Лика Бердюгина
«Новые подходы к развитию познавательных способностей детей, их интересов и склонностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети старшего дошкольного возраста по-прежнему смотрят на мир широко открытыми глазами. Им всё интересно, их всё манит и привлекает. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу всё знать!». Однако имеющиеся у детей возможности переработки, упорядочивания информации ещё не позволяют им полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями детей и их возможностями переработки информации может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребёнка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных интересов, к болезненным изменениям в психике.
Публикация «„Новые подходы к развитию познавательных способностей детей, их интересов и склонностей“» размещена в разделах
Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности в арсенале детей имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт (этим дети владеют достаточно хорошо); слово, то есть объяснение, рассказы взрослых (этот способ детям уже знаком, продолжается процесс его совершенствования). Большое значение для познавательного развития имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т. д.).
Уровень развития мыслительных операций детей старшего возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификации и т. п., помогает им более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них.
Итак, у детей наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своём отношении к окружающему миру.
А самое главное - детям предоставляется возможность «проживание» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию: превращаются в «путешественников», «обитателей подводного царства», «врачей». В таких играх решаются самые различные задачи от психических до познавательных. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, знакомятся с культурой, традициями.
У детей появляются потребности в получении и поиске знаний. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и надолго. Хотелось бы отметить, что такие игры-путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Широко используется фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы.
- Доступность содержания детям дошкольного возраста.
-Познавательная и нравственная значимость.
-Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении). Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимание не обратишь. Они подмечают многое: особенности строения животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда оно имеет к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх) интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства, она помогает познанию, проникновению в мир. Конечно, наблюдательность детей отличается от наблюдательности взрослых. Многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности.
С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляются «Почему? Зачем?», а уже потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» Ученые отмечают, что современные дети стали задавать меньше вопросов, чем дети 70-х годов. Это можно объяснить большим потоком информации, которую они получают через телевидение, разнообразные книги и т. д. И, к сожалению тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.
Беседы расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получать навыки общения с взрослыми и сверстниками, высказывать своё мнение, обосновывать его, прослеживать логику беседы, учитывать желания и мнения других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребёнка. Непременным условием бесед является терпеливое выслушивание педагогом каждого ребенка. Не надо спешить задавать заготовленные вопросы. В беседах обязательно учитывается личный опыт детей. Педагоги должны создать проблемные ситуации, ставить перед детьми поисковые вопросы, привлекать детей к самостоятельному поиску решения проблем, опираясь на личный опыт детей и предшествующие знания, не спешить с выводами, а предоставлять детям возможность делать их самим, побуждать обосновывать свои суждения. Эту работу надо проводить не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, при демонстрации мульт-видео-диафильмов, во время действий трудовых и т. д. Если не объяснять детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому, единственный вариант знакомства детей окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей. Так как жизненный опыт ребёнка не велик, он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известный ему объект.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидиния ребёнка, его личностный рост. Существующую роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлением природы.
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей и решает следующие задачи:
-формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
-расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения в их мыслительные, моделизирующие и преобразующие действия;
-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
В поисково-позновательную деятельность, включаем рисунки, схемы, модели, алгоритмы. Они могут быть использованы как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
В целом работа по познавательному развитию способна обеспечить каждому ребёнку полноценную интеллектуальную подготовку к школе.