Получи документы

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с художественной

Наталия Бондал
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с художественной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» города Воткинска Удмуртской Республики

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», в обработке О. Капицы

Дата проведения: 22.04.2024г. Составил: Бондал Наталия Геннадьевна Место проведения: МБДОУ «Детский сад №20» Возраст: средняя группа

Задачи: продолжать учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; закреплять представления о жанровых особенностях сказки.

Цели: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию полным предложением. Продолжать учить отгадывать загадки. Закрепить знания народных сказок. Активизировать речь, обогащать словарный запас.

Предварительная работа.

Чтение и рассказывание сказок.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Активизация словаря: глупый, добрый, голодный, хитрая, ловкая, обманщица.

Обогащение словаря: рогожа, прорубь, кадка, коромысло.

Оборудование: книга «Лисичка – сестричка и Серый волк» с иллюстрациями, сундучок со сказками (с заданиями, слайды (или иллюстрации) для знакомства с новыми словами.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает присесть детей полукругом на стулья.

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам опять с сундучком со сказками. Но, чтобы он открылся, надо сказать, волшебные слова:

«Где ты сказка, отзовись, нам, ребятам покажись.

Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки».

Дети: быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, сопереживать.

Воспитатель: В сундучке ждет нас конверт с заданиями. Сейчас я достану конвертик с первым заданием «Отгадай загадку и назови сказку». Внимательно слушайте и назовите сказку.

«Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

Очень вкусная вода, в ямке от копытца»

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (показ иллюстрации)

«Петя торопился, вот и подавился.

Курочка хлопочет, петушка выручить хочет»

(«Петушок и бобовое зёрнышко» (показ иллюстрации)

«Мама дочку отправляет бабушку проведать.

Хорошо, что дровосеки шли домой обедать!

(«Красная шапочка» (показ иллюстрации)

«Хрю-хрю-хрю - каких три братца, больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный, не разрушит дом кирпичный.

(«Три поросенка» (показ иллюстрации)

Воспитатель: Молодцы, все сказки угадали.

Воспитатель: Ребята, а вспомните, чем отличается рассказ от стихотворения? (стихотворение это короткий ритмический текст) А чем отличается рассказ от сказки? (в рассказе правдивые события, а в сказке волшебство и выдумка) Кто сочиняет сказки, стихотворения? (сказки сочиняет писатель или народ)

Воспитатель: Вы знаете немало сказок о животных. Во многих сказках главная героиня или одна из них – лиса. Какими словами можно сказать о лисе, ее внешности? (хитрая, ловкая, обманщица)

Воспитатель: Даже в сказках пишут, лиса хитра, бежит, хвостом след заметает. А это как? Давайте попробуем. Я вам включу музыку, а вы покажите хитрую лису.

Этюд «Хитрая лиса»

(Включаем музыку. Можно предложить девочкам изобразить походку лисы, а мальчикам, как она крадется и выслеживает добычу)

Воспитатель: Молодцы. А вот и второй конверт, а в нем задание «Вспомните сказки, в которых рассказывается о лисе. («Лиса Патрикеевна», «Лиса и журавль», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и козел» и другие)

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь я достану из своего сундучка следующий конверт с заданием: Прочитать сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». Но сначала я познакомлю вас с новыми словами, которые встретятся в сказке, и покажу слайды (иллюстрации). Может быть, вы, где то с этими предметами уже встречались.

(слайд 1) Рогожа - это грубая, плотная на ощупь ткань. Ее делали из растения рогоз – болотной травы. Из ткани шили рабочую одежду, мешки или половики. (слайд или иллюстрация)

(слайд 2) Прорубь — отверстие, которое прорубали в ледовом покрытии водоёма (реки, озера и т. п.). Прорубь делают для ловли рыбы, набора воды, полоскания белья. (слайд)

(слайд 3) Коромысло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи. (Демонстрация слайда)

(слайд 4) Кадка (кадь) — цилиндрической бочка, которую сделали из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. (Демонстрация слайда)

Воспитатель: Кто - то из вас видел эти предметы? (да, у бабушки старенькой в деревне) Ну, а теперь слушаем сказку. Слушайте внимательно, а потом скажете, какими вам показались ее главные герои.

Сказка «Лисичка – сестричка и Серый волк»

Проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где чем-нибудь поживиться. Видит она – везет мужик на санях мерзлую рыбу. Забежала лиса вперед, легла на дорогу, хвост откинула, ноги вытянула…ну, дохлая, да и полно! Подъехал мужик, посмотрел на лису и говорит:

- Славный будет воротник жене на шубу. Взял лису за хвост и швырнул в сани, закрыл рогожей, а сам пошел возле лошади.

Недолго пролежала лисонька: проделала в санях дыру и давай в нее рыбу выкидывать… Рыбка за рыбкой, повыкидала всю, а потом и сама из саней потихоньку вылезла. Приехал мужик домой.

- Ну, старуха, - говорит он, - какой воротник привез я тебе на шубу! – Где?

- Там, на возу, и рыба и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы. Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать нечего.

Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает. Видит она: бежит волк. От голода у него бока подвело.

- Здравствуй, сестрица! Что кушаешь?

- Рыбку. Здравствуй, братец.

- Дай мне хоть одну.

- Налови сам, да и кушай.

- Я не умею.

- Эка, ведь я же наловила. Ты, братец, ступай на реку, отпусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика. Ловись, рыбка, и мала и велика». Рыба к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

- Ловись, рыбка, и мала и велика. Ловись, рыбка, и мала и велика!

Долго сидел волк у проруби, всю ночь не сходил с места. Хвост его и приморозило. Попробовал приподняться: не тут-то было!

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь», - думает волк. Смотрит, а бабы идут за водой. Увидели волка и кричат:

- Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка, кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, - думает волк, - уж я тебе, лиса, отплачу».

А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать еще что-нибудь стянуть. Забралась она в избу, где бабы блины пекли, да попала головой в кадку с тестом. Вымазалась и убежала. Бежит, а волк ей навстречу:

- Так-то ты учишь меня, лиса! Всего меня исколотили.

- Эх, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозги. Мне больней твоего, еле плетусь.

- И то правда, - говорит волк, - где тебе идти. Садись уж на меня, я тебя довезу. Лисичка села волку на спину, он ее понес. Сидит лиса да потихоньку и говорит:

- Битый небитого везет, битый небитого везет.

- Что ты там, лисонька, говоришь?

- А я говорю: битый битого везет.

- Так, милая, так!

Воспитатель: Ребята, понравилась сказка, кто главные герои в ней?

Расскажите, какой вы представляете лису. Какими словами можно о ней рассказать?

Вспомните, как говорится о лисе в сказке?

Какой эпизод в сказке вам понравился больше других?

Какие сказочные выражения вы запомнили?

Воспитатель: Ребята, а вы уже научились различать сказку, рассказ, стихотворение. А знаете ли вы, что такое загадка? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, в загадке рассказывается о чем-либо, но сам предмет не называется. Нужно хорошо подумать и отгадать, о чем говорится в загадке.

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки, а вы не просто отгадаете их, но и объясните свои отгадки:

«С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал» (белка)

«Пролежала между елками подушечка с иголками.

Тихонько полежала, потом вдруг убежала» (еж)

«Хоть верь, хоть не верь: пробежал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста два развесистых куста» (лось)

Воспитатель: Как вы догадались, что это белка, еж, лось?

С чем ее (его) сравнивают? Как еще о ней (нем) можно сказать? (ответы детей)

Воспитатель: Заглядываем в сундучок со сказками. Новое задание, игра «На что похоже?» (один ребенок выходит из комнаты, а воспитатель с детьми договариваются, о чем будет загадка. Входящий возвращается и дети ему рассказывают и описывают то, что загадано. Игру повторяем 3 раза.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы сегодня прочитали новую сказку о хитрой лисе. Какие задания сегодня оказались для вас в сундучке?

Какое задание понравилось больше всего? Почему?

Ну что ж, а нам пора прощаться с нашим сундучком сказок. Закрываем его. Он для вас приготовит в следующий раз новые приключения. И вам спасибо, девочки и мальчики, за интересное путешествие по сказкам.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Шоу фокусников»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Шоу фокусников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Ласточка» «Развитие у детей познавательной активности через детское.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком»Конспект непосредственно образовательной деятельности «Белочка с грибочком» Цель. Развивать сюжетно-игровой замысел, дорисовывать аппликативную композицию. Совершенствовать умение детей наклеивания готового силуэта.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мой родной город» Цель: * Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине Задачи: * Формировать патриотические чувства. * Знакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с художественной
Опубликовано: 15 августа 2024 в 00:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности по ознакомлению с художественной» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бондал в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД