Татьяна Александрина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• расширять словарь детей за счет существительных (ворона, снегирь, воробей, сорока, синица, дятел, голубь, сова);
• имен прилагательных: зимующие, птичий;
• глаголов: перелетают, зимуют, подлетел, облетел, залетел, улетел;
• закреплять в речи пространственные предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.)
• развивать связную речь;
• упражнять в составлении описательных рассказов о птицах;
• расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти;
• совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, чернокрылая, остроносый и др.);
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
• упражнять в образовании глаголов с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере;
• закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
• внедрять в работу с детьми технологии ТРИЗ (игры «Волшебный мешок слов» «Хорошо-плохо», «Угадай по описанию»);
• развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки);
• учить сочетать речь с движениями;
• формировать навыки доброжелательности, самостоятельности;
• воспитывать в детях заботливое отношение к птицам, желание помочь в трудные зимние дни.
Оборудование:
картинки с изображением зимующих птиц, дерева, кормушки, аудиозапись вьюги; загадки; мяч; ободки на голову со съёмными картинками, телевизор.
Развернутый конспект непосредственной образовательной деятельности:
Организационный момент
12345 – становитесь в круг играть.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения (3 раза).
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.
- Доброе утро!
II. Введение в тему
Чтобы узнать о каком времени года мы сегодня будем с вами говорить, отгадайте загадку.
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем… (Зима)
Я приглашаю вас погулять в зимнем лесу.
Ух, ты, зимушка-зима,
Закружила, замела,
Все дорожки, все пути -
Ни проехать, ни пройти.
- Но чтобы нам с вами попасть в зимний лес, нужно выполнить задания.
1. Назовите мне, пожалуйста, любое зимнее слово. Кто правильно назовет, тот и в лес со мной пойдет (дети называют слова разных частей речи на зимнюю тематику).
2. Игра «Волшебный мешок слов» (технология ТРИЗ)
Воспитатель предлагает детям «украсить» слово СНЕЖИНКА, подобрав к нему прилагательные. Дети по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному слову. Каждый ребёнок даёт свой вариант ответа, запоминает слово и «опускает» его в мешок. В конце игры по сигналу воспитателя дети выкрикивают свои слова, «выпуская наружу» (для снятия эмоционального напряжения)
3. Игра «Хорошо-плохо» (технология ТРИЗ)
- Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо?
(Каждый ребёнок дает свой вариант ответа, подбирая определение к слову ЗИМА. В результате анализа выясняется, что есть хорошего и плохого в данном времени года. Например, зима - это хорошо: зимой дети катаются на санках, коньках, играют в снежки, лепят снежную бабу, строят крепости. Можем увидеть, как переливается снег. Можем рассмотреть, какие красивые снежинки. А еще зимой мы празднуем праздник Новый год. Зима-это плохо: надо надевать много одежды; на улице бывают сильные морозы; рано темнеет; воет вьюга).
- Вот мы с вами и пришли к выводу, что зима – это больше «хорошо», чем «плохо».
- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:
- Вертись, крутись в зимнем лесу окажись (звучит аудиозапись звуков метели).
- Вот мы и оказались в зимнем лесу. Ой, ребята, а чьи это следы на снегу? (птичьи).
(файл с изображением следов птиц на экране)
- Ребята, на улице зимушка-зима. В лесу уже очень холодно. Как вы думаете, какие птицы могли оставить эти следы? (ответы детей)
(файл с изображением зимующих птиц на экране)
Зимующие птицы
- Как можно одним словом назвать всех этих птиц? (зимующие)
- Чем похожи все птицы? (крылья, хвост, перья и т. д.)
- Чем отличаются? (внешний вид, питание)
III. Игра «Угадай по описанию» (технология ТРИЗ)
Педагог одевает по желанию одному из детей на голову ободок с изображением птицы. Остальные дети по цепочке дают описание особенностей внешнего вида птицы, где живет, чем питается, какую пользу приносит. Ребёнок с ободком на голове должен отгадать по описанию загаданную птицу (3-4 примера)
- Представьте, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку зимующих птиц.
- Девочки и мальчики вокруг себя повернитесь в зимующих птиц превратитесь.
Динамическая пауза «Птички-невелички»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают
Песни распевают. Машем руками, как крыльями
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел. Раскачиваем руками вверху над головой
Птички спрятались в дупло,
Там не тронет их никто. Присесть на корточки, голову закрыть руками
IV. Дидактическая игра с мячом «Составь новое слово»
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а заканчивать его будет тот, кому я брошу мяч.
• Если у синицы желтая грудка, как можно про неё сказать? Какая она? (желтогрудая)
• У сороки белые бока, она какая?. (белобокая)
• У вороны черные крылья. Она какая?. (чернокрылая)
• У дятла острый нос. Он какой? (остроносый)
• У сороки длинный хвост. Она какая?. (длиннохвостая)
• У воробья короткие лапки. Он какой?. (коротколапый)
• У снегиря красная грудка. Он какой? (красногрудый)
V. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Правила игры такие же, как и в предыдущей игре
• Воробей маленький, а голубь …. (большой)
• Синица зимующая птица, а ласточка (перелётная)
• Ворона большая, а синица (маленькая)
• Сова спит днём, а охотится (ночью)
• У дятла клюв длинный, а у снегиря (короткий)
- Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают? (развешивают кормушки).
- У нас на участке тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц и к нам прилетают различные птицы. А сейчас я вам покажу дерево с кормушкой, и вы мне скажите, какие птицы прилетели на кормушку. (Воспитатель помещает на магнитную доску дерево с кормушкой и птичек)
VI. Д/и «Какой птички не стало»
- Каких птичек вы видите у кормушки? (воробей, сорока, ворона, сова).
- Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало.
(Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья).
В. : Кого не стало?
Дети: воробья
В. : Где сидел воробей?
Дети: в кормушке
(Воспитатель убирает плоскостное изображение вороны).
В. : Кого теперь не стало?
Дети: вороны.
В. : Где сидела ворона?
Дети: под деревом; на снегу.
Воспитатель продолжает задание с оставшимися птицами (сорока на ветке, сова в дупле).
VII. Подведение итога
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (в зимнем лесу). Что помогло нам попасть в лес? (выполнение заданий). Какое задание было для вас самым трудным? Почему? (оценка детей). Какое задание больше всего понравилось? Почему? (оценка детей). Важно ли то, что мы сегодня узнали о птицах?