Вагиф
Ознакомление дошкольников с Самарской губернией во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект на тему:
«Ознакомление дошкольников с Самарской губернией во второй младшей группе»
Крайне важным в аспекте патриотического воспитания является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания основ патриотизма необходимо начинать в дошкольном возрасте. Почему? В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, развитие эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Дошкольное детство – отрезок жизни человека, наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы его восприятия очень ярки и сильны. Следует отметить, что воспитание патриотизма в дошкольный период – задача довольно сложная, в силу личностной несформированности ребёнка. Психологи отмечают: нравственные качества у дошкольника не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания. Поэтому необходима профессионально и грамотно выстроенная работа педагогов, личная убежденность и заинтересованность. Планируя и организуя деятельность по патриотическому воспитанию, педагогу дошкольного учреждения следует опираться на основные принципы дошкольного образования, заложенные во ФГОС ДО (п. 1.4.) : 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
Публикация «Ознакомление дошкольников с Самарской губернией во второй младшей группе» размещена в разделах
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество организации с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, при отборе содержания патриотического воспитания необходимо учитывать:
• принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, который предполагает пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, а прежде всего местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю;
• принципы научной обоснованности и практической применимости, которые означают, что должны формироваться такие знания, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• соответствие содержания критериям полноты, необходимости и достаточности: требуется подбирать материал, максимально приближенный к разумному «минимуму»; такие сведения и понятия, которые дошкольник с его небольшим жизненным опытом способен усвоить. Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали:
• воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу;
• развитию интереса к русским традициям, толерантного отношения к другим народам, интереса к их культуре и традициям;
• расширению представлений о Самаре и других городах России;
• знакомству детей с символами государства;
• развитию чувства ответственности и гордости за достижения города, страны;
• формированию бережного отношения к природе края. Данные задачи могут решаться во всех видах детской деятельности. В соответствии с ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) ведущие виды деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями).
Целью в работе педагога по этому направлению является приобщение детей к культурному наследию многонационального города Самары; формирование представлений о его истории и современности, гордости за то, что они являются жителями Самары. Ознакомление детей с родным городом будет для них увлекательным только в том случае, если знания, которые будут передавать им взрослые, они смогут каким-либо образом применить в организованной им деятельности (игровой, познавательно-исследовательской и др.). При этом должно быть рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок на ребенка. Какие задачи по ознакомлению с Самарой можно определить, организуя те или иные виды детской деятельности:
• формировать у детей представления: – об истории Самары; – о разнообразии и уникальности природы Самарского региона : его растительном и животном мире; – о традициях народов, населяющих город; – об особенностях архитектуры города; – о принадлежности Самары к космической отрасли;
• знакомить детей с возможностями Самары как крупного промышленного города; с биографией заслуженных людей, имена которых носят улицы, площади города.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке. При этом важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Семейное изучение своей родословной следует осуществлять в контексте осмысления важных моментов: традиции семьи и национальные традиции; судьбы членов семьи через призму судьбы страны.
Знакомство с городом начинается со знакомства с детским садом, с улицей, на которой живет ребенок или по которой идет в детский сад. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
Можно рекомендовать экскурсии (в том числе виртуальные, через интернет, которые позволят ярко представить историю, природу Самары и Самарского края :
Самарский областной историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина;
Самарский областной художественный музей;
военно-исторический музей краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа;
детская картинная галерея;
музей-усадьба Алексея Николаевича Толстого;
музей трамвайно-троллейбусного управления и другие.
Организуя работу по патриотическому воспитанию, необходимо продумать, какие элементы развивающей предметнопространственной среды группы, детского сада будут вовлечены. Это могут быть мини-музеи, выставки, уголки и т. п. Важно, чтобы они были доступны и понятны детям. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной деятельности.