Вероника Болдырева
Конспект НОД по ознакомлению с природой для детей среднего дошкольного возраста «Осенние изменения в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интегративные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Форма деятельности: совместная взрослого и детей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Цель НОД: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; в растительном и животном мире в связи с приходом осени; развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с объектами и явлениями природы; развивать творческое воображение, фантазию; воспитывать любовь и стремление заботиться об окружающем мире природы.
Обучающие задачи: систематизировать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира через поэзию; активизировать умственную и речевую деятельность детей, развивать логическое мышление, сообразительность; формировать умение правильно строить предложение, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос.
Развивающие задачи: развивать любознательность детей в процессе ознакомления с объектами и явлениями природы; развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать речевое взаимодействие со взрослыми, диалогическое общение; расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к явлениям живой и неживой природы осенью; активизировать двигательную активность; воспитывать любовь и уважение к природе, желание заботиться о ней.
Словарь: урожайная, расписной, проливной, туман.
Оборудование: картинки с изображением характерных осени явлений природы, ранняя, золотая, поздняя осень; материал для дидактической игры «Разложи в корзинки»; картинки перелётных птиц, диких животных, ноутбук.
Предварительная работа: беседы по теме «Осень»; чтение художественной литературы; разучивание стихотворений об осени; изучение лексической темы «Осень»; использование дидактических игр; слушание музыкальных произведений; музыкальные и художественные дидактические игры; рассматривание иллюстраций и картинок по изучаемой теме; наблюдения на прогулке; рисование, аппликация, лепка по теме «Осень».
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я вам предлагаю послушать загадку и сказать, о каком времени года в ней говорится:
Листья падают с деревьев
Снова птицы улетают
Дождь опять в окно стучится
Когда это бывает?
Ответы детей : это бывает осенью.
Воспитатель: Правильно, ребята, такое бывает осенью. Поэт пишет:
Высохли цветы,
И глядят уныло,
Голые кусты. А. Плещеев
Осень заканчивается. Я предлагаю рассмотреть картинки и рассказать, что мы с вами узнали об осени. Хотите рассказать?
Ответы детей : Да.
Воспитатель: Давайте расскажем, какая разная бывает осень.
Дети рассматривают первую картинку, на которой изображена ранняя осень, описывают этот периоды осени.
Ответы детей : На картинке ранняя осень – листочки ещё зелёные, но появляются уже жёлтые, ещё тепло, птицы поют, солнышко греет ласково, небо чистое голубое в полях, огородах, садах собирают урожай.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть, собрать урожай.
Дидактическая игра «Собери урожай в корзинки»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Рассмотрим следующую картинку. Какой период осени мы видим? Как он называется?
Ответы детей : Золотая осень.
Воспитатель: Что меняется в природе в этот период осени?
Ответы детей : Листья желтеют, падают на землю.
Воспитатель: Как называется это явление природы?
Ответы детей : Листопад.
Воспитатель: Какие изменения мы с вами ещё наблюдали?
Ответы детей : Холодный ветер дует, идут частые дожди, на земле лужи, грязь, люди одеваются теплее, птицы готовятся улетать в тёплые края.
Воспитатель: Почему они улетают в тёплые края?
Ответы детей : Эти птицы питаются насекомыми, а насекомые осенью прячутся под кору деревьев, под сухой листвой, земляные норки, птицам нечего кушать, эти птицы боятся холода.
Воспитатель: Посмотрите на изображения птиц, мы поиграем в игру.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Дети рассматривают, определяют, называют лишних-зимующих птиц
Воспитатель: Каких птиц вы считаете лишними?
Ответы детей : Зимующих, эти птицы остаются с нами, они не улетают.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Предлагаю немного отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»
Воспитатель: Молодцы, ребята. А перед вами следующая картинка. Что мы можем рассказать о поздней осени.
Ответы детей : стало холодно, идут холодные, затяжные дожди и даже снег, может быть и ледяной дождь, пасмурно.
Воспитатель: А что значит слово пасмурно?
Ответы детей : Это слово означает «темный, хмурый, сумрачный, небо с облаками».
Воспитатель: Ребята, наступила поздняя осень и жизнь лесных зверей изменилась. Давайте покажем кого мы можем встретить в лесу.
Физкультурная минутка «Лесные жители»
Воспитатель: Как много диких животных вы знаете. Расскажем, как они готовятся к зиме? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Маленький, беленький, по полю скачет, ушки прячет.
Ответы детей : зайчик.
( обратите внимание на экран: два слайда – заяц серый и заяц белый)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую?
Ответы детей : Чтобы его не видно было на снегу, она теплее.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что зайцы не готовят жилище к зиме, они не копают норки, а просто зарываются в снег поглубже и спят. Скажите, чем заяц питается зимой?
Ответы детей : Грызёт кору деревьев, веточек кустарников.
Воспитатель: Ребята, а как мы называем детеныша зайца?
Ответы детей : зайчонок.
Воспитатель: А у ежа как называем детеныша? А у лисы?
Ответы детей : Ежонок, лисёнок.
Воспитатель: Конечно, ребята! Правильно. Послушайте, ребята, кто-то рычит. Кто же это? Да, это медведь.
Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придет весна, просыпается от сна.
(слайд про медведя)
Воспитатель: Как, ребята, медведь готовится к зиме?
Ответы детей : Медведь всё лето и осень ест много ягод, ловит в реке рыбу, ест мед и накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежат листья, ветки и ложится спать до весны. Снег зимой закрывает берлогу медведя и ему там тепло.
Воспитатель: Еще одну загадку послушаем:
В дупле живет, да орешки грызет.
(слайд про белку)
Ответы детей : Белочка.
Воспитатель: Да, конечно, это белочка. А вы знаете, как называется дом белочки?
Ответы детей : Дом белочки называется дупло.
Воспитатель: Что любит есть белочка?
Ответы детей : Белочка любит орешки, грибы.
Воспитатель: Знаете, ребята, оказывается, белка всегда делает запасы на зиму в разных местах, по всему лесу и запоминает эти места. Такая у нее хорошая память. А еще интересно узнать про белку то, что своим большим пушистым хвостом белка закрывает вход в дупло, и ей и деткам в дупле тепло и уютно.
Итог:
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами все картинки рассмотрели. Много об осени рассказали.