Юлия Исаченко
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие на пиратском корабле»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе - Исаченко Юлия Геннадьевна, воспитатель МАДОУ № 143
Тема: «Путешествие на пиратском корабле».
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
1. Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие на пиратском корабле“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Пираты и сокровища
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Познакомить со звуком «Л» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.
3. Знакомить с тем, как соотносить схему слова с названием предмета.
4. Формировать навык интонационно выделять звук «Л» в словах.
5. Познакомить с печатным написанием буквы «Л».
6. Вырабатывать умение писать печатную букву «Л», используя образец.
7. Показывать, как читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
8. Продолжать вырабатывать умение делить слова на слоги.
9. Формировать навык написания слогов в схемах слова.
10. Развивать понимание учебной задачи и выполнение ее самостоятельно.
Материал и оборудование:
Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение: слайды с изображением моря, острова, гор, болота; слайд с изображением схемы слогового домика; шум моря.
Оборудование для педагога: флипчарт, оформленный в виде пальмы; магниты, тельняшка, бинокль, карта острова; 3 конверта с картинками на каждого ребенка, сундучок для клада, картинка-схема как печатать букву «Л», картинка с буквой «Л», карточки-схемы для определения места звука в слове.
Оборудование для детей: тельняшки, картинки с изображением предметов со звуком «Л», карточки-схемы для определения слогов в слове; слоговые домики, синие карандаши, конфеты.
Предварительная работа: заучивание стихотворения про пиратов.
Методы: наглядный, словесный, практический
Приемы: погружение в игровую ситуацию, сюрпризный момент, художественное слово
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я шла утром в детский сад и посмотрите что нашла! Это же карта сокровищ! И здесь еще какой-то ключик. Наверное, это ключ от сундука с сокровищами. Хотите мы с вами отправимся искать клад как настоящие пираты?
Дети: Да
Воспитатель: Ну тогда занимайте свои места на нашем пиратском корабле. Нас ждут опасные приключения и испытания. Отправляемся в плавание. Поднять якорь! (звучит шум моря).
Где-то на острове диком
Дикий какой-то пират
В кустиках земляники
Спрятал свой сказочный клад.
Ребята, посмотрите какое бескрайнее море! Плещутся волны. Ой, я что-то вижу впереди! Сейчас в бинокль посмотрю. Так это же необитаемый остров! Значит нам сюда. Выходите на берег.
Смотрите, ребята, какие-то горы впереди! Давайте сверимся с нашей картой. Да, нам сюда. Подойдем поближе.
(Подходят к столу. На столе лежит конверт с картинками на каждого ребенка)
Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь лежит какой-то конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Ой, да здесь картинки. Сейчас я прочитаю задание (читаю задание на конверте). Всё понятно. Надо назвать предмет, нарисованный на картинке. И сказать какой первый звук слышится во всех этих словах. Смотрите, на моей картинке нарисован лук. В слове лук слышится звук «Л». А что нарисовано на ваших картинках?
(Каждый ребенок называет что нарисовано на его картинке и какой звук слышится в начале этого слова).
Воспитатель: Ребята, оказывается, что во всех этих словах слышится звук «Л». А это какой звук гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: А он твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Воспитатель: Давайте произнесем этот звук (хором произносят). Этот звук произносится так же как гласный?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, этот звук произносится по-другому, потому что воздух, выходящий изо рта, встречает преграду в виде зубов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Давайте посмотрим по карте, куда нам дальше идти (смотрит на карту). Ага, нам туда. Отправляемся дальше.
Ой, ребята, а что там за пальма впереди? Надо подойти поближе.
(Подходят к пальме).
Воспитатель: Смотрите, здесь тоже лежит конверт. Интересно, что внутри? (Открываю конверт) Здесь тоже лежат какие-то картинки. Интересно, что надо сделать? Сейчас я прочитаю задание (читаю задание на конверте).
Ребята, надо определить место звука «Л» в названиях нарисованных предметов и соединить картинку с соответствующей схемой (раздаю детям картинки).
На моей картинке нарисована луна. В слове луна звук «Л» слышится в начале слова, поэтому я свою картинку прикрепляю под этой схемой. А теперь вы попробуйте.
(Ребенок называет что нарисовано на его картинке, определяет место звука в слове и соединить картинку с соответствующей схемой).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Задание было сложное, поэтому нам надо немножко отдохнуть.
Физминутка:
Море очень широко
(дети разводят руки в стороны)
Море очень глубоко
(касаются руками пола)
Рыбки там живут друзья
(движение рыбки руками)
А вот воду пить нельзя
(руки в сторону, приподняв плечи).
Воспитатель: Отдохнули? Куда же нам идти дальше. Посмотрим по нашей карте. Ой, здесь нарисовано болото. Ребята, ну что за остров. То горы, то пальмы, то болото. Значит нам туда.
Смотрите, опять конверт с заданием. А в нем картинки. Сейчас прочитаю задание. Ага! Всё ясно! Под каждой картинкой нужно положить столько квадратов, сколько слогов в её названии. На моей картинке нарисована луна. В слове луна два слога. Поэтому, я кладу под картинкой два квадрата.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Какие вы молодцы. И с этим заданием справились!
А что там впереди. Давайте подойдем поближе. Ой, так мы свами оказались уже на другом берегу острова.
(Дети подходят к столам, садятся за них).
Ой, смотрите какие-то домики. А в них что-то написано. Что за абракадабра! Нужно разобраться. Справимся с этим заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Ну тогда слушайте задание. Ребята, у каждого звука есть свой письменный знак. У звука «Л» - это буква «Л». Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Посмотрите на букву «Л». На что похожа буква «Л»?
Дети: Ответы детей (на крышу домика, на горку, на брюки….)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как правильно печатать букву «Л» (рассматривают картинку-схему).
Воспитатель: А каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки?
Дети: Синим цветом.
Воспитатель: Ребята возьмите синие карандаши и в слоговом домике слева напечатайте букву Л в пустых клеточках сначала по точкам, а затем самостоятельно.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, гласные, соединяясь с согласными, образуют слог. Прочитайте что у вас получилось.
Дети читают: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
Воспитатель Молодцы! Справились с заданием.
Ребята, я всё поняла! В слове «клад» есть тоже звук «Л». И чтобы отыскать клад, нам нужно найти на этом острове картинку с буквой «Л». Давайте искать.
(Дети ищут картинку с буквой «Л», находят под ней сундук с угощениями.)
Воспитатель: Пираты, вы были смелыми, ловкими и бесстрашными! Молодцы!
Выполнили все задания, добрались до заветного сундука и нашли сокровища!
А сейчас садимся на наш корабль и возвращаемся в детский сад. Ребята, наше путешествие подошло к концу.
А с каким звуком мы сегодня познакомились?
Какую букву научились печатать?
Что вам больше всего запомнилось и понравилось (ответы детей).
А какое задание было для вас трудным? Как вы с ним справились?
Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.
Список использованной литературы:
1. Е. В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»
Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я».
2. Е. В. Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.