Пальмина Лариса
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Путешествие по стране Эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в возрасте 5 – 6 лет по развитию связной речи с элементами коррекции эмоционально-волевой сферы.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи „Путешествие по стране Эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Основная цель – формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения, как одно из условий дальнейшего его развития. Она реализуется через задачи:
Коррекционно - образовательные :
1.1. Познакомить детей с основными эмоциями : радость, удивление, грусть, гнев, страх.
1.2. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).
1.3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
1.4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
1.5. Формировать общеупотребительную (стилистически нейтральную) и эмоционально-экспрессивную лексики.
6. Формировать навыки эмоционального общения.
7. Обучать релаксации мышц рук, ног и корпуса.
8. Обучать мимическим средствам (мимическая гимнастика) и пантомимическим средствам (использование пантомимических этюдов, как физминутки и упражнения на релаксацию).
9. Упражняться в определении цветовой характеристики эмоций.
10. Упражняться в определении эмоционального настроения после прослушивания музыкального фрагмента.
Коррекционно - развивающие :
1. Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики.
2. Развитие интонационной стороны речи.
3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
4. Развитие паралингвистических средств общения (изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние)
5. Развитие интонационной стороны речи.
6. Функциональная активизация подкорковых образований мозга через дыхательные упражнения.
7. Развитие произвольного внимания и самоконтроля через глазодвигательные и дыхательные упражнения.
8. Развитие слухомоторной координации.
9. Совершенствование двигательных функций (развитие общей и мелкой моторики).
10. Совершенствование оптико – пространственных и слуховых функций.
11. Развитие речевого дыхания детей.
Коррекционно - воспитательные:
1.1. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
1.2. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
1.3. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).
1.4. Обучать способам преодоления фрустрации (воспитывать правильную реакцию на отрицательные эмоции, препятствующие полноценному личностному развитию ребенка).
1.5. Воспитывать чувство толерантности.
1.6. Развивать рефлексию детей.
1.7. Воспитание навыков позитивного социального поведения, чувства эмпатии.
Оборудование:
1. Клубок ниток
2. Браслеты (по количеству детей + логопед)
3. Таз с водой
4. Кораблик
5. Воздушный шар
6. Прищепка
7. Чудо – дерево
8. Грецкие орехи
9. Портрет Карабаса – Барабаса
10. Сигнальные карточки для игры «Кричалки – шепталки»
11. Реквизит для драматизации сказка «Золотая рыбка» : невод, шляпа, борода, голубое полотно, рыбка
12. Плюшевое солнце
13. Гитара
14. Бутылка
15. Записки с изображениями графических схем эмоциональных состояний
16. Бумага, цветные карандаши, мелки, фломастеры, пастель
17. Веселые значки – смайлики
18. Корзина
19. Зеркала (по количеству детей)
20. Магнитофон
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед - Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуйте, гости дорогие!
- Ребята, поприветствуйте наших гостей.
Дети: Доброе утро, Счастливого дня, хорошего дня, веселого дня, удачного дня, радостного дня, приветствую вас!
Логопед: Я рада вас видеть!
Дети: Мы тоже рады вас видеть!
Логопед: Давайте представимся нашим гостям.
Упражнение «Клубочек».
Дети представляются: «Меня зовут Лиля», и передают клубок следующему, разматывая нитку. Логопед берет клубок последним и роняет его на пол.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Это клубок не простой. Он куда-то спешит и приглашает нас за собой. А где встречаются такие клубки, которые дорогу показывают?
Дети: В сказке.
Логопед: Значит, наш клубок сказочный. Вы хотите отправиться в сказку? Для этого наденем волшебные браслеты на правую руку.
III. Основная часть занятия.
Логопед: Клубок приглашает нас в путешествие. На чем можно отправиться в сказочное путешествие?
Дети: На драконе, на сером волке, на ковре – самолете.
Логопед: А мы отправимся на корабле. Нам нужен попутный ветер
1.1.1) Упражнение на выработку длительной воздушной струи «Плыви, кораблик»
Логопед: Послушайте, как журчит вода под днищем корабля.
1.1.2) Упражнение на развитие речевого дыхания «Вода в речке»
Логопед: У всех мореплавателей есть подзорная труба. У вас есть? Достаньте, посмотрите вверх на небо, вниз – на волны.
Логопед: Что вы видите прямо по курсу? Это остров и его жители посылают нам сигнал. (Воздушный шар с пиктограммой, изображающей страх)
Логопед: Может у них праздник, а это – сигнал радости?
Логопед: Как вы догадались, что это страх? 0
Дети: Глаза и рот широко открыты.
Логопед: Как по-другому можно назвать страх?
Дети: Ужас, испуг.
Логопед: Вам не передается этот испуг?
3) Игра «Море волнуется раз…» Море волнуется три, на месте испуганная фигура замри.
Логопед: Какую пословицу про страх вы знаете?
Дети: «У страха глаза велики».
Логопед: Мы не знаем, что могло испугать жителей острова, а чего боитесь вы? Расскажите нашей подружке Прищепке.
4) Упражнение «Прищепка»
Дети: «Я боюсь темноты».
Логопед: Когда о своих страхах расскажешь, то они могут уменьшиться.
Логопед: Предлагаю оставить прищепку на острове, может она поможет жителям избавиться от страхов.
Логопед: Вы хотите плыть дальше?
5) Физкультминутка
По реке плывет кораблик, он плывет издалека.
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке, у них длинные хвосты.
И страшны им только кошки, только кошки и коты.
Логопед: А вы взяли с собой бинокли? Достаньте их. Посмотрите направо, налево, вверх, вдаль. Что вы видите?
Дети: Остров и дерево.
Логопед: Какое-то оно необычное. Как мы его назовем?
Дети: Сказочное, волшебное, Чудо-дерево.
Логопед: Что вас в нем удивило?
Дети: На одном дереве не растут разные листья. На одном дереве не растут разные фрукты. На дереве не растут овощи.
Логопед: Как вы удивились? Посмотрите друг на друга.
Логопед: А под деревом лежат какие-то плоды (грецкие орехи). Возьмите их и рассмотрите.
6) Самомассаж кистей рук с помощью грецкого ореха.
Логопед: Дерево угостило нас орехами, возьмем их с собой.
Логопед: Вы хотите плыть дальше? Тогда все на корабль.
7) Упражнение на расслабление мышц рук, ног и корпуса «Кораблик»
Стало палубу качать, ногу к палубе прижать!
Ногу крепче прижимаем, а другую расслабляем!
Логопед: Солнце светит так ярко, прикройте глаза ладонью. Посмотрите, что вы видите прямо по курсу?
Дети: Мы видим остров.
Логопед: Кого вы видите на острове?
Дети: Мы видим Карабаса – Барабаса.
Логопед: Какое у него лицо?
Дети: У него злое лицо.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: Брови нахмурены, губы плотно сжаты.
Логопед: Когда мы злимся, то во всем видим только плохое.
8) Дидактическая игра «Доскажи предложение»
Логопед: Возьмите зеркала, сделайте злое лицо и расскажите на кого вы злитесь.
Дети: Я злюсь на собаку, потому что она кусается.
Я злюсь на кошку, потому что она царапается.
Логопед: У всех бывают моменты, когда они злятся. Хотите научиться, как от этого избавиться?
9) Упражнение для илиминации агрессивности и импульсивности «Рубка дров» («Эх!»)
Логопед: Вы хотите продолжать путешествие?
10) Упражнение на развитие произвольного внимания и самоконтроля «Кричалки - шепталки» ( в зависимости от графического символа дети кричат или шепчут: «ДА-ДА-ДА…»)
Логопед: Чтобы Карабас стал добрым, сделаем ему подарок (корзина с орехами).
Логопед: За этим островом река впадает в море.
11) Упражнение для развития ротового выдоха «Какое большое море!» («АХ!»)
12) Упражнение для развития ротового выдоха «Нагоняем волны»
Логопед: Вспомните сказку, кто жил на берегу синего моря?
Дети: На берегу синего моря жили старик и старуха.
Логопед: Как называется сказка?
Дети: «Сказка о золотой рыбке»
13) Драматизация «Сказки о золотой рыбке»
Логопед рассказывает сказку, а дети – показывают (невербальный язык общения).
«На берегу синего моря жили старик и старуха. А в синем море плавала Золотая рыбка. Однажды взял старик невод и пошел к морю. Заволновалось синее море. Закинул старик невод и поймал Золотую рыбку. Пуще прежнего заволновалось море. Не удержал старик Золотую рыбку и она уплыла. Радуется море. А старик радуется? Он веселый, а какой?
Дети: Старик печальный, грустный.
Логопед: Хотите послушать любимую песню старика? Присаживайтесь и слушайте. Логопед под гитару исполняет минорную песню В. Шаинского «Белые кораблики»
Логопед: Вам понравилась песня? Какая она?
Дети: Песня грустная, печальная.
Логопед: Хотите вернуть веселое настроение?
14) Упражнение для развития ротового выдоха «Веселое настроение»
Логопед: И солнце радуется вместе с нами.
Море выбросило нам бутылку. Посмотрим, что в ней? Там записки. О чем они нам расскажут?
15) Дидактическая игра «Составь рассказ». Каждый ребенок разворачивает записку и придумывает рассказ по двум пиктограммам эмоций.
IV. Итог занятия.
Логопед: Улыбнитесь друг другу. Наше путешествие закончилось. Снимите волшебные браслеты. Нарисуйте, какое у вас сейчас настроение. (На одном листе бумаги каждый ребенок рисует и раскрашивает кружок, выражая рисунком эмоциональное отношение к занятию). Логопед дорисовывает ниточки и получаются воздушные шары.
Каждый ребенок говорит, какое у него настроение.
Логопед: Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. А солнышко дарит вам частичку своего тепла. Эти значки будут согревать и веселить вас. (Детям дарят значки – смайлики)
Попрощайтесь с гостями.
Дети: Всего доброго, всего хорошего, счастливого дня, до встречи, счастливо оставаться, прощайте, до свидания, доброго дня.