Филько Светлана Степановна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познавательное развитие; ознакомление детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Познакомить с одним из видов камней Ставропольского края (песчаник) и Балтийского моря-янтарь. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы „Удивительные камни“» размещена в разделах
Развивающие: развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать; развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе; прививать любовь к родной стране и краю.
Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация; сундучок ощущений, наборы камней, янтарь, емкости с водой, головные уборы, картины из янтаря, картина с морским пейзажем, пластилин.
Приветствие. Доброе утро, «Собрались ребята в круг, я твой друг и ты мой друг; крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!»
Хорошим настроением мы запаслись, а теперь давайте познакомимся.
Упражнение-знакомство «Разноцветные камешки».Разрешите я начну первая.
Ребята, у нас видеозвонок, на прямой линии тётушка Сова.
Тётушка Сова. Здравствуйте, ребята! Я тётушка Сова. Мне сказали, что в детском саду очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому я хочу попросить у вас помощи. В своём лесу нахожу странные и неизвестные мне предметы, помогите мне пожалуйста разобраться что это такое и как эти предметы можно использовать! Я их спрятала в сундучок и нарисовал карту, чтобы только вы смогли его найти! Надеюсь на вашу помощь.
Воспитатель. Ребята, поможем тётушке Сове?
Вот карта, по которой мы будем искать сундучок (работа по карте, ориентировка в пространстве).
Воспитатель. А вот и сундучок! Он не простой- это сундучок ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает предмет, но нам не скажет что это такое, даже если узнает. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Кто хочет быть ведущим и отвечать на наши вопросы? Вопросы: (Если дети не задают вопросы, воспитатель берет инициативу на себя: Можно мне задать вопрос)
Вопросы:
Это живое или неживое? Это съедобное или нет?
Холодное или теплое? Плотное или рыхлое?
Тяжелое или легкое? Этот предмет гладкий или шершавый?
Дети, как вы думаете, что находится в сундучке ощущений?
Свой ответ начните со слов: я думаю в сундучке находятся. .
(Ответы детей)
Воспитатель. Как вы догадались, что это камень?
Дети. Он гладкий, холодный, тяжелый, круглый.
Воспитатель. Молодцы! Чтобы узнать побольше о камнях предлагаю отправится в лабораторию, но для начала наденем головные уборы ученных.
(Дети одевают).
Воспитатель. Господа, ученые занимайте рабочие места, у вас у всех лежат камешки. Рассмотрите их внимательно при помощи лупы, можно взять в руки, потрогать. Что вы увидели на своих камнях?Как вы считаете, они одинаковые или разные? А чем же они отличаются? Какой вывод мы можем сделать? Выложите слева направо от самого маленького к самому большому камешку. Сосчитайте камни туда и обратно.
Воспитатель. А теперь мы посмотрим на экран и ответим на вопрос-где можно найти камни? (Презентация, беседа по картинкам)
Давайте превратимся в большую гору!
Физкультминутка:
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель. Теперь продолжим наши опыты и узнаем какие еще свойства бывают у камня. Возьмите в одну ладошку пластилин, а в другую камень и сильно сожмите. А теперь раскройте ладошки и скажите что произошло с пластилином, с камнем и почему? Свой ответ начните со слов: пластилин., потому что.
Дети. Пластилин изменил форму,потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый.
Воспитатель. Ребята, сейчас мы определили еще одно свойство камней. Какое это свойство?
Воспитатель. А теперь возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, а теперь положите перышко в воду. Утонуло оно?
Почему? Возьмите камешек - подуйте на него, опустите в воду, что произошло?
С помощью этого опыта какое свойство камня мы узнали еще?
Воспитатель. Ребята, а вы знаете где человек использует камни?
Дети. В строительстве дорог, украшения, лечение. Правильно, ребята!
(Просмотр презентации с комментариями воспитателя и детей).
Еще давным-давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки: мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов, при дизайне приусадебных участков, для оформления клумб, альпийских горок, дорожек. Одним из таких камней является песчаник, который добывается в Ставропольском крае. Так какой же камень добывают в Ставропольском крае?
Воспитатель. Дети, вы все очень хорошо потрудились. А сейчас я вас приглашаю еще в один уголок нашей Родины, на берег Балтийского моря. Располагайтесь поудобнее, чтобы друг другу не мешать, можно прилечь (воспитатель включает аудиозапись «Шум моря»)
Воспитатель. Закройте глаза. Представьте себе, что мы находимся на берегу моря. Светит теплое солнце. Мы греемся под ним. Наши руки и ноги расслаблены, по телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок. Дышим спокойно и глубок, набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Вдох — выдох. Нам хорошо и спокойно. Волна набегает за волной, играет камушками. Вдох — выдох (2 раза). Волна набегает за волной и что-то несет к нашим ногам. Откройте глаза. (Воспитатель показывает на ладони янтарный камень). Что это? (камень) Воспитатель: Кто-нибудь знает как он называется?
Ответы детей.
Воспитатель. Это камень Янтарь. Янтарь — это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Отличительные особенности камня — золотистый цвет, напоминающий солнечный свет. Размеры янтаря колеблются от маленькой песчинки до размера лимона или гусиного яйца. А еще из янтаря создаются прекрасные картины. А давайте мы с вами пройдем в художественную мастерскую и попробуем изготовить картину из янтаря. (Работа над созданием картины из янтаря)
Воспитатель. Ребята, у нас снова видеозвонок, на прямой линии тётушка Сова.
Тётушка Сова. Ребята, расскажите мне что это за неизвестные предметы, которые я прислала вам? Откуда они берутся и как их можно использовать?
Ответы детей.
Тётушка Сова. Вот спасибо! Теперь буду знать и расскажу всем своим друзьям в лесу. Вам дарю все камни. Не просто так, а чтобы вы сделали из них коллекцию! До свидания!