Валентина Кондратьева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Звуки [м]-[м’]»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №29»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому
развитию в средней группе. Звуковая культура речи : звуки «м-м».
Воспитатель: Кондратьева В. И.
г. Вышний Волочек
2015 год
Цель: познакомить со звуком «м-м», правильно его произносить.
Задачи:
Темочки:
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Образовательные:
-уточнить правильное произношение звуков «м-м», упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука «м-м*» (изолированного, в словах, фразах);
-учить произносить звук «м» твердо и мягко, изолированно (в слогах, словах и фразах);
-учить различать на слух слова, начинающиеся на звуки «м» и «м*»;
-работать над обобщенным значением слов, употреблять глаголы в неопределенной форме.
2. Развивающие :
-расширять кругозор детей;
-способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука в словах и при работе со словами, отличающимися в произношении одним звуком;
-обогащать словарный запас, активизировать словарь;
-развивать артикуляционный аппарат;
-закреплять умение регулировать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох, силу голоса, темп речи;
-развивать слуховое внимание, связную речь;
-развивать щепоть;
-развивать двигательную координацию.
3. Воспитательные:
-воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения;
-формировать интерес к непосредственно образовательной деятельности;
- формировать интерес к речевой деятельности, инициативность;
-воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: силуэт мальчика, султанчики-птички, зеркала на каждого ребенка, бубен, игрушка-кошка, набор картинок с изображением предметов мебели, посуды, карточки (дом, Том, дым, ком, силуэты шариков, карандаши-штампы, гуашь, клеенки.
Методы и приемы:
1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.
2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4. Практические: подражательные упражнения, работа с карандашами-штампами, игры.
Ход НОД:
1. Артикуляционная гимнастика.
-Сегодня мы познакомимся с мальчиком Митей. Посмотрите на Митю. Как вы думаете, какое у него настроение? Он ходил к зубному врачу. Врач попросил: «Открой ротик». Но Митя испугался. Стиснул губы плотно-плотно. Вот так. (Выполнение упр-ия).
-Врач стал уговаривать Митю. Тогда Митя показал врачу только верхние зубы, а нижние за нижнюю губу спрятал. (Выполнение упр-ия).
«Я хочу видеть все зубки», - сказал врач. Митя показал только нижние зубы, а верхние за верхнюю губу спрятал. (Упр-ие «Шторки» 3 раза).
-В кабинете у врача тикали часики. Вот так: «Тик-так». (Упр-ие «Часики»).
-Тогда врач достал витамины и сказал: «Всем хорошим детям мы даем витамины, но ты, наверное, их не хочешь?». Митя сказал: «Я их очень люблю». И улыбнулся. Вот так. (Улыбочка»). Врач посмотрел его зубы, не нашел ни одной дырочки и угостил Митю витаминами. (При выполнении детьми упр-ий, даю индивидуальную оценку: «Какие ровные шторки у Насти, как весело тикают часики у Дениса).
Дыхательная гимнастика:
-На улице Митя увидел красивых птичек. Все птички улетели в теплые края, а эти птички не умеют летать. Давайте, научим птенчиков летать. Подуем на них тихонько, посильнее, у кого выше взлетит? (Слежу, чтобы дети воздух набирали через нос, плечи не поднимали, выдох должен быть длительным, плавным, щеки не надувать). Повторить 3-5 раз.
-А теперь покормим птичек, посыплем им зернышек. (Производить движения медленно, как бы растирая комочек соли).
-Посмотрите на Митю, какое у него настроение?
Знакомство с новыми звуками «м-м».
-Пришел Митя домой. А кошка Мурка грустит, жалобно мяукает: «Мяу-мяу-мяу». Митя погладил Мурку, она успокоилась и замурлыкала: «Мур-мур-мур».
-Какие песенки пела Мурка? (Мяу-мяу – хоровое и индивидуальное проговаривание; мур-мур – проговаривают дети, которые уже произносят звук «р»).
-Выразительно произношу: «Ммммяу, ммммур», - выделяя звуки «м-м».
-Дети, какие звуки вы слышите в начале слова? (Звуки «м-м»).
Работа с зеркалами:
-Возьмите зеркала. Посмотрите в зеркала на свои красивые глазки, маленькие носики, на румяные щечки, любопытные ушки. Красивые у меня дети. А умные какие! Будем учить язычок петь песенки «м-м».
Артикуляция звука.
-Послушайте, как мой язычок поет эту песенки: м-м-м, мь-мь-мь. (Демонстрация педагогом).
-Когда мы поем эту песенку, губы плотно сомкнуты, язык свободно лежит в нижней части рта, плавная воздушная струя как бы раздвигает губы, связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку, то почувствуешь, как оно дрожит. (Разучивание детьми перед зеркалом).
-Спойте песенку все вместе. Индивидуальная работа, постановка звука.
Фронтальное проговаривание изолированного звука, индивидуальное проговаривание:
громко – тихо,
мальчики – девочки,
твердо – мягко,
длинную песенку – короткую.
-Молодец, кошечка! Замечательную песенку нам подарила! Давайте мы ее тоже порадуем, споем для нее наши песенки.
Разучивание чистоговорки:
Ме-ме-ме, мо-мо-мо, мы идем в кино.
Мя-мя-мя, ми-ми-ми, меня за руку возьми.
Им-им-им, ам-ам-ам, молока тебе я дам.
-Попробуем спеть эту песенку вместе. (2 раза).
-Теперь девочки, мальчики. Скажем тихо, громко.
Физкультминутка «Бегу - мычу, присяду - молчу».
- Митя очень любит бегать, прыгать и играть с кошечкой. А вы, любите играть?
- Поиграем? Если я скажу слово «бегу», вы бегаете и произносите звук «м». Как только услышите звук бубна, присаживаетесь на корточки и замолкаете. (Дети играют в игру 2-3 раза, звук произносят твердо - мягко).
Работа со словами-паронимами.
-Что же сделал Митя? Митя палочкой нарисовал на земле. Это дом. Это Том. Это ком. Это дым.
-Налетел ветер и стер рисунки. Митя расстроился, но мы поможем ему. (Дети называют, что было изображено и в какой последовательности).
Д/ игры:
1.-Митя благодарит и предлагает поиграть в игру «Путаница» с этими словами и рисунками.
-Проговариваю деформированные предложения: «Том слепил дым. Над домом поднимается ком. Дым живет в доме». Дети на слух определяют ошибки и исправляют их (отвечают полным предложением).
2.-Семья Мити сегодня переезжает на новую квартиру. Им надо перевезти вещи.
-Дети, назовите эти предметы. (Шкаф, стол, стулья, зеркало, кровать, кастрюля и т. д.)
-Для чего нужны эти предметы? ( Показываю картинку и даю образец ответа: «Это диван. На нем можно сидеть или лежать»).
-Отберите из этих предметов те, которые мы называем одним словом мебель.
Развитие мелкой моторики руки. Работа с карандашом-штампом.
-Подарим Мите и кошечке на прощание мячики. Давайте украсим их штампами.
Анализ НОД:
-Наши гости благодарят вас за подарки, им очень понравилось с вами играть. Теперь домой! Давайте пожелаем им счастливого пути.
-Расскажите, дети, что вам сегодня понравилось, больше всего запомнилось?
Что понравилось Софии, Маше? Кого мы встретили? Какие песенки пели?
-Сегодня у Димы получилась громкая песенка, Ваня смог спеть тихую песенку. Сережа хорошо исправлял ошибки в предложении. Молодцы, дети, я рада, что вы у меня такие умные, добрые.
Усложнение: вы любите соревнования?
- Хорошо, тогда мы разделимся на две команды: команда мальчиков и девочек. Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Я называю слова, а вы мне их повторяете.
- Для девочек:
Мак-мох-муха.
Майка-муха-мак.
- А теперь для мальчиков:
Мох-муха-малина.
Муха-майка-мак.