Татьяна Кикиляева
Конспект НОД по теме «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Образовательные:
Закрепление и уточнение названий зимующих птиц Калмыкии, их характерных внешних признаков, питания;упражнение в словообразовании сложных прилагательных; обогащение словаря по данной теме.
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Публикация «Конспект НОД по теме „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие:развитие мышления при составлении рассказа по мнемотаблице;развитие зрительного восприятия в ходе соотнесения изображений;развитие слухового восприятия в результате определения и различения голосов птиц;развитие памяти в ходе припоминания основных особенностей внешнего вида птиц, различных видов кормов;развитие внимания.
3. Воспитательные: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним,вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Оборудование:проектор, дидактические картинки: кормушка на дереве, сало на ветке, хвойного дерева с шишками, рябина с ягодами;изображения зимующих птиц; мнемотаблица как план для составления описательного рассказа о птице; магнитофон, диск с записью голосов зимующих птиц; поднос с различными видами корма; раздаточный материал: разрезные картины с изображением зимующих птиц.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и картин по теме «Птицы», «Зимующие птицы»;
- чтение рассказов;
- разучивание стихотворений и загадок;
-наблюдение в природе за птицами.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
На экране картина зимнего пейзажа.
Ребята! Посмотрите, как темно на улице. (Приоткрывается окно) Откуда дует так сильно ветер? (Включается запись звуков зимнего леса) Куда мы с вами сегодня попали? Какие звуки вы можете различить? Правильно, треск веток, дятел стучит по дереву, поют другие птички. Сейчас мы с вами вспомним, какие птицы зимуют в нашем краю, а для этого – внимание на экран.
П. Основная часть.
1. При просмотре видеопрезентации «Как живете, птицы?», воспитатель читает стихи, дети рассматривают птиц : снегиря синицу, воробья, свиристеля, сойку, поползня, клеста, ворону, голубя, дятла; картинку с кормушкой.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и
Прилетело? Мы расскажем. разжимать кулачки.
Две синицы, воробей, На каждое название
Шесть щеглов и голубей, птицы загибать по
Дятел в пестрых перышках - одному пальчику.
Всем хватило зернышек. Ритмично сжимать и разжимать пальцы
2. Давайте подумаем ребята, что есть общего у всех птичек, которых мы сейчас с вами видели? (Ответы детей)
-Правильно, у всех птичек есть обязательно туловище, голова, глазки, клюв, два крыла, две лапки и хвостик. Все, кроме глаз, клюва и лапок, у птиц покрыто перьями. И все они умеют летать. А чем отличаются птички друг от друга? (Ответы детей)
-Да, все они разного цвета. (Слайд)А еще у каждого есть свое любимое блюдо, например, синичка очень любит несоленое сало, снегирь – ягоды и семена растений, дятел питается жучками и червячками, клест разлущивает шишки.
-Сейчас мы с вами попробуем накормить наших пернатых друзей. Вы видите несколько картинок: сало на ветке дерева, рябину, елку с шишками, кормушку с крупой и семенами, лежащие на земле продукты.
-На столе лежит по две картинки с изображением каждой птички. Девочки выходят поочереди и рассаживают птиц поближе к их любимому угощению. Теперь выходят мальчики и помогают птичкам добраться до их дома: он либо в городском дворе, либо в лесу.
3. Мы славно потрудились. Теперь давайте встанем в кружок и посчитаем ворон (речь с движением) :
«Мы по улице гуляли, дети шагают, руки на поясе
Дружно мы ворон считали: руки над головой
Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальцы правой руки
Надо всех пересчитать. загибают пальцы левой руки
Сосчитать мы их хотели, пожимают плечами
Но вороны улетели!» машут руками как крыльями, бегут
Воспитатель: (Слайд) Все птицы, о которых мы с вами сегодня говорили, очень красивые. И это мы видим нашими глазками. Но есть люди, которые не могут видеть глазками, но зато очень хорошо умеют слушать ушками. Например, наши старенькие бабушки. Представьте, что вам надо рассказать о птичке своей любимой бабушке. Чтобы вы ничего не забыли, вам поможет мнемотаблица. Итак, в нашей мнемотаблице следующие подсказки:
1. Название птицы.
2. Части - назови части тела птицы.
3. Цвет – цвет оперения птицы.
4. Дупло – где обитает птица.
5. Ягоды, семена – чем птицы питаются.
6. Человек – как люди помогают птицам зимой.
Дети описывают птиц по схеме. Воспитатель дополняет их рассказы, а затем на магнитофоне прослушивают запись птичьего пения.
Например:
1. Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, у нее белые щеки, а на голове чёрная шапочка. Хвост у нее короткий, клюв тонкий. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель: Питаются синицы ягодами калины, рябины, личинками вредных насекомых из под коры деревьев, семенами, очень любят несоленое сало. А теперь предлагаю вам послушать, как синичка поет (прослушивание записи на СД).
2. Снегирь–самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Кроме того, у него длинный хвост, короткий клюв, черная голова, серая спинка. Любит клевать ягоды.
Воспитатель:Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, сирени обрывая ягоды и расклёвывая семена. Любит семена арбуза и дыни.
Как снегирь поет? Давайте послушаем его песню на диске. (Прослушивание записей СД)
5. Воспитатель: А теперь в рабочих листах выполним задание «Чья тень?»,
«Найди по контуру», «Соедини по точкам».
Итог занятия:Вы все сегодня хорошо поработали,узнали много интересного и нового. Молодцы.