Получи документы

«Новые подходы к развитию познавательных способностей детей, их интересов и склонностей»

Лика Бердюгина
«Новые подходы к развитию познавательных способностей детей, их интересов и склонностей»
▼ Скачать + Заказать документы

Дети старшего дошкольного возраста по-прежнему смотрят на мир широко открытыми глазами. Им всё интересно, их всё манит и привлекает. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать!». Однако имеющиеся у детей возможности переработки, упорядочивания информации ещё не позволяют им полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями детей и их возможностями переработки информации может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребёнка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных интересов, к болезненным изменениям в психике.

Публикация «„Новые подходы к развитию познавательных способностей детей, их интересов и склонностей“» размещена в разделах

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности в арсенале детей имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт (этим дети владеют достаточно хорошо); слово, то есть объяснение, рассказы взрослых (этот способ детям уже знаком, продолжается процесс его совершенствования). Большое значение для познавательного развития имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т. д.).

Уровень развития мыслительных операций детей старшего возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификации и т. п., помогает им более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них.

Итак, у детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.

А самое главное - детям предоставляется возможность «проживание» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию: превращаются в «путешественников», «обитателей подводного царства», «врачей». В таких играх решаются самые различные задачи от психических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, знакомятся с культурой, традициями.

У детей появляются потребности в получении и поиске знаний. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и надолго. Хотелось бы отметить, что такие игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

Широко используется фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы.

- Доступность содержания детям дошкольного возраста.

-Познавательная и нравственная значимость.

-Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении). Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимание не обратишь. Они подмечают многое: особенности строения животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда оно имеет к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх) интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства, она помогает познанию, проникновению в мир. Конечно, наблюдательность детей отличается от наблюдательности взрослых. Многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности.

С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляются «Почему? Зачем?», а уже потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» Ученые отмечают, что современные дети стали задавать меньше вопросов, чем дети 70-х годов. Это можно объяснить большим потоком информации, которую они получают через телевидение, разнообразные книги и т. д. И, к сожалению тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Беседы расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получать навыки общения с взрослыми и сверстниками, высказывать своё мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы, учитывать желания и мнения других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребёнка. Непременным условием бесед является терпеливое выслушивание педагогом каждого ребенка. Не надо спешить задавать заготовленные вопросы. В беседах обязательно учитывается личный опыт детей. Педагоги должны создать проблемные ситуации, ставить перед детьми поисковые вопросы, привлекать детей к самостоятельному поиску решения проблем, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешить с выводами, а предоставлять детям возможность делать их самим, побуждать обосновывать свои суждения. Эту работу надо проводить не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-видео-диафильмов, во время действий трудовых и т. д. Если не объяснять детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей. Так как жизненный опыт ребёнка не велик, он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известный ему объект.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидиния ребёнка, его личностный рост. Существующую роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей и решает следующие задачи:

-формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

-расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения в их мыслительные, моделизирующие и преобразующие действия;

-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

В поисково-позновательную деятельность, включаем рисунки, схемы, модели, алгоритмы. Они могут быть использованы как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

В целом работа по познавательному развитию способна обеспечить каждому ребёнку полноценную интеллектуальную подготовку к школе.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы воспитателя по развитию познавательных интересов дошкольников. «Развитие познавательных интересов посредством интеграции образовательных областей в процессе непосредственно образовательной деятельности».

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в конструировании Но на ряду с основными задачами конструирования, при организации детской деятельности, ФГОС требует интеграции образовательных областей.

Конспект игровой ситуации по развитию познавательных и творческих способностей детей второй младшей группы «Гостей встречаем»Конспект игровой ситуации по развитию познавательных и творческих способностей детей второй младшей группы «Гостей встречаем» Цель – развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира. ЗАДАЧИ. Обучающие – закреплять умение изображать.

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей на тему: «Кручу, верчу — все знать хочу!» Познавательная деятельность. Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей на тему: «Кручу, верчу - все знать хочу!».

Мастер-класс на тему: «Развитие познавательных интересов детей, через опытно — экспериментальную деятельность» Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на мастер – классе на тему: «Развитие познавательных интересов детей,.

Математические викторины, как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста 1. Слайд Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений.

Методическая работа «Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст важный период в жизни человека.

Развитие познавательных интересов детей через ознакомление с профессиями взрослых родного города. Развитие познавательных интересов детей через ознакомление с профессиями взрослых родного города. Подготовила воспитатель С/П ГБОУ СОШ.

Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Дошкольное детство – это.

Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» Семинар – практикум Тема: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» Цель: выявить и уточнить наиболее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Новые подходы к развитию познавательных способностей детей, их интересов и склонностей»
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 17:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Новые подходы к развитию познавательных способностей детей, их интересов и склонностей»» (включая файлы) размещена пользователем Лика Бердюгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД