Светлана Тарасова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста
«Лесные чудеса»
Развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста
В раннем возрасте, как известно, ведущей деятельностью является предметная. С предметным миром ребенок знакомится на протяжении всего периода раннего детства.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей» размещена в разделах
Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире.
Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с «секретом», малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности.
Основная задача воспитателя состоит не в том, чтобы учить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Следующим направлением педагогической работы в рамках формирования предметной деятельности является развитие у детей восприятия и мышления. Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине. При этом малыш не только действует, но и думает. В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка.
Для решения поставленных задач необходимо организовывать развивающую предметную среду, наладить с детьми совместную деятельность, создать условия для самостоятельной деятельности малышей с предметами, обеспечить их новыми впечатлениями, знакомить с явлениями окружающего мира.
Работа по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста в нашем детском саду ведется не первый год. Работа началась с совершенствования предметно-развивающей среды. Мы составили картотеки игр, направленные на развитие практических и орудийных действий, на развитие познавательной активности детей, игр с песком и водой и другие. Наряду с традиционными игровыми центрами, оборудовали в игровой комнате современные центры: «Центр развивающих игр», «Дидактический стол», для самостоятельных игр – экспериментирования центр «Песок-вода».
Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.
Игры с песком более целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
В «Центре развивающих игр» все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В нем собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Дидактический стол является частью центра развивающих игр. В него входят пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм и т. д.
Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатели разумно сочетают совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не навязывается ребенку. Взрослый предлагает малышу новые интересные занятия, подключается к его игре, откликается на просьбы о помощи, помогает преодолевать затруднения, правильно координирует и распределяет действия, поощряет их, хвалит ребенка.
При этом не выполняет действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке.
Для развития познавательной активности воспитатели обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, создают условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.
Воспитатели не ограничивают познавательную активность малышей, ограничение касается только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.
В течение дня, на прогулке организовывается совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений - поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать удивление, радость открытия нового. Воспитатели привлекают внимание малышей к изменениям в природе.
Наблюдение за явлениями природы сочетается с играми и занятиями, в процессе которых дети знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Играя со снегом, дети узнают, что он бывает липким, мокрым, тает в руках и т. п.
В целях ознакомления детей с окружающим миром воспитатели читают им книги, показывают картинки, диафильмы познавательного характера о природном и социальном мире.
В свою работу с детьми педагоги внедряют современные педагогические технологии, такие как проектную и экспериментальную деятельность, интегрированные занятия. Разработали систему работы с детьми младшего возраста по развитию предметной деятельности и познавательных способностей методом экспериментирования. Еженедельно во второй половине дня воспитатели проводят познавательно-экспериментальную деятельность с детьми в форме игр.
Познавательную активность детей эффективно стимулируют новые незнакомые предметы, игрушки с секретами и сюрпризами.
- Игры с водой, такие как «Наливаем-выливаем», «Брызгалки», «Тонущие и плавающие предметы», «Мыльные пузыри», «Снег и вода».
Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает и др.).
- Игры с песком
В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой – мокрый, мягкий – твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.
Малыши очень любят насыпать песок в различные емкости, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листики, камушки, делать из него куличики.
- Игры с бумагой
Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.
Экспериментируя с бумагой, малыши сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают ее, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания - творческий процесс, и задача педагогов – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
"Лесные чудеса"
Цель: Развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи :
формировать у детей представление о диких животных : зайце, медведе, их внешнем виде;
продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, т. е., подбирать их по какому-либо принципу, например по форме;
познакомить детей со свойствами и качествами льда;
2. Развивающие задачи :
развивать зрительную память, воображение;
продолжать развивать координацию движений и мелкую моторику пальцев при нанизывании «бусин»;
совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания;
3. Воспитательные задачи:
воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес;
эмоционально обогатить чувства детей, включив в занятие музыкальную игру.
Материалы:
игрушки - заяц, медведь, маленькие зайчики по числу детей;
бусы изо льда;
белые бумажные салфетки;
кубики по количеству детей (на каждого по 3 кубика и крыша);
подносы по количеству детей для конструктора;
шнуры (жёлтые, красные) по количеству детей с жёстким кончиком для нанизывания бус;
деревянные бусины красного и жёлтого цветов для нанизывания детьми на шнуры;
4 одинаковых блюда для бусин;
шишка, в которой лежат конфеты по числу детей (сюрпризный момент).
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются, воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.
Воспитатель. Все садитесь рядком
Поиграем ладком.
Приготовьте, ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
Я сегодня в лес пошла
Бусы дивные нашла.
Смотрите, какие они красивые, блестящие.
Воспитатель предлагает детям потрогать их, (дети трогают бусы).
Какие бусы? (Холодные, мокрые, гладкие, прозрачные).
Воспитатель с детьми делает вывод: Бусы ледяные, сделаны изо льда. Дети хором и индивидуально повторяют - ледяные.
Кто-же потерял бусы? Пойдёмте все вместе и поищем хозяина. (Блюдце оставляют в корзинке у центральной стены).
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки
Через лужу – прыг,
Через ямку – скок
Бух упали, куда же мы попали?
А у кочки, под кусточком
Заинька сидит, хвостик у него дрожит.
Давайте позовём зайчика.
Дети зовут зайчика, сначала, тихо, потом погромче:
Зайчик, иди к нам.
Воспитатель берёт в руки зайчика. Предлагает детям показать, как дрожит у зайчика хвостик. (Артикуляционное упражнение «Зайкин хвостик»)
Воспитатель успокаивает зайчика: Не бойся, зайка, дети у нас хорошие, добрые. Они тебя не обидят.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какая у зайки шуба? (белая, пушистая, тёплая) дети гладят зайку. Повторяют за воспитателем (белая, тёплая, пушистая) Какие у зайки ушки? (длинные). Дети, посмотрите, какой у зайчика хвостик (маленький, короткий, пушистый)
Воспитатель. Зайчик, а какая у тебя любимая игра?
Зайчик. Я люблю играть в снежки.
Воспитатель. Но снег уже растаял. Ребята, давайте поможем зайке. Сделаем снежки из белых, бумажных салфеток
Игра в снежки. Воспитатель и дети берут салфетки, сминают их в снежки и подбрасывают их вверх(2-3 раза)
Воспитатель. Спасибо, Зайка, детям понравилась твоя игра. Зайка, а ты не терял бусы?
Зайчик. Нет, не терял.
Воспитатель. Зайка, а почему ты такой грустный? (Воспитатель подносит зайца к уху)
Дети, зайка сказал, что у него нет домика.
Нет у зайчика избушки.
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки.
Под ореховым кустом.
Дети, давайте, построим зайчику и его друзьям домики.
Дети, стоя у столиков, строят домики из мелкого конструктора (кирпичики, треугольная призма для крыши).
Воспитатель: Зайка, посмотри, сколько домиков построили дети, для тебя и твоих друзей. (Дети обыгрывают домики с зайчиками).
Слышится рычание медведя.
Воспитатель. Ребята, кто так рычит?
Дети. Мишка.
Воспитатель. Давайте позовём мишку.
Дети находят мишку.
Воспитатель с детьми рассматривают мишку.
Воспитатель: Какой мишка? Какая у него шубка? (мягкая, тёплая)
А где у мишки ушки? Какие у него ушки (круглые, маленькие). А где у мишки хвостик? Нет у мишки хвостика.
Мишка плачет-У-у-у.
Воспитатель, обращаясь к детям : Дети, как Мишка, плачет? (Дети показывают). Мишка, а почему, ты плачешь? Воспитатель подносит к уху мишку. Дети, мишка сказал, что он потерял бусы. Это, наверное, те, которые мы нашли. Отдадим мишке бусы. (ДА)
Воспитатель с детьми подходит к корзинке, где должны лежать бусы, но в блюдце вода.
Воспитатель: А где же бусы?
Бусы были ледяные, здесь у нас тепло, они и растаяли.
Мишка, не расстраивайся, дети сделают тебе другие бусы, и ты подаришь их своей маме.
Воспитатель предлагает детям, сидя за столиком, на цветные верёвочки нанизывать бусинки (цветные шарики).
На красные и жёлтые верёвочки нанизывать разноцветные бусинки (красные и жёлтые)
Бусы готовы. Дети дарят мишке для мамы бусы. Какие красивые бусы сделали тебе дети. Мишка. Тебе понравились. (Да)
Мишка в благодарность хочет поиграть с детьми в игру.
Музыкальная игра с мишкой «Мишка на печке». Муз. и слова Шершень Л. А.
Воспитатель: Мишке понравилось играть с ребятками, и он дарит нам волшебную шишку, в ней конфеты.
Дети благодарят Мишку и уходят.