Получи документы

Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса»

Светлана Тарасова
Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей

«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста

«Лесные чудеса»

Развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста

Публикация «Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей „Лесные чудеса“» размещена в разделах

В раннем возрасте, как известно, ведущей деятельностью является предметная. С предметным миром ребенок знакомится на протяжении всего периода раннего детства.

Важнейшей характеристикой и показателем развития предметной деятельности является познавательная активность ребенка, которая проявляется в любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире.

Исследуя новые предметы и игрушки, экспериментируя с песком, водой, красками, пытаясь открыть коробочки с «секретом», малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий, а также настойчивости и целеустремленности.

Основная задача воспитателя состоит не в том, чтобы учить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Следующим направлением педагогической работы в рамках формирования предметной деятельности является развитие у детей восприятия и мышления. Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине. При этом малыш не только действует, но и думает. В ходе соотносящих действий совершенствуются восприятие, внимание, память и мышление ребенка.

Для решения поставленных задач необходимо организовывать развивающую предметную среду, наладить с детьми совместную деятельность, создать условия для самостоятельной деятельности малышей с предметами, обеспечить их новыми впечатлениями, знакомить с явлениями окружающего мира.

Работа по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста в нашем детском саду ведется не первый год. Работа началась с совершенствования предметно- развивающей среды. Мы составили картотеки игр, направленные на развитие практических и орудийных действий, на развитие познавательной активности детей, игр с песком и водой и другие. Наряду с традиционными игровыми центрами, оборудовали в игровой комнате современные центры: «Центр развивающих игр», «Дидактический стол», для самостоятельных игр – экспериментирования центр «Песок-вода».

Центр «Песок-вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре-экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.

Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.

Игры с песком более целенаправленны, чем другие виды игр. Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

В «Центре развивающих игр» все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В нем собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

Дидактический стол является частью центра развивающих игр. В него входят пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм и т. д.

Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатели разумно сочетают совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша. При этом совместная деятельность не навязывается ребенку. Взрослый предлагает малышу новые интересные занятия, подключается к его игре, откликается на просьбы о помощи, помогает преодолевать затруднения, правильно координирует и распределяет действия, поощряет их, хвалит ребенка.

При этом не выполняет действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке.

Для развития познавательной активности воспитатели обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, создают условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

Воспитатели не ограничивают познавательную активность малышей, ограничение касается только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

В течение дня, на прогулке организовывается совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений - поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать удивление, радость открытия нового. Воспитатели привлекают внимание малышей к изменениям в природе.

Наблюдение за явлениями природы сочетается с играми и занятиями, в процессе которых дети знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Играя со снегом, дети узнают, что он бывает липким, мокрым, тает в руках и т. п.

В целях ознакомления детей с окружающим миром воспитатели читают им книги, показывают картинки, диафильмы познавательного характера о природном и социальном мире.

В свою работу с детьми педагоги внедряют современные педагогические технологии, такие как проектную и экспериментальную деятельность, интегрированные занятия. Разработали систему работы с детьми младшего возраста по развитию предметной деятельности и познавательных способностей методом экспериментирования. Еженедельно во второй половине дня воспитатели проводят познавательно-экспериментальную деятельность с детьми в форме игр.

Познавательную активность детей эффективно стимулируют новые незнакомые предметы, игрушки с секретами и сюрпризами.

- Игры с водой, такие как «Наливаем-выливаем», «Брызгалки», «Тонущие и плавающие предметы», «Мыльные пузыри», «Снег и вода».

Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый – холодный, тонет – плавает и др.).

- Игры с песком

В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой – мокрый, мягкий – твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.

Малыши очень любят насыпать песок в различные емкости, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листики, камушки, делать из него куличики.

- Игры с бумагой

Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста.

Экспериментируя с бумагой, малыши сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают ее, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.

По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания - творческий процесс, и задача педагогов – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

"Лесные чудеса"

Цель: Развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

формировать у детей представление о диких животных : зайце, медведе, их внешнем виде;

продолжать учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами, т. е., подбирать их по какому-либо принципу, например по форме;

познакомить детей со свойствами и качествами льда;

2. Развивающие задачи :

развивать зрительную память, воображение;

продолжать развивать координацию движений и мелкую моторику пальцев при нанизывании «бусин»;

совершенствовать умение не отвлекаться при выполнении задания;

3. Воспитательные задачи:

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес;

эмоционально обогатить чувства детей, включив в занятие музыкальную игру.

Материалы:

игрушки - заяц, медведь, маленькие зайчики по числу детей;

бусы изо льда;

белые бумажные салфетки;

кубики по количеству детей (на каждого по 3 кубика и крыша);

подносы по количеству детей для конструктора;

шнуры (жёлтые, красные) по количеству детей с жёстким кончиком для нанизывания бус;

деревянные бусины красного и жёлтого цветов для нанизывания детьми на шнуры;

4 одинаковых блюда для бусин;

шишка, в которой лежат конфеты по числу детей (сюрпризный момент).

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются, воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

Воспитатель. Все садитесь рядком

Поиграем ладком.

Приготовьте, ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в лес пошла

Бусы дивные нашла.

Смотрите, какие они красивые, блестящие.

Воспитатель предлагает детям потрогать их, (дети трогают бусы).

Какие бусы? (Холодные, мокрые, гладкие, прозрачные).

Воспитатель с детьми делает вывод: Бусы ледяные, сделаны изо льда. Дети хором и индивидуально повторяют - ледяные.

Кто-же потерял бусы? Пойдёмте все вместе и поищем хозяина. (Блюдце оставляют в корзинке у центральной стены).

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки

Через лужу – прыг,

Через ямку – скок

Бух упали, куда же мы попали?

А у кочки, под кусточком

Заинька сидит, хвостик у него дрожит.

Давайте позовём зайчика.

Дети зовут зайчика, сначала, тихо, потом погромче:

Зайчик, иди к нам.

Воспитатель берёт в руки зайчика. Предлагает детям показать, как дрожит у зайчика хвостик. (Артикуляционное упражнение «Зайкин хвостик»)

Воспитатель успокаивает зайчика: Не бойся, зайка, дети у нас хорошие, добрые. Они тебя не обидят.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какая у зайки шуба? (белая, пушистая, тёплая) дети гладят зайку. Повторяют за воспитателем (белая, тёплая, пушистая) Какие у зайки ушки? (длинные). Дети, посмотрите, какой у зайчика хвостик (маленький, короткий, пушистый)

Воспитатель. Зайчик, а какая у тебя любимая игра?

Зайчик. Я люблю играть в снежки.

Воспитатель. Но снег уже растаял. Ребята, давайте поможем зайке. Сделаем снежки из белых, бумажных салфеток

Игра в снежки. Воспитатель и дети берут салфетки, сминают их в снежки и подбрасывают их вверх(2-3 раза)

Воспитатель. Спасибо, Зайка, детям понравилась твоя игра. Зайка, а ты не терял бусы?

Зайчик. Нет, не терял.

Воспитатель. Зайка, а почему ты такой грустный? (Воспитатель подносит зайца к уху)

Дети, зайка сказал, что у него нет домика.

Нет у зайчика избушки.

Кто ему построит дом?

Он лежит, прижавши ушки.

Под ореховым кустом.

Дети, давайте, построим зайчику и его друзьям домики.

Дети, стоя у столиков, строят домики из мелкого конструктора (кирпичики, треугольная призма для крыши).

Воспитатель: Зайка, посмотри, сколько домиков построили дети, для тебя и твоих друзей. (Дети обыгрывают домики с зайчиками).

Слышится рычание медведя.

Воспитатель. Ребята, кто так рычит?

Дети. Мишка.

Воспитатель. Давайте позовём мишку.

Дети находят мишку.

Воспитатель с детьми рассматривают мишку.

Воспитатель: Какой мишка? Какая у него шубка? (мягкая, тёплая)

А где у мишки ушки? Какие у него ушки (круглые, маленькие). А где у мишки хвостик? Нет у мишки хвостика.

Мишка плачет-У-у-у.

Воспитатель, обращаясь к детям: Дети, как Мишка, плачет? (Дети показывают). Мишка, а почему, ты плачешь? Воспитатель подносит к уху мишку. Дети, мишка сказал, что он потерял бусы. Это, наверное, те, которые мы нашли. Отдадим мишке бусы. (ДА)

Воспитатель с детьми подходит к корзинке, где должны лежать бусы, но в блюдце вода.

Воспитатель: А где же бусы?

Бусы были ледяные, здесь у нас тепло, они и растаяли.

Мишка, не расстраивайся, дети сделают тебе другие бусы, и ты подаришь их своей маме.

Воспитатель предлагает детям, сидя за столиком, на цветные верёвочки нанизывать бусинки (цветные шарики).

На красные и жёлтые верёвочки нанизывать разноцветные бусинки (красные и жёлтые)

Бусы готовы. Дети дарят мишке для мамы бусы. Какие красивые бусы сделали тебе дети. Мишка. Тебе понравились. (Да)

Мишка в благодарность хочет поиграть с детьми в игру.

Музыкальная игра с мишкой «Мишка на печке». Муз. и слова Шершень Л. А.

Воспитатель: Мишке понравилось играть с ребятками, и он дарит нам волшебную шишку, в ней конфеты.

Дети благодарят Мишку и уходят.

Публикации по теме:

«Новые подходы к развитию познавательных способностей детей, их интересов и склонностей» Дети старшего дошкольного возраста по-прежнему смотрят на мир широко открытыми глазами. Им всё интересно, их всё манит и привлекает. Именно.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «Лесные чудеса» Конспект НОД по развитию речи «Лесные чудеса» (вторая младшая группа) Цель: активизировать речь детей, путем употребления прилагательных.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей с использованием исследовательской технологии Тема: «Пришла весна» Группа: старшая Воспитатель: Ерёменко Наталья Николаевна Применяемая технология: технология исследовательская Цель: -развивать логическое.

Конспект НОД в младшей группе «Лесные чудеса» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА». Программные задачи: Познакомить детей со свойствами и качествами льда.

Конспект НОД в средней группе по развитию познавательных способностей «В гости к сове» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию познавательных способностей «В гости к мудрой сове».

Конспект открытого занятия по развитию предметной деятельности с детьми раннего возраста «Веселое путешествие» Конспект открытого занятия по развитию предметной деятельности с детьми раннего возраста «ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» Воспитатель: Ржанова Татьяна.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, школа» Цель: развивать познавательные способности детей. Задачи: 1. Развивать произвольное внимание. 2. Развивать зрительную память. 3. Развивать.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей в подготовительной группе «В поисках сокровищ» Цель: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе. Задачи: -закрепить названия геометрических.

Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности. Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видах деятельности является одной из составляющих успешности обучения.

Занятие по познавательному развитию для детей младшей группы «Лесные чудеса» Цели: формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде и образе жизни. Познакомить детей со свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса»
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 16:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Лесные чудеса»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тарасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД