Виктория Казакова
Конспект НОД по речевому развитию для подготовительной группы «Знакомьтесь! Буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 8 группы
Тема: «Знакомьтесь! Буква Щщ!»
Интеграция образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Формирование представлений о букве Щщ.
Задачи:
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для подготовительной группы „Знакомьтесь! Буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
• воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.
2. Образовательная область «Речевое развитие» :
• познакомить детей со звуком [щ’] и буквой Щщ;
• отрабатывать умение выделять заданный звук в слове, определять его место в данном слове на примере звуков [щ’];
• продолжить обучение фонетическому анализу слов;
• совершенствовать навык чтения слогов с новой буквой Щщ;
• расширять и совершенствовать словарный запас детей.
3. Образовательная область «Физическое развитие» :
• развивать мелкую и общую моторику;
• учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• Закреплять умение конструирования из пушистой проволоки;
• Развивать воображение;
• Совершенствовать навыки работы с карандашами.
Методы и приемы:
• практические: составление слов из букв, конструирование буквы Щщ из синельной (пушистой) проволоки.
• наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением предметов, похожих на букву Щщ, предметов, названия которых начинаются с буквы Щ, самой буквы Щщ.
• словесные: дидактическое упражнение «подбери букву», звуковой анализ и синтез слогов и слов, составление предложений.
Материалы и оборудование: иллюстрации предметов, напоминающих букву Щщ, предметов, начинающихся на Щщ; буквы русского алфавита; синильная проволока; декоративные камушки; конверты с заданиями; игрушки (ежик, лисенок, сова, поезд).
Логика образовательной деятельности:
№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент
Дидактическое упражнение «Подбери букву» Ребята, сегодня к вам на занятие пришли игрушки. С самого раннего утра они ждут, когда с ними кто-то поиграет. А как вы думаете, что любят игрушки?
Игрушки любят, чтобы с ними играли, обнимали. А еще они любят, чтобы их дарили. Сейчас я предлагаю мальчикам взять по одной игрушке и подарить девочкам. А потом девочки тоже подарят по игрушке мальчикам. Кроме игрушки, не забываем дарить друг другу улыбку и говорить «спасибо».
А теперь я попрошу каждого из вас назвать звук, с которого начинается название вашей игрушки, и подобрать букву, которой обозначается этот звук.
Ответы детей
Дети сидят полукругом на стульчиках, включаются в разговор, отвечают на вопросы. Выполняют действия в соответствии с заданиями.
Дети подбирают соответствующую букву и называют звук, с которого начинается название игрушки.
Создание положительного настроя на НОД.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа
2. Сообщение темы занятия. Знакомство с характеристиками звука [щ]
Ребята, сегодня к нам снова пришли наши друзья: Ежик, Лисенок и Мудрая Сова. Давайте вспомним, чем наши друзья любят заниматься?
Наши друзья продолжают свое путешествие в страну Азбуку. Послушайте, какая история произошла с Лисенком. Проснувшись рано утром, когда все еще спали, Лисенок встал со своей кроватки и на цыпочках вышел на улицу. Он решил, что совсем не обязательно умываться. Дверь ближайшего домика была незапертой. Вежливо постучав и не дождавшись ответа, Лисенок приоткрыл дверь, заглянул внутрь. Но он ничего не успел увидеть, так как навстречу ему ринулась стая всевозможных щеток. В ужасе Лисенок помчался прочь, но щетки кинулись в погоню. Настигнув беглеца, щетки стали его чистить: «Щу-щу-щу-щу! Мою, чищу, полощу. Всех грязнуль переучу: к чистоте их приучу!». На шум прибежали друзья, но щетки остановились, лишь, когда Лисенок был вычищен. А потом спокойно улетели в свой домик: «Щ-щ-щ!».
С каким звуком улетели щетки?
Звук «Щ» обозначается буквой Щщ. Сегодня мы поговорим о букве Щщ.
Давайте произнесем «щ».
Что делают губы и язык при произнесении звука?
Значит есть преграда? Зубки?
Как Вы думаете, звук «щ» гласный или согласный?
Почему?
Давайте приставим ладошку к горлышку и произнесем звук еще раз.
Попробуйте почувствовать: есть колокольчик или нет?
Значит звук какой?
Верно. Мы слышим только шум.
Звук «щ» твердый или мягкий?
Ребята, звук «щ» всегда мягкий!
Каким цветом мы будем ее обозначать в схеме?
А теперь я буду произносить различные звуки и слоги, слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук «щ». Также попрошу Вас определить место звука в слове (начало, середина, конец).
Путешествовать.
Звуком «Щ»
Дети произносят
Ответы детей
Да.
Согласный.
Его нельзя пропеть, встречается преграда.
Дети выполняют задание
Нет
Глухой.
Ответы детей.
Зеленым.
Дети выполняют задание. Вызвать у детей интерес к теме занятия.
Развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать и находить место звука в слове.
3. Физкульминутка Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.
Снятие физического напряжения.
4. Знакомство с буквой Щщ. Ребята, давайте пройдем за столы и посмотрим внимательно на доску: найдите среди картинок изображения предметов, похожих на букву Щ.
Сейчас мы с Вами будем создавать портрет нашей буквы.
Дети выполняют задание.
Дети выкладывают букву Щ из синильной проволоки. Дети запоминают, как выглядит буква Щ.
5. Зрительная гимнастика Мы с Вами знаем, что буквы любят ходить в гости. Вот и буква Щ не исключение. Давайте проследим ее путь и постараемся составить слоги.
Дети составляют слоги с буквой Щ, дают характеристику каждого звука в слоге. Дети учатся составлять слоги с новой буквой.
6. Выработка умения составлять и читать слова с буквой Щ. Ребята, обратите внимание: перед вами на столах лежат конвертики. Найдите, пожалуйста, среди букв, находящихся в конверте, букву Щ. положите ее перед собой.
Теперь найдите в конверте любую гласную и составьте слог, состоящий из гласной и буквы Щ.
Прочтите, пожалуйста получившийся слог и охарактеризуйте звуки, из которых он состоит.
А сейчас достаньте из конверта все имеющиеся буквы и постарайтесь сложить слово.
Где располагается буква Щ в вашем слове : в начале, середине или конце.
А сейчас я попрошу Вас, используя «кристаллы», дать характеристику каждому звуку в Вашем слове.
Дети находят букву Щ.
Дети составляют слог.
Дети по-очереди читают слоги, характеризуют звуки.
Дети составляют слова.
Дети определяют местонахождение буквы Щ в словах.
Дети выполняют задание. Дети закрепляют умение составлять и читать слова, проводить звуко-буквенный анализ.
7. Подведение итогов занятия. Скажите, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
Какой звук она обозначает?
Дайте характеристику звуку, какой он?
Придумайте слово, которое бы начиналось со звука «щ».
С буквой Щ
Звук «щ»
Согласный, глухой, всегда мягкий.
Дети придумывают слова на «щ». Закрепление материала.