Бурлак Вера
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Наступила осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить, закрепить и расширить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
Коррекционно - образовательные : закрепить признаки осени; осенние месяцы; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения : согласование сущ. с прил. ; сущ. с гл. ; подбирать прил. к сущ. ; образовывать форму мн. числа сущ. в Р. П., образовывать сущ. в уменьшительно - ласкательной форме. ; упражнять в подборе антонимов.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Наступила осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно - развивающие : развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;
Коррекционно - воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков осени, картинка «осенний лес», солнышко, рисунки деревьев для раскрашивания, карандаши.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов оосени, разучивание пальчиковых упражнений по теме «Осень».
Ход занятия
I. ОРГ. МОМЕНТ. (приглашает детей пройти в центр группы. Дети становятся в круг. В руках красочно оформленное улыбающееся солнышко).
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. У нас хорошее настроение, несмотря, на то, что сейчас осень. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? ( дети: солнышко) А какое осенью солнышко? ( д: солнышко - осеннее, мягкое, нежаркое, большое, ласковое, …т. д.)
А вот о чём мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами.
Листья опадают, моросят дожди,
Травы увядают, лето позади.
Мокрая погода, все серо вокруг.
Это время года отгадай, мой друг.
( дети договаривают хором: осень).
Догадались, о каком времени года мы будем говорить? ( д: об осени)
Повеяло первым холодком, упал первый лист на землю, потускнело небо в лучах уже нежаркого солнца. Кружатся в воздухе желтые и пурпурные листья, разлетаются повсюду семена. Птицы уже улетели. А на поникших ветках качаются лишь зонтики алой рябины. Так наступает осень. (Садятся на стульчики).
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времё н года: весна, осень, зима). Определите на какой по счёту картинке изображена осень. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена осень. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки осени, воспитатель добивается полного ответа: Это осень, потому что на земле листья… деревья разноцветные… птицы улетают, …дети надели осеннюю одежду и т. д.).
- Молодцы, вы правильно рассказали о признаках осени, и у нас получилась осенняя картина.
Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к осени. (Проводится д/игра «Хлопни в ладоши»).
Слова: пригревает, листопад, сырая, ветер, журчит, тёплое, ярче, холодно, унылая, листья, заморозки, улетают, проталины, иней, слякоть, туман, дождь, багряный, солнышко.
( просит объяснить слова: заморозки, слякоть, унылая, багряный).
Наступила золотая осень. Давайте ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица).
Светит не яркое осеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик уже холодный - постукивание подушечками пальцев
По утрам появляется морозец - пощипывание
А солнышко уже греет слабо - снова поглаживание
- Давайте ненадолго отправимся в путешествие в осенний лес. Закройте глаза.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
И в лесочке окажусь.
(Пока у детей закрыты глаза, воспитатель вывешивает картину, на ней изображен осенний лес. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который передаёт от одного ребёнка к другому). Посмотрите, какой замечательный лес перед нами. Опишите его, какой он? Подберите как можно больше слов – признаков.
( д: лес - осенний, желтый, золотой, красивый, нарядный, пёстрый)
И об осени тоже можно сказать много красивых слов. Какая она?
( д: осень – ранняя, поздняя, тёплая, солнечная, дождливая, ветреная, грязная, слякотная, унылая…т. д.)
А какое осенью небо? ( д: небо – голубое, темное, хмурое, дождливое, облачное… т. д).
- Осенью природа готовится ко сну и происходит много разных изменений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.
Осенью солнце … (не греет, рано «спать ложится»)
Осенью листочки… (краснеют, опадают)
Осенью звери… (делают запасы, линяют, готовятся к спячке)
Осенью птицы… (улетают, в стаи собираются)
Осенью люди (убирают огород, вскапывают грядки, собирают семена)
Осенью деревья (сбрасывают листья, стоят «голые», засыпают)
Осенью трава… (желтеет, засыхает)
- У осени много друзей. Давайте назовём их ласково (называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).
Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, дерево, лист, туман, цветок)
Встали на ноги
(Далее выполняется дыхательное упражнение «Листочки»).
Ребята, в осеннем лесу солнышко уже высоко. (Дети скрещивают ладошки, широко раздвигают пальцы, образуя «солнышко с лучами», тянутся на носочках вверх). Вы потянитесь навстречу теплым лучам, над головой высокое голубое небо. Солнечные лучи пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются вашего лица. Воздух в лесу свежий, насыщенный лесными ароматами, попробуйте ощутить лесные запахи (Вдох носом, выдох через рот). На деревьях листочки поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а.
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у.
- Поиграем в игру «Один – много» (называет первое слово, дети образовывают сущ. множ. числа Р. п.)
Осенью в лесу много… (туча, облако, дождь, трава, гриб, дерево, лужа, птица, цветы, лист, шишка, белка).
А сколько на самом деле месяцев у осени? (3 месяца) Давайте их назовём по порядку.
(Дети называют месяцы, вывешивает соответствующие картинки)
Назовите 1-ый месяц осени? 3-ий месяц?
Какой месяц находится между сентябрем и ноябрем?
Какой месяц впереди октября? ноября?
Ребята, а осень и лето похожи друг на друга? ( д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».
Летом листья зеленые, а осенью… (разноцветные).
Летом деревья с листьями, а осенью… (голые).
Летом дни теплые, а осенью… (холодные).
Летом дни длинные, а осенью… (короткие).
Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).
Летом небо голубое, а осенью… (серое).
Летом ветер теплый, а осенью… (холодный).
Летом солнце высокое, а осенью… (низкое).
Осенью очень часто идёт дождь. Давайте покажем, как барабанят капельки.
(Проводится упражнение на развитие мелкой моторики «Капля» - на двух ладошках.)
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, а потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскроем,
От дождя себя укроем.
(Дети в соответствии с текстом стучат по столу указательным и средним пальцем на каждый ударный слог, далее изображают «зонтики» из ладошек и поднимают их над головой).
От дождя мы с вами укрылись. Выполним упражнение «Измени по образцу».
(образование относительных прилагательных.
Например: осень - осенний, далее дети повторяют по образцу) :
осень – осенний октябрь – октябрьский
цветы – цветочный дождь – дождливый
холодно – холодный трава – травяной
ветер – ветреный пасмурно – пасмурный
А теперь, ребята, встаньте и выйдите в центр группы. Я предлагаю вам прогуляться вместе с осенью. (Дети повторяют слова и выполняют движения).
Мы листики осенние, на ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх)
Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону)
И на землю тихо сели (дети приседают).
Ветер снова набежал и листочки все поднял (кружатся на месте).
Закружились, полетели и на землю снова сели (дети садятся по местам).
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаё т вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? Оценивает работу детей)
Ну, а нам пора возвращаться из осеннего леса в д/с.
Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
С ветерком я подружусь,
И в д/с окажусь.
Ребята, я предлагаю вам создать свой осенний лес. После занятия вам нужно будет раскрасить деревья и мы создадим лес. Я думаю, он получится необычайно красивым! (раздать детям нарисованные, но не раскрашенные деревья: береза, осина, сосна, рябина)