Казанцева Наталья
Конспект непосредственно — образовательной деятельности по окружающему миру «Земля. Солнце. Луна» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по окружающему миру для детей старшей группы по теме : «Земля. Солнце. Луна.»
Цель:
Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.
Закрепить понятие «Солнечная система».
Познакомить детей с историей появления и использования глобуса.
Задачи:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Луна. Все о луне для детей
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Познакомить детей с глобусом, как моделью Земли;
2. Обратить внимание, что Земля имеет форму шара, а так же форму шара имеют все планеты солнечной системы;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к нашей планете.
Предварительная работа:
Беседа по теме «Солнечная система», рассматривание иллюстраций с изображениями планет, чтение «Астрономической считалки» А. Усачева.
Материалы и оборудование:
глобус; плакат Солнечной системы; картинка с изображением дня, вечера, ночи, утра; настольная лампа; маски (планеты солнечной системы, земля, луна).
Ход НОД:
Воспитатель: Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Кто знает, как она называется? Правильно, глобус.
Это маленькая копия Земли.
Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Прежде всего, на Земле есть два полюса. Покажите мне на глобусе полюса. А что вы еще увидели?
Дети: Моря, океаны, материки.
Воспитатель: А какого цвета моря, леса, горы, пустыни?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, почему происходит смена дня и ночи. Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью?
Дети: Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.
Воспитатель: Но прежде, чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?
Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка» :
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
Воспитатель: А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?
Дети: Земля.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
Ни начала, ни конца;
Ни затылка, ни лица;
Знают все, и млад и стар,
Что она большущий шар.
Дети: Земля.
Воспитатель: А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?
Дети: Влияет.
Воспитатель: Как влияет?
Дети: Оно греет Землю.
Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает?
Дети: Не отдыхает.
Воспитатель: Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)
Дети: Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.
Воспитатель: А вы как думаете, Солнце движется?
Дети: Нет.
Воспитатель: Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?
Дети: Утро.
Воспитатель: На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.
А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус).
Наша милая планета
(Ты, конечно, знаешь это)
Каждый день и каждый год
Совершаешь оборот.
А с Земли при наблюденье
Создается впечатленье,
Что кружиться не она,
А все звезды и Луна.
Воспитатель: Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе). А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. Ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.
Воспитатель: Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь, а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.
Физминутка
А сейчас мы с вами дети,
Улетаем на ракете,
На носочки поднялись.
Опустили руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Воспитатель: Я предлагаю, чтобы мы с вами сейчас сделали из природного материала (репейника) модель нашей Земли. Какая у нас Земля? (Круглая). Значит, нам нужно сделать шар.
Выставка «глобусов»
- С чем мы сегодня познакомились? (С глобусом)
- Что такое глобус? (Модель нашей Земли).
- Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, горы, равнины, материки, страны).
Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами узнали очень много интересного.