Наталия Бондал
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и чтению сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» города Воткинска Удмуртской Республики
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой
Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», в обработке О. Капицы
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- «Лисичка-сестричка и серый волк», сказка
- Темочки
Дата проведения: 22.04.2024г. Составил: Бондал Наталия Геннадьевна Место проведения: МБДОУ «Детский сад №20» Возраст: средняя группа
Задачи: продолжать учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; закреплять представления о жанровых особенностях сказки.
Цели: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию полным предложением. Продолжать учить отгадывать загадки. Закрепить знания народных сказок. Активизировать речь, обогащать словарный запас.
Предварительная работа.
Чтение и рассказывание сказок.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Активизация словаря: глупый, добрый, голодный, хитрая, ловкая, обманщица.
Обогащение словаря: рогожа, прорубь, кадка, коромысло.
Оборудование: книга «Лисичка – сестричка и Серый волк» с иллюстрациями, сундучок со сказками (с заданиями, слайды (или иллюстрации) для знакомства с новыми словами.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает присесть детей полукругом на стулья.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам опять с сундучком со сказками. Но, чтобы он открылся, надо сказать, волшебные слова:
«Где ты сказка, отзовись, нам, ребятам покажись.
Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки».
Дети: быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, сопереживать.
Воспитатель: В сундучке ждет нас конверт с заданиями. Сейчас я достану конвертик с первым заданием «Отгадай загадку и назови сказку». Внимательно слушайте и назовите сказку.
«Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?
Очень вкусная вода, в ямке от копытца»
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (показ иллюстрации)
«Петя торопился, вот и подавился.
Курочка хлопочет, петушка выручить хочет»
(«Петушок и бобовое зёрнышко» (показ иллюстрации)
«Мама дочку отправляет бабушку проведать.
Хорошо, что дровосеки шли домой обедать!
(«Красная шапочка» (показ иллюстрации)
«Хрю-хрю-хрю - каких три братца, больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный, не разрушит дом кирпичный.
(«Три поросенка» (показ иллюстрации)
Воспитатель: Молодцы, все сказки угадали.
Воспитатель: Ребята, а вспомните, чем отличается рассказ от стихотворения? (стихотворение это короткий ритмический текст) А чем отличается рассказ от сказки? (в рассказе правдивые события, а в сказке волшебство и выдумка) Кто сочиняет сказки, стихотворения? (сказки сочиняет писатель или народ)
Воспитатель: Вы знаете немало сказок о животных. Во многих сказках главная героиня или одна из них – лиса. Какими словами можно сказать о лисе, ее внешности? (хитрая, ловкая, обманщица)
Воспитатель: Даже в сказках пишут, лиса хитра, бежит, хвостом след заметает. А это как? Давайте попробуем. Я вам включу музыку, а вы покажите хитрую лису.
Этюд «Хитрая лиса»
(Включаем музыку. Можно предложить девочкам изобразить походку лисы, а мальчикам, как она крадется и выслеживает добычу)
Воспитатель: Молодцы. А вот и второй конверт, а в нем задание «Вспомните сказки, в которых рассказывается о лисе. («Лиса Патрикеевна», «Лиса и журавль», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и козел» и другие)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь я достану из своего сундучка следующий конверт с заданием: Прочитать сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». Но сначала я познакомлю вас с новыми словами, которые встретятся в сказке, и покажу слайды (иллюстрации). Может быть, вы, где то с этими предметами уже встречались.
(слайд 1) Рогожа - это грубая, плотная на ощупь ткань. Ее делали из растения рогоз – болотной травы. Из ткани шили рабочую одежду, мешки или половики. (слайд или иллюстрация)
(слайд 2) Прорубь — отверстие, которое прорубали в ледовом покрытии водоёма (реки, озера и т. п.). Прорубь делают для ловли рыбы, набора воды, полоскания белья. (слайд)
(слайд 3) Коромысло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи. (Демонстрация слайда)
(слайд 4) Кадка (кадь) — цилиндрической бочка, которую сделали из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. (Демонстрация слайда)
Воспитатель: Кто - то из вас видел эти предметы? (да, у бабушки старенькой в деревне) Ну, а теперь слушаем сказку. Слушайте внимательно, а потом скажете, какими вам показались ее главные герои.
Сказка «Лисичка – сестричка и Серый волк»
Проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит по сторонам: нельзя ли где чем-нибудь поживиться. Видит она – везет мужик на санях мерзлую рыбу. Забежала лиса вперед, легла на дорогу, хвост откинула, ноги вытянула…ну, дохлая, да и полно! Подъехал мужик, посмотрел на лису и говорит:
- Славный будет воротник жене на шубу. Взял лису за хвост и швырнул в сани, закрыл рогожей, а сам пошел возле лошади.
Недолго пролежала лисонька: проделала в санях дыру и давай в нее рыбу выкидывать… Рыбка за рыбкой, повыкидала всю, а потом и сама из саней потихоньку вылезла. Приехал мужик домой.
- Ну, старуха, - говорит он, - какой воротник привез я тебе на шубу! – Где?
- Там, на возу, и рыба и воротник.
Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы. Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать нечего.
Лиса перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает. Видит она: бежит волк. От голода у него бока подвело.
- Здравствуй, сестрица! Что кушаешь?
- Рыбку. Здравствуй, братец.
- Дай мне хоть одну.
- Налови сам, да и кушай.
- Я не умею.
- Эка, ведь я же наловила. Ты, братец, ступай на реку, отпусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика. Ловись, рыбка, и мала и велика». Рыба к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
- Ловись, рыбка, и мала и велика. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Долго сидел волк у проруби, всю ночь не сходил с места. Хвост его и приморозило. Попробовал приподняться: не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь», - думает волк. Смотрит, а бабы идут за водой. Увидели волка и кричат :
- Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка, кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, - думает волк, - уж я тебе, лиса, отплачу».
А лисичка-сестричка, покушав рыбки, захотела попробовать еще что-нибудь стянуть. Забралась она в избу, где бабы блины пекли, да попала головой в кадку с тестом. Вымазалась и убежала. Бежит, а волк ей навстречу :
- Так-то ты учишь меня, лиса! Всего меня исколотили.
- Эх, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозги. Мне больней твоего, еле плетусь.
- И то правда, - говорит волк, - где тебе идти. Садись уж на меня, я тебя довезу. Лисичка села волку на спину, он ее понес. Сидит лиса да потихоньку и говорит:
- Битый небитого везет, битый небитого везет.
- Что ты там, лисонька, говоришь?
- А я говорю: битый битого везет.
- Так, милая, так!
Воспитатель: Ребята, понравилась сказка, кто главные герои в ней?
Расскажите, какой вы представляете лису. Какими словами можно о ней рассказать?
Вспомните, как говорится о лисе в сказке?
Какой эпизод в сказке вам понравился больше других?
Какие сказочные выражения вы запомнили?
Воспитатель: Ребята, а вы уже научились различать сказку, рассказ, стихотворение. А знаете ли вы, что такое загадка? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, в загадке рассказывается о чем-либо, но сам предмет не называется. Нужно хорошо подумать и отгадать, о чем говорится в загадке.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки, а вы не просто отгадаете их, но и объясните свои отгадки:
«С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал» (белка)
«Пролежала между елками подушечка с иголками.
Тихонько полежала, потом вдруг убежала» (еж)
«Хоть верь, хоть не верь: пробежал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста два развесистых куста» (лось)
Воспитатель: Как вы догадались, что это белка, еж, лось?
С чем ее (его) сравнивают? Как еще о ней (нем) можно сказать? (ответы детей)
Воспитатель: Заглядываем в сундучок со сказками. Новое задание, игра «На что похоже?» (один ребенок выходит из комнаты, а воспитатель с детьми договариваются, о чем будет загадка. Входящий возвращается и дети ему рассказывают и описывают то, что загадано. Игру повторяем 3 раза.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы сегодня прочитали новую сказку о хитрой лисе. Какие задания сегодня оказались для вас в сундучке?
Какое задание понравилось больше всего? Почему?
Ну что ж, а нам пора прощаться с нашим сундучком сказок. Закрываем его. Он для вас приготовит в следующий раз новые приключения. И вам спасибо, девочки и мальчики, за интересное путешествие по сказкам.