиться о вас? (Ответы детей)
Ребё нок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Всех, кого я так люблю,
Имеют право на семью.
Воспитатель: Верно, каждый из вас имеет право на семью (показываю знак, дети вешают на макет дерева).
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Назови ласково». Вот мы сейчас и послушаем, как вы ласково называете своих близких. Я называю слово, а вы подберите к нему ласковое.
*Мама — (мамочка, мамулечка).
*Папа -(папочка, папулечка).
*Бабушка — (бабулечка, бабуля).
*Дед — (дедушка, дедулечка, дедуля).
*Брат — (братик).
*Сестра — (сестрёнка, сестричка).
Воспитатель: Молодцы! Самое дорогое, что есть у человека — это семья. Не случайно в русском языке так много пословиц и поговорок о семье. Давайте ка вспомним эти пословицы и поговорки.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дружная семья и гору сдвинет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье дружат — живут, не тужат.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
Воспитатель: В каждой семье все должны любить, уважать и помогать друг другу.
Ребенок:
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет.
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности у вас есть в семье? И поможет нам в этом игра «Что умеем, мы не скажем, а что делаем — покажем». (Выходит один ребёнок и показывает движения, а другие — отгадывают).
*мыть полы
*убирать игрушки
*заправлять постель
*поливать цветы
*стирать белье
*мыть посуду.
Воспитатель: Ребята, о каких правах мы сегодня с вами говорили? (Снимаю знаки с дерева, показываю детям, дети называют). Ну что, ребята, нам пора возвращаться в родной детский сад.
Баба-Яга: Подождите, подождите. Возьмите вашу книгу, я ведь тоже способна на хорошие дела.
Воспитатель: Спасибо, Баба-Яга. Мы приглашаем тебя в гости, у нас есть много интересных и поучительных книг. До свидания.
Баба-Яга: До свидания, я обязательно приду.
Воспитатель: Ну что, друзья, поехали.
Звучит музыка:
Если вся земля бела, значит к нам зима пришла.
Значит к нам пришла сама, зимушка-зима.
Едут, едут наши санки,
Едут санки в детский сад.
Там в уютном теремочке
Ждёт нас множество ребят.