Погребняк Наталья
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
подготовила
воспитатель
Погребняк Наталья Васильевна
г. Новокузнецк
2014
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Цель: Систематизация знаний детей о зимующих птицах, о их приспособлении к условиям жизни в зимний период.
Задачи:
1. Учить распознавать зимующих птиц по внешнему виду.
2. Расширять представления детей о приспособлении птиц к жизни в зимний период, о роли человека.
3. Расширять представление детей о многообразии корма для птиц.
4. Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие.
5. Воспитывать отзывчивость, желание заботиться о птицах, подкармливать их.
Материал:
1. Демонстрационный: фотографии зимующих птиц (ворона, свиристель, снегирь, синица, клёст,фотографии кормов для птиц, письмо, мешочек с кормом,
2. Раздаточный: карточки с изображением зимующих птиц, разрезные картинки, карточки к игре «Четвёртый лишний», корм, простые карандаши, лотки для корма.
Ход занятия:
I. Мотивационная часть:
Дети заходят в группу, воспитатель обращает внимание на конверт :
Кто-то бросил нам в оконце,посмотрите,письмецо.
Может это лучик солнца,что щекочет нам лицо?
Может это воробьишка,пролетая, обронил?
Может,кот письмо,как мышку,на окошко заманил?
Воспитатель:Как же нам узнать,от кого пришло письмо? Отгадайте загадку:
Озорной мальчишка,в серомармячишке,
По двору гуляет, крошки собирает
Дети: воробей.
Воспитатель: Правильно,письмо пришло от воробья. Что же он нам пишет?
Наверное, хочет сообщить нам, что-то важное. Давайте прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут воробей-Тимошка. Я живу рядом с человеком и мне это очень нравится, и от хищников защита и корм всегда найдется, но не всем птицам так вольготно живётся в суровое зимнее время. Мои друзья, зимующие птицы терпят настоящее бедствие. Не легко им находить корм под снежными сугробами,во время лютых морозов и метелей. Пожалуйста,ребята,покормите птиц зимой!».
-Ну какой,молодец этот Тимошка! Как он переживает за своих друзей,посмотрите,он даже мешочек с кормом нам оставил. Покормим птиц?
Дети: Конечно, покормим.
Воспитатель:Ребята, посмотрите (высыпает корм в блюдоили на лоток) тут так много кормаи он такой разнообразный. Чего тут только нет и ягоды,и семечки,и семена каких-то растений, хлебные сухарики.
Ребята,как вы думаете,а все ли птицы любят одинаковый корм? Ведь они такие разные. (ответы детей)
Я предлагаю,вам занять свои места и попробуем вместе разобраться,какие птицы проводят у нас зиму и какие корма предпочитают.
II. Основная часть
Воспитатель:Посмотрите,ребята,сколько птиц прилетело на ваши столы, какие это птицы, назовите их?Сейчас ябуду загадывать вам загадки,а вы их отгадаете и покажете мне ту птицу, о которой была загадка.
Вот маленькая птичка,
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поёт,
Сало вкусное клюёт
Дети: синица.
Воспитатель выставляет иллюстрацию.
Гуляя во дворе,вы можете увидеть любопытную,подвижную синичку. А любят синички семена подсолнуха, дыни,арбуза, не откажутся и от пшена,но особое лакомство в зимнюю стужу,для них – сало. Думаю,вы даже и не догадываетесь,что эта птичка- невеличка за день съедает корма столько сколько весит сама.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в ветвистых кронах,
А зовут её….
Дети:ворона.
Это очень умная и находчивая птица,а за то, что она избавляет нас от мышей и крыс,которые разносят вредные заболевания,её по праву называют санитаром.
Серая ворона,
С черной головой,
Краски ей природа не нашла другой,
Голос хриплый резкий
Только кар да кар,
Но она в округе лучший санитар
Дети: ворона.
Вороны всеядны. Они питаются в основном отходами на городских свалках,в мусорных контейнерах, а иногда вороне перепадает корочка хлеба или кусочек сыра.
Тихо в лесопарке в зимнее время года. Далеко- далеко улетели перелетные птицы. Зато к нам на зимовку прилетели другие пернатые. Пусть их не многои не радуют они нас своим весёлым щебетанием,все равно это прекрасно!
Стынут лапы на морозе,
У сосны и ели,
Что за чудо? На березе –
Яблоко поспели?
Дети:снегири.
Воспитатель выставляет иллюстрацию.
Воспитатель: Узнали этого гостя? У снегиря, важного и гордого,ярко красная грудка,черная «шапочка», белые полоски на крыльях. Снегири прилетают к нам с первым снегом, с первыми морозцами. Питаются снегири семенами ясеня, клёна,ягодами рябины,боярышника,шиповника. Интересно, что снегири съедают только семена ягоды,а мякоть падает на снег и ложится под деревом ярко- красным ковром. (Показ корма)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках хохолки.
Дети: свиристель.
Эти стайки птиц, с красивыми трелями перелетают с дерева на дерево? Это наши гости с севера – свиристели. По красоте оперения, они не уступают снегирю: розовато- серые перья, на конце черного хвоста желтая полоска,на шее черный «шарф», на голове большой хохолок. Красавица и модницада и только. Эти птицы прилетают к нам большими стаями и поедают ягоды калины,шиповника и боярышника,но особенно любят они ягоды рябины. В отличии от снегирей,свиристели съедают ягоды целиком, часть ягод бросают в снег и это не случайно,дело в том, что на обратном пути, они легко отыщут их в снегу,отлично сохранившимися. А ягоды на деревьях к этому времени станут грязными и сухими. Вот такиеони,свиристели!
Что за птица?
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У него птенцы в гнезде.
Дети: клёст.
Зимой в наших краях можно увидеть и клеста.
Воспитатель выставляет иллюстрацию.
Полюбуйтесь-ка клестами –
Клювы сложены крестами,
Щеголи на загляденье,
В ярко- красном оперенье».
Клёст-большеголовая птица с красно- коричневом опереньем. Одиночества они не любят,держатся стайками. Эти стайки можно увидеть на хвойных деревьях, почему? Да просто семена шишек это их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки задача не из простых. Как же быть? Эту задачу решает не обычный клюв клеста. Он напоминает щипцы – толстый,сплюснутый по бокам,а на конце перекрещивается. Таким клювом клесты легко раздвигают чешуйки шишки и достают семена. Клест, это единственная птиц,которая выводит птенцов в самые лютые январские морозы. Именно потому, что в это время в лесу много шишек. А от морозов птенцов спасает теплое, глубокое гнездо с ковром из пуха, перьев и волосков.
А теперь давайте поиграем: раз, два, три,
Превратились в птичек вы!
Динамическая пауза.
Воспитатель: Ребята, с какими птицами мы познакомились?
Дети: С зимующими
Воспитатель: Да, мы с вами познакомились с зимующими птицами,а почему же этих птиц называют «зимующими»? Правильно,зимующие птицы не боятся морозов,и могут прокормиться даже холодной зимой. Но во время обильных снегопадов,и метелей птицам приходится голодать,трудно им доставать корм изпод снега,поэтому многие погибают от голода и холода. И мы свами должны позаботиться о наших пернатых друзьях,в это тяжелое для них время.
Воспитатель: ребята,в конверте есть ещё задания для вас, наверное, Тимоша хочет с вами поиграть и проверить ваши знания о птицах.
-Вот первое задание игра «Четвертый лишний». На столах полоски с изображением зимующих птиц,а одна из них перелетная,надо найти её и обвести карандашом.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Молодцы, правильно нашли лишнюю птицу, а почему она лишняя?
Дети: Ласточка – перелетная птица
Воспитатель: Предлагает следующее задание -Игру «Собери птицу».
Дети собирают птиц из разрезных картинок.
Воспитатель: молодцы, ребята справились со всеми заданиями,можно отправляться на прогулку и кормить птиц,но для начала надо разобрать корм. Давайте вспомним, какой корм предпочитают наши друзья?
Дети: семечки, хлебные крошки, ягоды, пшено, арбузные семечки
Воспитатель: Выберите из общей чашки только тот корм,который предпочитает птица,изображенная у вас на портрете.
Воспитатель: Молодцы, правильно выбрали корм для своих птиц. Думаю,Тимошка будет доволен. А куда же мы теперь насыпем корм?
Дети: В кормушку
Воспитатель: Конечно! Нам нужна кормушкаи я хочу вам её подарить.
III. Рефлексивная часть:
Воспитатель: Мне очень понравилось,как вы сегодня поработали! А вам ребята понравилось занятие? Что вам особенно запомнилось?Что бы вы хотели еще узнать о птицах? Наше занятие окончено,теперь вы пойдете гулять,придумаете куда поместить кормушку,и будете всю зиму кормить наших друзей птиц и наблюдать за ними.
Список использованной литературы
1. Алешина,Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим. [Текст]/Н. В. Алешина – М. : Педагогическое Общество России, 2000.-128 с.
2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников [Текст]/ Г. А. Горбунова//Дошкольная педагогика. -2005.-№6-С. 10-12.
3. Иванова, А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология»[Текст] / А. И. Иванова - Новокузнецк: изд. ИПК, 1999.-72 с.
4. Каменева, Л. А., Кондратьева, Н. Н., Маневцова, Л. М., Терентьева, Е. Ф. Мир природы и ребенок [Текст] : методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева/ под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство-пресс, 2003. - 319с.
5. Кирикэ, Г., Ребенок и природа [Текст]/ Г. Кирике //Дошкольное воспитание. -1993.-№7-С. 4-8.