Елена Александровна Осетрова
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Изменения в природе в октябре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развивать устную речь, обогащать словарный запас
Оборудование: корзина с листьями.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
Ход занятия:
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи „Изменения в природе в октябре“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
Воспитатель: - О каком времени года говорилось в стихотворении?
Дети: Осень.
Воспитатель: - Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: - Осень в сентябре и октябре какая?
Дети:- Ранняя, золотая, разноцветная.
Воспитатель: - Осень в ноябре какая?
Дети:- Поздняя, холодная, сырая, морозная.
Воспитатель: - Что такое листопад?
Дети: - Листья падают, опадают.
Воспитатель:- Осень нам подарила свои красивые разноцветные листья, и я их сегодня вам принесла. Она просит чтобы мы выполнили ее задания и поиграли листочками. А задания написаны на осенних листочках.
(Дети по очереди достают листочки, воспитатель читает задание)
1. Игра «Подбери действие».
Воспитатель: - Листья осенью (что делают) —
Дети: - Желтеют, опадают и т. д.
Воспитатель:- Дождь осенью …
Дети: моросит, идет и т. д.
Воспитатель: - Урожай осенью.
Дети: убирают.
Воспитатель: - Птицы осенью…
Дети : улетают.
Воспитатель: - Деревья осенью…
Дети: роняют листья.
Воспитатель:- Звери осенью…
Дети: готовятся к зиме, меняют шубки.
2. Игра «Закончи предложение».
Воспитатель: - На улице пасмурно и дождливо, поэтому…
Дети: много лужи, мы не выходим на прогулку…
Воспитатель: - Когда на улице дождь и ветер, мы…
Дети: Сидим дома, в группе…
Воспитатель: - В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы…
Дети: Поиграть, повеселиться…
Воспитатель: - Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что…
Дети: наступила осень…
5. Физкультминутка
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.
Воспитатель: - Осень хочет, чтобы мы исправили небылицы.
3. Небылицы.
1. Небылица: Осенью часто бывает снегопад. (Осенью бывает листопад) На земле осенью лежат снежные сугробы. (Осенью желтая трава и опавшие желтые, красные, оранжевые, разноцветные листья)
2. Небылица: Осенью на деревьях распускаются почки и появляются первые зелёные листья. (Осенью листья желтеют, краснеют)
3 Небылица: Осенью люди купаются в реке, загорают на жарком солнце. (Осенью дети идут в школу.)
4 небылица: Осенью люди надевают шорты и футболки. (Осенью люди надевают куртки и пальто).
Воспитатель:- Здесь написан рассказ осени, но осенний дождик размыл некоторые строчки и вам придется самим догадаться, о чем там было написано.
4. Рассказ «Осень»
На смену лету пришла. (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч). Деревья надели. (разноцветный наряд).. (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам). Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Воспитатель:- Прочитаем следующее задание.
5. Игра «Да или нет»
Воспитатель: - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель:- А, сейчас мы поиграем с листочками. (Дети собирают листочки и встают в кружок).
Воспитатель: - Как можно назвать лист березы?
Дети: Березовый.
Воспитатель: - Как можно назвать лист клена?
Дети: кленовый.
Воспитатель: - Как можно назвать лист тополя?
Дети: тополиный.
Воспитатель: - Как можно назвать лист осины?
Дети: осиновый.
Воспитатель: - Как можно назвать лист липы?
Дети: липовый.
Воспитатель: - Как можно назвать лист рябины?
Дети: рябиновый.
6. Игра «Один – много»
Воспитатель: «В лесу не одно дерево, а много чего?
Дети: Деревьев.
Воспитатель: «В лесу не одна шишка, а много чего?
Дети: Шишек.
Воспитатель: «В лесу не один лист, а много чего?
Дети: Листьев.
Воспитатель: «В лесу не один гриб, а много чего?
Дети: Грибов.
Воспитатель: «В лесу не одна ягода, а много чего?
Дети: Ягод.
Воспитатель: «В лесу не один зверь, а много чего?
Дети: Зверей
Воспитатель:- А, сейчас мы поиграем в игру «Эхо»
Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра ра-ра
Да ладошек не жалей лей-лей
Бей в ладошки веселей лей-лей
Сколько времени сейчас час-час
Сколько будет через час час-час
И неправда: будет два два-два
Думай, думай голова ва-ва
Вы хорошие всегда да-да
Или только иногда да-да
Не устали отвечать чать-чать
Разрешаю помолчать.
Рефлексия.
-О каком времени года мы сегодня беседовали?
- В какие игры мы сегодня играли?